Внешний контроль со стороны организаций
В своей пионерской работе «Внешний контроль над организациями» Дж. Пфеф-фер и Г. Салансик набросали «эскиз» теории макровласти (которую было бы точнее назвать, пожалуй, «внешним контролем со стороны организаций»). Авторы утверждают, что организации «могут адаптироваться в соответствии с требованиями внешней среды или... могут попытаться изменить окружение так, чтобы уже оно соответствовало их способностям» (Pfefferand Salancik, 1978:106). Первого взгляда придерживается школа внешней среды, второго — школагмакрр9дас1И. Позиция последней состоит в акценте на активные воздействия или переговоры с субъектами внешнего окружения. Такая постановка вопроса позволяет Дж. Пфефферу и Г. Салансику перейти к описанию тех способов, при помощи которых организация может осуществлять ясные, осознанные стратегии политического характера. Действительно, значительная часть обсуждаемых ими стратегий никак не менее генерическая, чем стратегии школы позиционирования. А в некоторых случаях они просто совпадают! Например, если слияние рассматривается школой позиционирования как Экономическая стратегия, здесь оно считается политическим инструментом, реализующим политические цели — власть и контроль. У. Мултон и Г. Томас обсуждают как преднамеренную стратегию даже банкротство (Moulton and Thomas, 1978).
Различия школ состоят в том, кого и как Дж. Пфеффер и Г. Салансик включают в сопоставимый с точкой зрения М. Портера и других авторов школы позиционирования внешний контекст организаций. Так, они «объединяют» заинтересованные
206 Главав
группы компании и ее акционеров, а термин «рынок» заменяют термином «внешняя среда». Таким образом, число действующих лиц и сил на «горизонте» организации существенно возрастает.
Дж. Пфеффер и Г. Салансик полагают, что традиционная картина рынка как открытой «арены», на которой, по выражению М. Портера, организации «не стесняются в борьбе за свои позиции», в развитых экономиках вытесняется организационными, регулятивными и профессиональными системами, связанными между собой достаточно сложными отношениями. В данных обстоятельствах первоочередной организационной проблемой становится:
...управление обменом и взаимоотношениями с разнообразными группами, интересы которых затрагиваются действиями компании. Растущая взаимозависимость компаний определяет положение, когда организационные и межорганизационные эффекты опосредуются не столько безличными силами рынка, сколько регулированием и политическими переговорами... Переговоры, политические стратегии, управление институциональными отношениями организации, — именно эти вопросы приобретают все большее значение (Pfefferand Salancik, 1978:94).
Как следствие, организации имеют в своем распоряжений три базовые стратегии:
• Решение каждой проблемы в отдельности по мере их возникновения. Данную
стратегию можно трактовать как еще один вариант «последовательного вни
мания к целям» (Cyert and March, 1963), но теперь уже на уровне макровлас
ти. Вместо того чтобы справиться с проблемами одним решительным усили
ем, организация преодолевает барьер за барьером, к примеру сначала пытается
решить насущные финансовые проблемы, а затем уже предпринимает дей
ствия, направленные на укрепление рыночных позиций (96).
• Руководствуясь стратегическими соображениями, организация регулирует
информационные потоки. Данная стратегия позволяет ей манипулировать
ожиданиями и влиять на итоговый результат. «Уровень удовлетворения или
разочарования группы определяется ее ожиданиями, ее прошлыми приобре
тениями, а также успехами конкурирующей группы. Так, наемные работни
ки могут отказаться от требования об увеличении заработной платы, если
предприятие находится на грани банкротства, а поставщики, кредиторы и
владельцы также терпят убытки. Однако если окажется, что их обманули и
что собственники на самом деле тайно получают прибыли, возможен взрыв
возмущения. В интересах организации сделать так, чтобы каждая группа или
организация чувствовала, что она получает максимум из возможного. Конк
ретные же сведения о "приобретениях" той или иной группы — самая страш
ная тайна организации» (96).
• Организация может восстанавливать одну группу против другой. Например,
«требование муниципальных работников повысить заработную плату может
быть противопоставлено требованиям жителей города о снижении налогов» (97).
Некоторые организации стремятся к уменьшению внешних зависимостей или же по крайней мере к достижению соглашения со сторонними организациями для того, чтобы действовать в данной среде сообща. Современные стратегии предполагают адаптацию структуры и информационных систем, в то время как стратегии, направ-
Школа власти
ленные на сокращение зависимости и достижение контроля над внешними факторами, предполагают слияния (абсорбация внешних сил), лоббирование выгодных для себя действий правительства (например, тарифное или иного рода регулирование коммерческой деятельности) и т. д. Возможно и использование неформальных или закулисных методов. В начале XX в. довольно широкое распространение получили различные виды объединений нескольких организаций, что позволяло обратить их конкурентную взаимозависимость во взаимное же преимущество через соглашения о фиксированных ценах и разделе рынков. Впоследствии многие из этих методов были объявлены незаконными, однако большая часть их используется и поныне, хотя и в скрытой форме (что привело к тому, что они стали просто вездесущими).
В целом, на одном из полюсов организационного континуума организация становится инструментом в руках внешних могущественных групп, когда ее деятельность определяется внешними по отношению к ней мотивами, например ее владельцем (Mintzberg, 1982). На противоположном полюсе группируются организации, сравнительно закрытые для внешних воздействий, — монополии, когда, к примеру, ни одна из заинтересованных групп не оказывает реального влияния. Таким образом, организация становится скорее источником, чем предметом вдия-ния. Между полюсами находятся организации, которые испытывают на себе воздействие нескольких фокусированных групп влияния, а потому оказываются перед лицом довольно сложной, разделенной системы власти. В приводимом ранее примере с группами внутри пеницетарного учреждения (а попросту тюрьмы) — это раскол между сотрудниками, которые рассматривают его как средство наказания, и служащими, воспринимающими его как инструмент социальной реабилитации заключенных. Или же это корпорация с концентрированным в одних руках управлением, которая сталкивается со столь же сильным профсоюзом или одним чрезвычайно влиятельным и важным клиентом. Главной задачей макровласти, конечно же, является достижение второго статуса, т. е. сравнительно высокой степени закрытости для внешних влияний.
Ряд довольно популярных прикладных работ в области макровласти посвящен главным образом анализу заинтересованных групп, стратегическому маневрированию и выработке кооперативных стратегий. Ниже мы более подробно обсудим каждую из них. Сейчас же отметим, что все три концепции тесно связаны с теориями рассматривавшихся нами школ, а потому излагать их мы будем в терминах неких гибридных взглядов на стратегический процесс.