Соотношение понятий «политическое лидерство» и «гражданское общество»

БИЛЕТ 17

Перспективы формирования гражданского общества в РБ.

Разделение властей в РБ

Особенностью функционирования исполнительной власти в Республике Беларусь является наличие "президентской вертикали".

. К таковым относят:

- статус Президента в качестве Главы государства. Фактически он является и главой исполнительной власти;

- избрание непосредственно народом;

- назначение Президентом на должность и освобождение от должности главы Правительства и министров (по согласованию с Советом Министров);

- ответственность Правительства перед Президентом;

- право Президента председательствовать на заседаниях Правительства;

- право Президента распускать палаты парламента.

В политическом управлении различают уровни структуры исполнительной власти - республиканский и местный.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь, в структуру которого включены министерства, государственные комитеты, является центральным (республиканским) органом государственного управления. Администрация Президента Республики Беларусь, является центральным (республиканским) органом политического управления. К структурам политического управления относят также консультативные и иные органы управления, формируемые и осуществляющие свою деятельность при Президенте Республики Беларусь.

Местный уровень структуры исполнительной власти включает исполнительные комитеты (исполкомы) областного, городского, районного подчинения.

Процессы государственного строительства в сфере законодательства реализует представительный и законодательный орган - Национальное собрание Республики Беларусь (Парламент), состоящий из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики - на республиканском уровне, а также Советы депутатов - на областном, городском, районном уровнях. Функции парламентаризма:

1. Функция осуществления государственной власти означает делегирование Национальному собранию Республики Беларусь законодательных полномочий на принятие актов высшей юридической силы, издание декретов, имеющих силу закона от имени народа как единственного источника государственной власти и носителя суверенитета.

2. Функция представительства политических интересов белорусского народа реализуется путем проведения выборов в палаты белорусского Парламента.

3. Функция нормотворчества (законотворчества).

4. Функция легитимации основана на соблюдении в деятельности Парламента основных принципов, которые составляют степень доверия институту парламентаризма со стороны белорусского общества.

5. Функция информационного обеспечения. Поскольку Парламент является представительным органом государственной власти, его деятельность базируется на информированности граждан о работе палат Национального собрания, их органов и должностных лиц, а также принимаемых ими решениях, фактах и явлениях, на которых основаны эти решения.

6. Функция политического контроля. В условиях разделения государственной власти Парламент в Республике Беларусь может контролировать деятельность иных государственных органов, которым переданы властные полномочия. При этом Парламент сам контролируется через различные политические институты.

Судебная власть в Республике Беларусь призвана самостоятельно и независимо осуществлять правосудие на основе и в порядке, предусмотренном законом. Территориально-государственная организация Республики Беларусь обусловливает построение и функционирование унитарной (единой) системы судебных органов, среди которых выделяют суды общей юрисдикции (Верховный суд Республики Беларусь, областные суды, Минский городской суд, городские суды, районные суды, военные суды), централизованные или хозяйственные суды (Высший Хозяйственный суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, Хозяйственный суд г. Минска, хозяйственные суды районов), Конституционный суд и Международный арбитражный суд.

Суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной власти и должны обладать беспристрастностью и независимостью.

Важнейшее направление современного этапа государственного строительства в Республике Беларусь связано со становлением управления на местах, передачей части управленческих функций со стороны государства местным органам власти.

Важно проводить различие между понятиями "местное управление" и "местное самоуправление". Под местным управлением понимается форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов государственной власти для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на данной территории. В то же время местное самоуправление является своеобразной альтернативой управлению местными делами "сверху". Это форма организации и деятельности граждан для непосредственного решения проблем или, через избираемые ими органы, местных задач.

Деятельность практически всех институтов политической системы Республики Беларусь - исполнительной, законодательной, судебной властей; партий; общественно-политических объединений и движений; союзов; СМИ; организаций, официально не связанных с политикой, но активно влияющих на политическое управление, - армия, церковь, предпринимательские структуры - продолжают находиться на стадии своего динамического развития.

БИЛЕТ 18

Наши рекомендации