Методы и функции политологии. Необходимость ее изучения в ВУЗе.
Методология – совокупность принципов, способов познания науки.
Общенаучные методы:
а) анализ и синтез
б) индукция и дедукция
в) аналогия
г) моделирование
д) диалектический - раскрывает взаимосвязи между политикой, обществом и культурой.
е) исторический
Частные методы:
а) бихевиористкий (поведение, поступок) – анализ п/поведения отдельной личности или социальных групп
б) системный – раскрывает взаимосвязь между политикой и обществом
в) социологический – совокупность приемов и методов социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной п/жизни
г) коммуникационный – общения участников п/процессов
Функции политологии как учебной дисциплины.
1. Гносиологическая (теоретико-познавательная) – формирует знания о политике и ее роли в обществе.
2. Мировоззренческая – помогает правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, групповых, личных интересов и правильно определить свое место в п/жизни общества.
3. Регулятивная – воздействие людей и организаций на п/процесс, их участие в политических процессах и рационализации политической жизни.
4. Методологическая – раскрывая общие закономерности политики, создает базу для более частных п/теорий.
5. Аналитическая – анализ, оценка результатов деятельности государства, политических партий, других субъектов политической организации общества.
6. Прогностическая – позволяет прогнозировать последствия принимаемых п/решений, развитие п/процессов, своевременное корректирование политики.
7. Воспитательная – создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогает политической социолизации общества.
Структура политологии.
1. Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Основные этапы развития политической мысли.
3. Политическая власть как социальный феномен.
4. Политическая система общества и институты власти.
5. Политические режимы и политическое лидерство.
6. Проблемы демократии – теория и реальность.
Необходимость изучения политологии:
1) дает систематизированные знания о политике и закономерностях ее развития
2) поднимает политический уровень студентов
3) учит студентов разбираться в политических процессах, понимать их и уметь анализировать (ведь политически неграмотный человек – легкая добыча политиков)
4) политика участвует в решении ряда вопросов медицины
4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве.
Становление п/мысли происходило во время возникновения государств. Высокое развитие государств привело к высокому развитию п/мысли. Наивысшего расцвета п/мысль достигла в Древней Греции.
Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций, Лао Цзы занимались поиском наилучшего устройства государства.
Платон – великий философ, мыслитель и политолог, идеолог афинской демократии. Создал систему философского идеализма, в которую органично вписалась теория идеального государства. 44 произведения, все дошли до наших дней (в том числе «Государство», «Законы»).
Принципами основных политических идей о наилучшем устройстве человеческого общества и государства должны были быть справедливость и добро.
Основные идеи:
1) государство должно управляться мудрецами
2) в основе науки управления – знания, профессионализм.
Делил общество на три сословия:
а) философы – высший слой, присуще разумное начало
б) воины – присуще аффективное (эмоциональное, яростное) начало
в) земледельцы, ремесленники, купцы – присуще вожделеющее (жаждущее богатство) начало
Философы и воины управляют (философы создают законы, воины – стражи порядка, охраняют государство), они не имеют частной собственности и моногамной семьи, чтобы не злоупотреблять служебным положением, третье сословие производят материальные блага, имеет частную собственность и моногамную семью. Ограниченность учения: исключал рабов, т.к. не считал их людьми. Платон пытался создать такое государство в Сиракузах.
3) Выделил 3 формы государственного правления:
а) монархия – власть одного
б) олигархия – власть богатых и ее разновидность тимократия (честь, достоинство). При олигархии правит богатство, богатство находится на одном полюсе, на втором – нищета. Тимократия ведет к честолюбию и честолюбивому соперничеству.
в) демократия – власть народа. Демократия при полной свободе, если ее понимать как вседозволенное, может превратиться в анархию, в охлократию (свой антипод).
4) определение политики: это общественные и государственные дела, искусство управлять общественными и государственными делами.
5) принципы демократического правления:
а) идея народного собрания
б) выборы по большинству голосов («античная» демократия)
в) подчинение правителей закону или писаным нормам, праву.
Аристотель – ученик и критик Платона, учитель Александра Македонского. Написал свыше 1000 произведений, до наших дней дошло мало произведений.
1) исследовал типы политического устройства многих известных ему государств и изложил их в трудах «Полития» и «Никомахова этика».
2) защищал частную собственность и моногамную семью.
3) человек по своей природе – существо общественное («зоополитикус»), его назначение – жить в обществе. Реализовать себя человек может в трех сферах: семья, община, государство.
4) главная форма общения для человека – государство. Вне государства человек становится либо животным, либо божеством.
5) выделял 6 форм государственного устройства в зависимости от цели, которые ставят в них политики (3 правильных и 3 неправильных, в которые переходят правильные):
правильные | монархия | аристократия | полития |
неправильные | тирания | олигархия | демократия |
Наиболее правильно устроена полития – правят законы, власть большинства на основе законов ради общей пользы.