Демократия: сущность, признаки, модели. демократия и права человека

Понятие "демократия" впервые появляется в античности. Тогда ее рассматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на участие в управлении государством. Следует отметить, что античная демократия была демократией прямой, при которой весь народ, вернее все свободные граждане осуществляли правление.

Содержание термина демократия существенно расширилось. В наше время демократию рассматривают не только как тип политического режима, но и как:

· форму устройства любой организации, в основании которой находятся принципы равноправия, выборности, принятии решений большинством;

· идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности.

Демократия как тип политического режима характеризуется тем, что реальным подлинным источником власти является народ, граждане государства. Власть выбирается гражданами, выборы являются свободными. Кроме того, общество не только выбирает конкретных носителей власти, но и имеет возможность контролировать власть. Инструментами контроля являются в первую очередь СМИ: государственные и независимые от государства. Их роль настолько велика, что общество относится к ним как к "четвертой" власти.

Важнейшим инструментом контроля является деятельность оппозиционных структур в государстве. Они действуют в рамках закона, но в то же время их деятельность не подавляется, а обеспечивается наличием многопартийной системы, свободой деятельности общественных организаций и движений.

Для современных демократий характерным является принцип разделения властей, развитая система парламентаризма. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политических организаций находятся вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон.

Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере. Незыблемым правилом становится принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

Права и свободы граждан не только установлены в законе, но существуют установленные в законе механизмы их реализации. С формальной точки зрения демократия — это власть процедуры. Никакие установленные в законе процедуры не могут быть нарушены никем.

Современные демократические режимы – это, как правило, развитые системы политического представительства. Наиболее полно политическое представительство реализовано в парламентаризме. Парламентаризм – это определенная система правовых, морально-этических норм и принципов, система «правил игры», система политических и гражданских институтов, которые функционируют в обществе.

Особенностью демократического режима является также то, что его характеристики совпадают по большей части с признаками правового государства.

На современном этапе развития политической науки существует множество концепций и моделей демократии.

Проблема классификации моделей демократии достаточно сложна. В зависимости от того, кто имеет приоритет — личность, социальная группа или народ, выделяют модели:

1) индивидуалистические (главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства);

2) плюралистические (заинтересованная группа формирует интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Черты: признание заинтересованной группы центральным элементом политической системы общества; социальную основу демократической власти видят в соперничестве и балансе групповых интересов; идею сдержек и противовесов распространяют со сферы институциональных отношений на социальные; государство рассматривается как арбитр, сохраняющий равновесие соперничающих интересов и обеспечивающий саморегулирование всего общества);

3) коллективистские (отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму; абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью; отвергают принцип политического представительства, и утверждают, что демократия должна быть непосредственной).

Гарантия прав и свобод человека

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Идеалы свободы, уважение прав человека являются важными элементами демократии. Эти ценности отражены во Всеобщей декларации прав человека и дополнительно разъяснены в Международном пакте о гражданских и политических правах, закрепляющем совокупность политических прав и гражданских свобод, которые являются опорой демократических государств.

Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Общие принципы:

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения;

Признание, соблюдение и защита прав и свобод – обязанность государства;

Права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

Права и свободы человека должны быть непосредственно действующими;

Права и свободы должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

Права и свободы должны быть гарантированы судебной защитой;

Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

13. ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Государство – основной институт политической системы, организующий, совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство – это особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер.

Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Существуют различные подходы к исследованию государства:

· политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение "общих дел";

· классовый, согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие господства одного класса над другим;

· правовой (юридический), исследующий государство как источник права, своеобразную иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института.

Признаки государства:

· территория (земля, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема);

· население (совокупность людей, проживающих на данной территории, выступающая как источник и носитель власти в государстве);

· публичная власть (особый слой людей, профессионально занимающихся управлением, требует создания государственного аппарата);

· суверенитет (верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне);

· монопольное право на издание законов и других правовых актов;

· монопольное право на применение принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.п.);

· монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Функции государства:

К внутренним функциям относятся: обеспечение законности и правопорядка; хозяйственно-организаторская функция (выработка экономической политики, регулирование экономических отношений, формирование госбюджета, управление налогообложением и т.д.); социальная функция (социальная защита населения, развитие здравоохранения, пенсионное обеспечение, решение экологических проблем); культурно-воспитательная функция (развитие науки и культуры, системы образования, охрана исторических и художественных памятников, организация досуга и др.)

К внешним функциям относятся: защита интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда.

Государственный механизм – комплекс специальных органов и учреждений для осуществления указанных функций государство, включающий в себя:

1) представительные органы государственной власти; 2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления; 3) органы судебной власти; 4) органы прокуратуры; 5) органы государственного контроля; 6) органы охраны общественного порядка (милиция, полиция); 7) органы государственной безопасности; 8) вооруженные силы (армия).

Теории происхождения государства:

Государство возникло как результат естественного развитияобщества на известной ступени его зрелости. В политическойтеории сложились разные теории происхождения государства.

Теологическая теория (Ф.Аквинский и др.) исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный.

Патриархальная теория (Р.Фильмер, Н.Михайловский) рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства.

В теории общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности.

По мнению сторонников теории насилия (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер) государство возникает в результате завоевания одних народов другими. Государство есть форма господства более сильных над слабыми.

Классовая теория (К.Маркс, В.И.Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства: антропологические, демографические, этнические, психологические и т.п. Становление государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей.


Наши рекомендации