Тема 2: Экономические представления человечества в докапиталистических формациях

1.Экономическая мысль эпохи рабовладения

1.1.Экономическая мысль Древнего Востока

1.2.Экономическая мысль античного мира

1.2.1.Экономическая мысль Древней Греции(Ксенофонт, Платон, Аристотель)

1.2.2.Экономическая мысль Древнего Рима

2.Экономическая мысль эпохи феодализма

2.1.Экономическая мысль Востока в Средние века(средневековый Китай, экономические идеи арабов)

2.2.Экономическая мысль Западноевропейского Средневековья

2.3.Экономическая мысль феодальной России(IX - первая четверть XVII вв.)

3.Предпосылки и формирование элементов теории рыночной экономики. Меркантилизм.

3.1.Предпосылки возникновения меркантилизма

3.2.Два этапа развития: монетаризм и теория «торгового баланса»

3.3.Роль меркантилизма в развитии экономических идей

3.4.Западноевропейский меркантилизм

3.5.Идеи меркантилизма в России

3.6.Критики меркантилизма

3.6.1Теоретические основы критики капитализма. Дж.Локк

3.6.2.Требование свободной торговли. Д.Норс.

3.6.3.Критика меркантилистской теории денег. Дж.Вандерлинт и Д.Юм

3.6.4.Попытка защиты меркантилизма. Дж.Стюарт

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ РАБОВЛАДЕНИЯ

Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. На сегодняшний момент, однако, исследованы лишь те вопросы экономического мышления древности, которые были отражены в письменных источниках. Начало нашего изложения исто­рии экономической мысли совпадает поэтому с возникновением пер­вых цивилизаций.

Эпоха рабовладения начинается установлением классовых обществ в Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и Египте в IV тысяче­летии до н. э. Материальной базой этого процесса явилась технологи­ческая революция, связанная с началом применения металлов, пере­ходом к интенсивному (в ряде случаев орошаемому) сельскому хо­зяйству и возможностью получения на этой основе относительно устой­чивого прибавочного продукта. Это стимулировало развитие разделе­ния труда в обществе, выделение в особые профессии многих ремёсел, функций жрецов и управителей. В обществе возникла иерархическая структура.

Основными источниками получения прибавочного продукта были в эту эпоху эксплуатация крестьян-общинников через ренту-налог, получившая распространение в азиатском регионе, и эксплуатация ра­бов, государственных или частных. В зависимости от степени государ­ственного вмешательства в жизнь и хозяйственную деятельность «сво­бодных» жителей древневосточных государств их социально-экономи­ческое положение нередко приближалось к рабскому.

В некоторых регионах древнего мира усиленное развитие полу­чили товарно-денежные отношения, связанные прежде всего с обслу­живанием международной торговли (Финикия, Вавилон в некоторые периоды своей истории, ряд городов Греции). На этой основе здесь получила развитие частная собственность, основанная, как правило, на рабовладении. Ориентированные на продажу своей продукции, рабо­владельческие хозяйства требовали усиленной эксплуатации рабов. Возникло классическое, или античное, рабство.

Особенностью экономической мысли древнего мира была её недифференцированность от политико-правовой, религиозной идеологии. Собственно экономических трактатов найти практически невозможно. Это объясняется в первую очередь тем, что господствующие классы— носители письменной культуры — лишь в небольшой степени вмеши­вались в традиционный ход натурального производства. Их экономи­ческие интересы заключались лишь в устойчивом поступлении приба­вочного продукта. Поэтому и зафиксированная в письменных источ­никах экономическая мысль господствующих классов вращается в ос­новном вокруг создания нормальных условий для функционирования общин непосредственных производителей. Эти же проблемы имеют и экономическое, и правовое содержание. Экономическое учение часто совпадает с учением о государственном управлении. Различия лишь в том, что если речь идёт о нормах, рассчитанных на практическое при­менение, — это своды законов, а если имеют место общие рассуждения о принципах социального устройства — это социально-философ­ские сочинения.

Особняком стоят в этом ряду произведения (в основном античных авторов), посвящённые принципам организации частного хозяйства. Как правило, они представляли свод практических рекомендаций по всем аспектам деятельности частного предпринимателя: от технологии производства до ряда социально-экономических вопросов, например об обращении с рабами, организации их труда.

Несмотря на незрелость своих положений, экономическая мысль древности добилась ряда ценных теоретических результатов, вошед­ших в сокровищницу экономического наследия человечества. Это от­носится, прежде всего, к произведениям древнегреческих авторов — Платона и Аристотеля. Значительное влияние на дальнейшее развитие социально-экономических учений стран Востока оказали сложившиеся в древности концепции конфуцианства, легизма и даосизма, а также принципы, сформулированные в «Артхашастре».

Наши рекомендации