Социальный порядок и солидарность 1 страница
В приведенном подзаголовке названа одна из целей функционирования СМИ, служащих «общественным интересам», а потому ориентированных на сохранение социального порядка и укрепление солидарности, т.е. единства общества, тесно связанного с проблемами интеграции и гармонии.
Сами эти понятия весьма сложны и неоднозначны, как и подходы к их интерпретации. С одной стороны, власти предержащие рассматривают средства массовой коммуникации в качестве неявного элемента поддержания статус-кво1. С другой стороны, современные плюралистические общества не могут трактоваться как имеющие единый доминирующий порядок, который безусловно должен поддерживаться всеми. Это налагает на средства массовой коммуникации сложно дифференцированную ответственность, особенно когда речь идет о том, до какой степени СМИ могут поддерживать потенциальные радикальные изменения существующего положения дел, альтернативные социальные группы и субкультуры, а также как подходить к освещению конфликтов и неравенства в обществе. Соответствующие принципы, хотя и не полностью совместимые, выглядят так:
• средства массовой коммуникации должны обеспечивать каналами взаимного общения и поддержки те группы, на которые ориентирована их деятельность (на национальном, региональном, локальном уровнях);
• СМИ могут способствовать социальной интеграции, уделяя особое внимание индивидам и группам, находящимся в социально невыгодном или подчиненном состоянии;
• средства массовой коммуникации не должны подрывать состояние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка;
• в вопросах национальной безопасности (война, угроза войны, иностранного вторжения, терроризм) свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями национальных интересов;
• в вопросах морали, приличий и вкуса (особенно в вопросах изображения сексуальных сцен, насилия и использования языка) средства массовой коммуникации обязаны принимать во внимание господствующие в обществе нормы.
Роль стереотипов в массовой коммуникации
Массовая коммуникация в ее первоначальном понимании представителями Чикагской школы — это процесс создания стереотипов. Само понятие «стереотип»1 ввел в оборот известный журналист и видный политик Уолтер Липпман в работе «Общественное мнение» (1922), понимая под стереотипом «предвзятые мнения, которые решительно управляют всем процессом восприятия», описывая «обряды приобщения эмигрантов к американскому образу жизни» — в «плавильном тигле» Детройте. Именно стереотипы, считал Липпман, лежат воснове языка массовой коммуникации. Как раз на формирование стереотипов ориентировалась «новая» массовая пресса, аудиторию которой составлял «обыкновенный» или «простой человек». Первым, кто не только понял это, но и осуществил на практике, был англичанин Альфред Хамсуорт (позднее лорд Нортклиф), основавший в 1986 г. «Дейли Мэйл», а в1903 г. — «Дейли Мирор». Их отличие от прежних газет было не только в цене, важнее всего был новый стиль подачи материалов: информация не требовала размышлений и интерпретаций, но предполагала (и предлагала) готовые выводы. Суть этой новой формы, по мнению Хамсуорта, в следующем: «Бог сделал так, чтобы люди стали читать, чтобы я мог наполнить их мозги фактами, фактами и еще раз фактами, а потом указывать им, что они должны думать и кого они должны ненавидеть при этом». Издания подобного рода, рассчитанные на формирование стереотипов у невзыскательной публики, получила название «желтой прессы»2 (yellow press). В таких массовых изданиях на первый план выступала сенсационность, погоня за внешними эффектами как основным средством привлечения читателей. Классическим для данного подхода стало определение газетных новостей в конце XIXв. одним из сотрудников Херста: «Новости — это все,что заставляет читателя воскликнуть: ух ты!»
1 Стереотип (греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — монолитная
печатная форма, копия с типографского набора или клише.
2 Один из наиболее часто приводимых вариантов возникновения этого
понятия связан с историей американской печати конца XIX в., когда в пылу ос
трой конкурентной борьбы между создателями газетных монополий Пулицером
и Херстом последний в качестве «оружия» использовал карикатурные серии ху
дожника Р.Ф. Аутколта «Желтый малыш» (Yellow Kid).
Модели функционирования СМИ
Проблема выявления механизмов взаимодействия СМИ с государством и — шире — с обществом становится актуальной для коммуни-кативистики по мере накопления ею достаточного массива эмпирических данных, осмысление которых позволяет создавать идеальные модели, т.е. схематические описания процесса, фиксирующего некие общие принципы. Это свидетельство определенного «взросления» молодой науки, и для коммуникативистики таким этапом стала концепция трех американцев — профессоров Иллинойсского и Станфордско-го университетов, теоретиков и историков печати Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Петерсона, изложенная в книге «Четыре теории прессы»1, опубликованной в СШАв 1956 г. Несмотря на весьма серьезную критику, их идеи выдержали испытание временем и сохраняют свое значение в качества первой модели, описывающей взаимоотношения средств массовой коммуникации и государства в рамках определенной системы политических ценностей на достаточно длительном отрезке времени: начиная с XVII в. и до середины XX в.
Главный тезис авторов: «Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она
1 Siebert F., Peterson Т., Schramm W. Four Theories of the Press. Urbana, 1956. На рус. яз.: Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Карнеги, 1998.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
функционирует»1. Другими словами, социально-политическая струк
тура и определяемый ею уровень общественного сознания, господ
ствующий в данном обществе, регламентируют развитие массовой
коммуникации.
Авторы выделяют 4 системы функционирования прессы (называя их теориями), каждая из которых соответствует определенной социальной системе.
Авторитарная теория (authoritarian theory)
Либертарианская теория (libertarian theory)
Теория социальной ответственности (social responsibility theory)
Советская коммунистическая теория
По мнению самих авторов, эти четыре теории (системы) можно «укрупнить», объединив в две — авторитарную и либертарианскую, поскольку советская выступает как продолжение авторитарной, а теория социальной ответственности — развитие идей либертарианства в современном мире.
3.3.1
Авторитарная теория
Старейшая теория, зародившаяся в Европе как ответ на появление первого массового СМИ — газет2, которые с начала XVII в. превращаются в регулярные издания, а некоторые и в ежедневные, «когда общество и уровень техники достаточно продвинулись вперед, чтобы создать то, что мы сегодня называем "массовыми средствами комму-
1 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998. С. 16.
2 Газеты возникли в результате технологического прорыва — изобретенно
го немецким ремесленником из города Майнца Иоганном Гутенбергом в 1448 г.
печатного станка и распространения его с 1500 г. по Европе для целей книгопе
чатания, а затем и выходом с 1502 г. первых газет нерегулярными, хотя и массо
выми для того времени тиражами. Влияние новой технологии на ход человечес
кой истории и изменения, произошедшие в связи с этим в сознании человека,
глубоко проанализированы в книге М. Мак-Люэна «Галактика Гутенберга. Изоб
ретение человека печатной культуры» (рус. пер. — 2004).
3.3. Модели функционирования СМИ
никации"»1. Это был период господства в политической жизни абсолютных монархий, характеризующихся режимом личной власти и, как правило, диктаторскими методами руководства страной. Такой тип правления, основанный на беспрекословном подчинении власти, и называется авторитаризмом2.
Основные принципы авторитарной теории:
1) высшей ценностью является государство, группа важнее индивида, а человек способен реализовать свой потенциал только как член общества;
2) знания доступны только в результате умственного усилия, к чему склонны не все люди. Поэтому «мудрецы», способные к анализу и синтезу, должны стать советниками правителей. Доступное «мудрецам» знание становится нормой для общества в целом, способствуя достижению единства, при котором государство могло бы функционировать в целях достижения блага для всех. Норма понималась как единомыслие, которое достижимо лишь в условиях постоянного надзора и контроля;
3) деятельность прессы не должна приводить к подрыву существующей власти или установленного порядка; в ее материалах запрещена критика доминирующих в обществе политических и моральных ценностей, за чем строго следит цензура. Критика власти может рассматриваться как уголовное преступление, а журналисты зависимы даже внутри профессиональной организации.
Таким образом, в рамках авторитарной системы печать является «служанкой» власти, полностью зависящей от нее и пропагандирующей господствующие идеологические установки.
Функционирование прессы в условиях авторитарной системы держится на трех «китах»:
• государственной монополии на издания,
• лицензировании деятельности прессы,
• уголовном преследовании за публикации запрещенных сведений.
1 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998.С. 25.
2 От лат. auctoritas— власть, влияние.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
На ранних стадиях развития прессы государство полностью и весьма жестко контролировало деятельность частных учреждений печати путем выдачи патентов на издание газет лишь избранным благонадежным гражданам, а также постоянной предварительной цензурой1 материалов, результатом которой мог быть запрет на публикацию. С увеличением числа печатных изданий происходит прямое включение государства в процесс коммуникации: возникают официальные издания, транслирующие точку зрения правительства, вводится лицензирование отдельных печатных работ и официальный контроль над частными издательствами, а также уголовное преследование за допущенные нарушения, прежде всего за распространение неугодной властям информации, что приводило к закрытию издания, а нередко и к тюремному заключению автора публикации и издателя.
Однако эти меры становились все менее эффективными, и тогда власти начали прибегать к использованию экономических рычагов: явной или тайной покупке частных изданий, финансированию их из правительственных фондов. Косвенным методом контроля стала возникшая в XIX в. практика взимания специальных налогов с печатной продукции, получивших в Великобритании название «налога на знание», которая спровоцировала яростную политическую борьбу, и в 1861 г. были окончательно отменены2.
Как уже отмечалось, в XX в. авторитарная теория, по мнению авторов «Четырех теорий прессы», казалось бы сошедшая со сцены, обрела второе рождение, воплотившись, как они считают, в деятельности СМИ в Советском Союзе. Представляется целесообразным в данном случае отступить от хронологического принципа изложения, предпочтя ему логический, и рассмотреть здесь эту систему.
Одно предварительное соображение. Теоретической основой выделения данной системы функционирования СМИ является кон-
1 Цензура (лат. censura) — государственный надзор (обычно в виде предва
рительного просмотра) за содержанием печатных изданий, а также учреждение,
осуществляющее эту деятельность.
2 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998. С. 49.
3.3. Модели функционирования СМИ
цепция тоталитаризма1, развитая в трудах немецко-американского философа и политолога Ханны Арендт (1906— 1975), прежде всего в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951 )2, которая была чрезвычайно популярна в 50—60-е годы.
3.3.2
Советская система массовой коммуникации
Определяющим принципом системы является государственная монополия на информацию, фактически «огосударствление» прессы, радио и телевидения. Ленинская трактовка газеты как «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора» переносится на все СМИ, которые оказываются средствами массовой информации и пропаганды (СМИП).
СМИП в советской системе выступает как «инструмент» государства и партии: нет дискуссий с иными, по определению чуждыми мнениями, а потому и отсутствует возможность реального воздействия на иное мнение. Другими словами, средства массовой информации и пропаганды монополизированы партийным государством. В то же время они обеспечивают единство внутри партии и государства: все по видимости едины, говоря одно и то же — то, что соответствует генеральной линии партии (частное мнение излагается на кухне).
Деятельность институтов массовой коммуникации происходит на основе принципа партийности, предполагающего жесткое идеологическое соответствие господствующей идеологии и наличие явно выраженной системы «дозирования» информации, системы цензуры и санкций.
Все средства массовой коммуникации являются государственной собственностью, появление новых изданий или каналов — резуль-
1 Тоталитаризм (от лат. totalitas— цельный, полный) — обозначение ряда
социальных режимов XX в., базирующихся на однопартийной системе, все
объемлющем контроле и насилии, единой государственной идеологии. Термин
введен в политический язык в 20-е годы Б.Муссолини для характеристики воз
главляемых им движения и режима.
2 Arendt H. The Origins of Totalitarianism. В русском переводе книга вышла в
1996 г. под названием «Истоки тоталитаризма».
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
тат планирования, но не ответ на запросы рынка. Они тщательно организованы и распределены по всей территории СССР1 и весьма жестко контролируются партийно-государственными органами как со стороны содержания, так и по персональному составу (главные редакторы центральных СМИ — номенклатура ЦК КПСС, партийные органы на местах назначают их в региональных СМИ). Предварительная цензура осуществляется Главлитом — Главным управлением по охране государственных тайн.
3.3.3
Либертарианская теория
Теория предствляет собой модель независимой прессы или свободного рынка идей, противостоящая авторитарной модели и возникшая как ее оппозиция. Идеи, заложенные в этой теории, соответствуют американскому «Биллю о правах» и в течение почти двух веков являлись этическими ориентирами для журналистов США и Великобритании. В ее основе — взгляды создателей теории свободы печати Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д.С. Милля, фиксируемые в первых трех положениях и частично в пятом. Четвертый тезис возникает позже, отражая новые реалии.
Основные положения этой модели:
1) распространение информации должно быть доступно для индивидов без предварительного разрешения или лицензирования (признание равенства всех граждан на свободный доступ к информации);
2) критика правительства, официальных органов или политических партий не может быть наказуема;
3) публикации не должны подвергаться цензурным ограничениям, равно как чиниться препятствия при сборе материалов, ведущихся законными средствами;
1 У. Шрамм, автор главы о советской системе, приводит такие данные: перед революцией 1917 г. в стране выходило 1000 газет, а в середине 1950-х годов — 7000, не считая стенных (Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Карнеги, 1998. С. 191).
3.3. Модели функционирования СМИ
4) не должно существовать ограничений для распространения материалов масс-медиа через государственные границы;
5) журналисты обладают независимостью внутри института массовой коммуникации, а важнейшей формой разрешения споров между прессой и властью является суд.
Особенность этой модели — в обеспечении прессе таких возможностей контроля над правительством, какой ни один другой институт не мог дать. Именно в рамках этой теории складывается представление о прессе как «сторожевом псе демократии».
Фактически либертарианская теория прессы представляет собой теорию свободной печати, опирающуюся на первую поправку (First Amendment) к Конституции США, которая гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающегося свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб»1. Эта формулировка с момента ее принятия стала основой не прекращающихся до сего дня дискуссий, поскольку открывает простор для интерпретаций: в ней содержатся возможности как для расширения свободы сбора, распространения и получения информации, так и потенциальные возможности для ограничений этой свободы, что означает введение регулирования деятельности СМИ со стороны государства, а также противоположная тенденция дерегулирования, предполагающая снятие всех ограничений. Постоянная борьба этих двух тенденций формирует весьма напряженное поле взаимодействий между масс-медиа и государством, принимающее новые и чрезвычайно интересные формы в ситуации медиаглобализации2.
В современных условиях либертарианская теории получила дальнейшее развитие, став основой теории социальной ответственности средств массовой информации, возникшей в 50-е годы XX в.
1 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты.
М.: Юридическая литература, 1993. С. 40.
2 См. работу американского исследователя Монро Э. Прайса «Масс-медиа
и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее
вызов власти государства». М.: Ин-т проблем информационного права, 2004.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
Таблица 1
Нормативные теории деятельности средств массовой информации
Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория | |
Получила развитие | В Англии в XVI и XVII вв.; все еще применя ется | В Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно | В США в XX в. | В СССР и странах социалистического блока; некоторые элементы практиковались нацистами и итальянскими фашистами |
Теоретические основы | Философия абсолютной власти монарха, правительства или того и другого | Работы Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д. С. Милля, философия рационализма и естественных прав | Работы П. Хокинга, Комиссия по свободе прессы, практикующие журналисты; этические кодексы СМИ | Марксизм-ленинизм в его советском варианте |
Основная цель | Поддержание и проведение политики действующего правительства и обслуживание государства | Информирование, развлечение и продажа информации, но основное — поиск истины и контроль правительства | Информирование, развлечение и продажа информации, но главное — перевод конфликта на уровень обсуждения: СМИ как форум обмена мнениями | Поддержание системы социализма, в частности диктатуры партии, и содействие ее успехам |
Продолжение табл. на с. 141
3.3. Модели функционирования СМИ
Продолжение табл. 1
Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория | |
Кто вправе использовать СМИ | Любой, получивший королевский патент или аналогичное разрешение | Всякий, имеющий средства для осуществления такой деятельности | Любой человек, у которого есть, что сказать | Представители номенклатуры, преданные ипроверенные члены партии |
Способы контроля за СМИ | Правительственные патенты, лицензирование, иногда цензура, гильдии | В «процессе возвращения к истине» на «свободном рынке идей» и в судах | Общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика | Цензура, экономические или политические санкции властей |
Что запрещено | Критика политической машины и чиновников | Клевета, непристойности, антиправительственная пропаганда в военное время | Серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов (военная тайна) | Критика генеральной линии партии, не распространяется на партийную практику; раскрытие государственных секретов и военных тайн |
Вид собственности | Частная или общественная | В основном частная | Частная, за исключением случаев, когда правительство с целью обеспечения общественных интересов вынуждено взять данное СМИ в свои руки | Общественная |
Окончание табл. на с. 142
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
Окончание табл. 1
Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория | |
Существенные отличия от других теорий | Инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего | Инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества | СМИ должны стать социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их стать таковыми | Средства массовой информации и пропаганды (СМИ П) принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием |
Источник: Сиберт Ф.С., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. С. 64-65.
3.3.4
Теория социальной ответственности
В качестве ответа на возникшую в обществе и журналистской среде неудовлетворенность состоянием дел в масс-медиа в середине XX в. появилась англо-американская теория социальной ответственности. В ней отразились поиски новых оснований деятельности СМИ в условиях превращения их в индустрию по созданию и распространению информационного продукта. В этот период почти одновременно в Англии и США стали создаваться комиссии по анализу положения со свободой прессы и развитию социальной ответственности СМИ. В Великобритании формулируется Генеральный совет по печати для развития в прессе духа общественной ответственности и служения обществу, в США издатели ряда газет и руководители радио- и телестанций принимают на себя обязательства служить общественному благу, разрабатывая этические кодексы поведения. Такой перенос акцента с понятия «свободы от» (ограничений), т.е. «негативной свободы», характерной для либертарианской теории, на «свободу для» связан с изменившимся миром и ролью прессы в нем.
3.3. Модели функционирования СМИ
Превращение масс-медиа во всепроникающего посредника, обеспечивающего небольшой группе членов общества — их владельцам и журналистам — колоссальную власть, используемую не в целях защиты интересов всех граждан, но в собственных интересах, приводит к забвению роли «сторожевого пса демократии» и нарушению основополагающего принципа свободы слова для всех. Со стороны общества СМИ был предъявлен целый ряд претензий, большинство из которых сохраняют свою актуальность до сих пор.
1. Современные СМИ пользуются своей гигантской властью не в интересах общества, но в собственных интересах — монопольная концентрация информационной власти в руках финансовых «баронов», создавших «олигополии новостей»1, ведет к ограничению свободы и независимости в подаче новостей и выражении различных точек зрения, следствием чего является потеря возможностей политического выбора для граждан, сокращение возможностей доступа к различным каналам, уменьшая в целом разнообразие медийного пространства.
2. Даже независимые СМИ пресмыкаются перед «большим» бизнесом прежде всего из-за рекламных денег, допуская временами контроль над редакционной политикой.
3. Качество информации, являющейся для рядового гражданина источником формирования обоснованных суждений и рационального выбора, неудовлетворительно: в освещении событий основное внимание нередко уделяется сенсационности, ведущей к поверхностности, искажающей суть дела; развлекательные материалы страдают отсутствием содержания.
4. Нередко материалы СМИ содержат угрозу общественной нравственности (порнография, необоснованный показ насилия и жестокости).
5. СМИ вторгаются в частную жизнь.
6. Существующие СМИ, как правило, контролируются одной социально-экономической груп пой, а потому доступ новых лиц весьма затруднен, что ставит под угрозу реальное осуществление одного из основных принципов свободы информации — свободный и открытый рынок идей.
1 News oligopolis (от греч. oligos — немногие и poleo — продаю) — господство на информационном рынке небольшого числа крупнейших компаний.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
Реакцией на эти обвинения в адрес СМИ стало возникновение разного рода правительственных комиссии и организаций, осуществлявших процесс государственного регулирования деятельности СМИ на основе принципов теории социальной ответственности, включающей в себя обязательства перед обществом, которые принимает журналист как представитель публичной профессии.
Основные положения теории социальной ответственности таковы:
1) в своей деятельности СМИ должны руководствоваться определенными обязательствами перед обществом;
2) публиковать материалы, соответствующие высоким профессиональным критериям: информативности, точности, объективности и сбалансированности;
3) деятельность СМИ является саморегулирующейся на основе правовых норм и соответствующих моральных требований;
4) СМИ должны быть плюралистичны: осуществлять как выражение различных точек зрения, так и предоставлять возможности ответа на критику;
5) вмешательство в деятельность СМИ может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности;
6) журналисты ответственны как перед обществом, так и перед работодателем;
7) СМИ ответственны за то, чтобы их деятельность прямо или косвенно не провоцировала проявления насилия, общественных беспорядков, оскорбление меньшинств.
Таковы основные идеи книги «Четыре теории прессы» — достаточно простой, но вполне работающей схемы, носящей нормативный характер.
Ревизия четырех теорий прессы, предложенная американскими исследователями в середине 60-х годов XX в., была осуществлена группой ученых Иллинойсского университета в работе, опубликованной в 1995 г.1, т.е. ровно через сорок лет после выхода книг Сиберта, Пе-терсона и Шрамма.
1 Last Rights. Revisiting Four Theories of the Press/ed. by J. Nerone. University of Illinois press. Urbana, Chicago, 1965.
3.3. Модели функционирования СМИ
Основным методологическим пороком книги трех авторов инициаторы пересмотра этой позиции считают игнорирование ведущего фактора в развитии современных СМИ — экономических зависимостей, возникающих в этой сфере на основе частной собственности, в связи с чем пересматривают все изложенные в книге типы политической зависимости печати от тех или иных государственных систем и структур. В качестве альтернативы авторы предлагают идеи комму-нитарной демократии, основанной на принципах христианской этики применительно к модернизированной теории социальной ответственности современных масс-медиа.
Наряду с этой теорией существует большое количество теорий, описывающих деятельность средств массовой коммуникации, в которых анализируются как реально существующие модели СМИ, так и предлагаются различные варианты нормативных теорий, но, к сожалению, не всем моделям их авторы могут найти примеры в действительности. Завершая общий обзор нормативных теорий, кратко охарактеризуем еще две вполне реалистичные модели —демократического представительства и развития (стран «третьего мира»).
3.3.5
Модель демократического представительства
В ее основе лежит идея о праве доступа отдельных граждан и меньшинств к средствам массовой информации для того, чтобы иметь возможность выразить свою позицию, т.е. артикулировать и защитить собственные интересы. В рамках этой модели формулируются следующие принципы: