Политическая система в России.
С Октябрьской революции (1917) в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков:
* Она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся и, в первую очередь, пролетариата. Все, что не соответствовало интересам рабочего класса, признавалось враждебным;
* преобладали методы революционного насилия в осуществлении властных функций, что было обусловлено неблагоприятными внешними и, внутренними условиями формирования политической системы (интервенция западных стран против России, гражданская война, низкий уровень обшей и политической культуры трудящихся и др.). Это выразилось в создании разветвленной карательной системы;
* система основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами возможно создать экономические, культурные и иные предпосылки для построения социализма;
* несущей конструкцией системы являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению конкретных задач. Особое значение партии и ее монопольной идеологии обуславливалось отсутствием иных средств интеграции общества (таких, например, как экономической заинтересованности), кроме политико-идеологических и принудительных;
* в основе механизма формирования и функционирования власти лежал номенклатурный принцип. Номенклатура обладала абсолютной экономической, политической и идеологической властью.
Политическая система советского типа способна функционировать при наличии чрезвычайных обстоятельств (опасность внешней интервенции, существование внутренних врагов и т. д.), большого изобилия энергетических, финансовых и иных ресурсов, а также разветвленной системы идеологической обработки населения.
Современную политическую систему в Россия еще во многом характеризуют черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. Пока говорить о завершении процесса формирования демократической политической системы в России преждевременно. Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей:
* в институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Последние практически лишены возможности осушествлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т. д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов;
* с точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества существует скорее авторитарная плюралистическая система: 1) авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением власти в едином центре (президент и его администрация), поле деятельности представительных органов власти ограничено; 2) плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от Центра субъектам Федерации;
* низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество,
* ей свойственны черты олигархичности. Это касается прежде всего процесса принятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц - президент - глава администрации президента -премьер-министр, * слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием;
* замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества. Новые институты часто не находили поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения;
* отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т. д.). Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой ценности, как "свобода". Последняя воспринималась как российское понятие "выйти на волю", то есть делать что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей, ответственностью за принятое решение, поступок.