Политические конфликты и возможные способы их разрешения.
Политический конфликт – разновидность и результат взаимодействия 2-х или более сторон, оспаривающих распределение властных полномочий и ресурсов. Конфликт – один из ведущих двигателей политики.
Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть:
• дипломатическое урегулирование путем переговоров;
• смена политических лидеров или режимов;
• достижение временного компромисса;
• война.
Для того чтобы не допустить негативного развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, который позволяет ответить на следующие ключевые вопросы:
· Каковы основные причины возникновения конфликта?
· Каковы истинные намерения и цели сторон?
· Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта?
· Кому выгодно конфликтное развитие событий?
Реализация плана урегулирования конфликта предполагает следующую последовательность действий:
· снижение эмоционального напряжения конфликтующих сторон;
· определение предмета спора и локализация конфликта;
· выработка правил взаимодействия конфликтующих сторон;
· организация диалога между конфликтующими сторонами и информирование общественности о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
· отделение проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточение внимания на се разрешении.
Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта под угрозой применения силы.
Политические кризисы.
Политические кризисы
1) кризис идентичности
2) не распределение благ
3) кризис участия
4) кризис, когда законы не доходят до власти
5) кризис легитимности
6) системные кризисы
Чаще всего под политическим кризисом подразумевают особое состояние в развитии и функционировании политической системы общества и, прежде всего, его властных структур, которое характеризуется:
а) нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов;
б) снижением уровня управляемости всеми сферами жизни общества;
в) нарастанием социально-политической активности масс.
Всякий кризис в принципе является определенной ступенькой развития конфликтной ситуации. Важнейшим моментом общего кризиса системы является политический кризис:
- это, прежде всего, основанное на нерешенности конфликтных ситуаций всеобщее недовольство и возмущениедеятельностью правящих кругов, которые продемонстрировали свою неспособность решать стоящие перед страной, народом важнейшие вопросы их жизнедеятельности;
- это потеря доверия масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, правящей партии; отчуждение народных масс от государства, органов власти, от институтов народного самоуправления.
Различают также отдельно правительственный, парламентский, конституционный кризисы и кризис партии.
Правительственный кризис - особо частое явление, которое выражается в потере кабинетом министров авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. В России в 1998 г. правительственный кризис длился более месяца, когда одно правительство было отправлено в отставку, а на назначение нового Государственная Дума не давала своего согласия. Этот кризис мог привести и к парламентскому кризису, так как троекратное отклонение внесенной Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя правительства вело к обязательному досрочному роспуску Государственной Думы в соответствии со статьей 117 Конституции РФ.
Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе и это мешает принятию решений, парализует работу законодателей.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия "Основного закона" страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Кризис партиисостоит в утрате ею своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах, в отрыве партийных лидеров от реальной жизни и интересов масс, в организационном и идеологическом распаде.