Политика как объект исследования и изучения. Различные интерпретации политики и подходы в ее изучении.
Политика как объект исследования и изучения. Различные интерпретации политики и подходы в ее изучении.
Политика это сфера общественной деятельности, связанная с борьбой за власть, удержанием и использованием, власти
политику подразделяют на внутреннюю и внешнюю.существуют различные аспекты политики: процесс ,форма, содержание, разные уровни макро-, микро-, мега уровни
Политика тесно взаимодействует с экономикой, культурой, моралью и другими областями жизни общества. Политика и право это регулятивные системы, но они различаются между собой. Существуют такие представления о взаимоотношениях политики и морали:
• морализаторский подход;
• компромиссный.
В целом политика уходит от безнравственности, политиканства, но это долгий путь.
Сущность, структура и функции политической власти. Ее основные свойства.
Политическая власть это способность класса, группы, индивида проводить свою волю посредством политики и правовых норм. Политическая власть подразделяется на государственную,(парламент, суд и т.п.) и общественную, (общественные организации, партии, независимые СМИ)
В структуру власти входят: источники, субъекты и объекты, ресурсы, функции власти.
Субъекты власти :государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Власть всегда двусторонние отношения между субъектом и объектом.
Функции власти:государство, руководство, регуляция, контроль, управление, , мобилизация. Т.е. власть это не только насилие и принуждение. Она предназначена для поддержания целостности и единства в обществе.
Полит.власть классифиц. по разным основаниям: по субъектам власти можно выдел-т власть классовую, групповую, личную; госуд-ую, партийную, церковную; по уровням – макроуровень, мезоуровень, микроуровень; по объему – единоличная, групповая, коллегиальная. А так же: по методам властвования, по принципу сменяемости, представительности и др.
свойства политической власти:
- (всеобщность);
-(законное) право на применение силы;
- (верховенство);
- институализация.
Субъекты политики и социальные носители политической власти.
Субъекты политики – это индивиды, соц. группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации гос. власти. Субъекты политики разделяются по признаку первичности или вторичности их полит. участия. К первичному признаку относятся социальные общности, классы, нации, политические элиты и др. Ко вторичному признаку относятся государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.
Объектом политики также выступает человек, соц. группы, юр. лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть.
Структура и типология политических элит, их основные функции. Закономерности смены политических элит.
Полит. элита –это сплоченная группа со своими привилегиями ,обладающая опред.социально-психологическими, политическими качествами участвующая в принятии и осуществлении решений.
Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом доказывали, что общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство, что главное предназначение политической элиты – принятие важнейших политических решений. Без обновления элиты невозможна соц.стабильность (Г. Моска). Власть элиты зависит от ее организованности.
Два основных типа элиты: закрытые и открытые. У каждой есть свои сильные и слабые стороны.
функции элиты делятся на высшую; среднюю – депутаты, мэры, члены парламента; административную - гос. служащие, чиновников.
Формирование совет. полит. элиты длилось несколько десятилетий и закончилось к середине 50-х годов. Она стала обособленной, привилегированной соц. группой, которая не принимала честных и способных людей.
За время перестройки и после элита в Беларуси, России, др. странах СНГ серьезно изменилась. Появились многочисленные элитные группировки, между которыми была конкуренция.
Права человека как социально-историческое явление. Структура прав человека.
Социальная политика в РБ.
Частью общего процесса социализация (гражданского взросления) является политическая социализация. Под ней понимается процессы усвоения индивидов политической культуры, освоения ролей и форм политического поведения.
Основными агентами (институтами) политической социализации являются: семья, школа и другие учреждения образования; первичные группы (ровесников, родственников); специализированные институты (молодежные организации, партии, общественные объединения, СМИ)
Не все агенты социализации подконтрольны власти. Даже в тоталитарных государствах, где система образования и воспитания находится под жестким контролем государства, семья и первичные группы могут сохранять свою относительную автономность. В странах с демократической политической культурой процесс политической социализации протекает еще более сложно. Здесь личность избирательно осваивает политический опыт, ценности и образцы поведения.
В странах переходных, трансформирующихся идут болезненные процессы рассоциализации коренной смены политических ценностей и ориентиров , обучение новым: рыночному поведению, политическому плюрализму, терпимости.
В западной политологии выделяют гармоничный и конфликтный тип политической социализации, которые зависят от господствующей политической культуры.
Политика как объект исследования и изучения. Различные интерпретации политики и подходы в ее изучении.
Политика это сфера общественной деятельности, связанная с борьбой за власть, удержанием и использованием, власти
политику подразделяют на внутреннюю и внешнюю.существуют различные аспекты политики: процесс ,форма, содержание, разные уровни макро-, микро-, мега уровни
Политика тесно взаимодействует с экономикой, культурой, моралью и другими областями жизни общества. Политика и право это регулятивные системы, но они различаются между собой. Существуют такие представления о взаимоотношениях политики и морали:
• морализаторский подход;
• компромиссный.
В целом политика уходит от безнравственности, политиканства, но это долгий путь.