Формирование и развитие политологии в России

Истоки письменной политической мысли зародились в Древней Руси в X—IX в. При дворах великих князей и в монастырях создаются известные памятники политической литературы: «Повесть временных лет», «Слово о походе Игоревом», «Поучение Владимира Мономаха» и др.В них отражены политические идеи о происхождении государства (от Бога), правомерность господства правящих кругов, путях укрепления княжеской власти, единстве российских земель. Русская политическая мысль допетровской эпохи в основном ориентировалась на царя и православную церковь, поддерживала сословную монархию.На рубеже XVII–XVIII вв. реформы Петра I затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Политические мыслители того периода – Ф. Прокопович («Слово о власти и чести царской»), В.Н. Татищев («История российская с самых древнейших времен»).В годы Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей: И.И. Новиков, И.А. Третьяков, А.П. Сумароков. Их общим мотивом была критика крепостничества, повышение роли моральных устоев политики.В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения:– либерализм, выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий);– радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы (А.Н. Радищев, П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев и др.);

– революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский;– революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев);– анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев);– социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.), различные направления которого выступали, соответственно, как с реформаторских («меньшевики»), так и последовательно революционных позиций («большевики»);– консерватизм, отражавший интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев).Западничество – идейное течение русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в., выступавшее за ликвидацию крепостного права и признававшее необходимость развития России по западно-европейскому пути. Славянофилы отстаивали идею особого пути и особой исторической роли России.В 1840–60-е гг. в России складывается революционно-демократическая идеология. Ее идеологами стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.Важным направлением политической мысли России с конца XIX в. стали социал-демократические идеи и доктрины. Ведущим теоретиком «большевизма» являлся В.И. Ленин.Прогресс в развитии политологических исследований был достигнут в 1960-е гг. в процессе преодоления культа личности, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. В 1970-е гг. в стране в научный оборот вошли новые важные понятия и категории политической науки. Принципиальное правовое значение для развития политологии в России имело принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.), закрепившей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе.

12.

История формирования политической науки — противоречивый, но плодотворный процесс непрерывной корректировки и творческого развития представлений о политике, неустанного поиска смысла и ценностей человеческого бытия, гуманных общественных отношений. По мере накопления знаний и освоения социально-поли­тического опыта уточнялись и изменялись концептуальные подходы к анализу и объяснению политики, трансформировались логические, мыслительные модели (парадигмы, методы)интерпретации действительности. В истории политической мысли использовались различные концептуальные подходы к объяснению политики:
· мифологический (Древний Восток: Египет, Месопотамия, Иран, Индия, Китай);
· философско-этический (Древняя Греция и Древний Рим);
· теологический или религиозно-христианский(Средние века);
· рационально-критический, социальный (Новое время).

Политическая мысль Беларуси (XI— XIX в в. )
Идеи единения восточнославянских земель-княжеств, укрепления феодальной власти и утверждения христианской религии в произведениях Е. Полоцкой и К. Туровского. Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовско-го, С. Будного, А. Волана, Л. Са пеги, В. Тяпинского. Развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами и католической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией (С. Полоцкий, А. Филиппович, М. Смотприцкий). Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия.

13-14.

Наши рекомендации