Особенности внешней политики России.
Внешняя политика всегда отражает внутреннее состояние главных аспектов, определяющих назначение государства, его роль в мировом пространстве, актуальность государственных реформ. Во все времена, и это особенность внешней политики, внешняя политика, как зеркало, отражает личность, манеры, характер, ум и амбиции руководителя государства.
Таким образом, роль личности руководителя государства определяет не только содержание внутренней политики, но и внешней.
Следует отличать красноречие руководителей государств от истинных намерений. Искусство политика в том и состоит, чтобы под слоем ярких и сочных выступлений скрыть свои истинные намерения.
Международные отношения, выстраиваемые государством, это часть внешней политики.
В этой связи Россия не является исключением из правил. Россия вполне благоразумно позиционирует себя, как сильное, но миролюбивое государство, имеющее намерения защитить слабого и помочь страждущим.
Россия пытается участвовать в урегулировании международных конфликтов, Россия является членом так называемого «ядерного клуба».
В целом внешняя политика России не отличается агрессией по отношению к другим странам, что устраивает современный анклав.
72.Международный институт включает в себя понятия – международные организации, международные конференции, некоторые исследователи еще международный режим ( неореалисты) Межд организации – самые многочисленные из институтов, часто эти понятия используют как синонимы, но организации зародились из практики конференций. Первые мо институты – с возникновением госва. Это встречи вождей, собрания князей, церковные соборы.
Выделяется 3 основных черты МО
1)политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах
2) постоянный аппарат,
3) автономность компетенции и решений.
Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения».[1]
Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества, представляющую собой определенную целостность, органическое взаимодействие субъектов политики, других элементов политической действительности.
Важнейшим демократическим институтом является правовое государство, в котором действия властей ограничены правовыми, политическими и нравственными рамками. Правовое государство в своей деятельности ориентируется на интересы человека и общества, создает равные условия для каждого гражданина независимо от его положения в обществе. В рамках правового государства особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека – самое главное в понимании природы правового государства.
Правовое государство опирается на принцип разделения властей, который в современной интерпретации имеет три акцента: социальный, политический и юридический. С точки зрения социальной, разделение властей обусловливается разделением общественно необходимого труда по осуществлению властных функций, его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения властей заключается в демонополизации власти, рассредоточении ее по различным участкам и рациональной организации. Юридический аспект разделения властей реализуется через конституционное закрепление важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение ветвей власти.
73.Глобальная безопасность — вид безопасности для всего человечества, т.е. защита от опасностей всемирного масштаба, угрожающих существованию людского рода или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете. К таким угрозам прежде всего относят глобальные проблемы современности.
Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются: разоружение и контроль над вооружениями; защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран; эффективная демографическая политика, борьба с международным терроризмом и не-законным оборотом наркотиков; предотвращение и урегулирование этнополити-ческих конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире; обеспечение соблюдения прав человека; освоение космоса и рациональное использование богатств Мирового океана и т.п. Обеспечение глобальной безопасности неразрывно связано с ослаблением давления глобальных проблем на ми-ровое сообщество. Глобальные проблемы современности — это такие проблемы планетарного масштаба, которые затрагивают в той или иной мере жизненно важные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого жителя планеты; они выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации, приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их решения, и требуют для своего решения усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.
Глобальная безопасность имеет всеобщий и всеобъемлющий характер. Всеобщность означает, что глобальная безопасность обеспечивается согласован-ными усилиями всех членов мирового сообщества. Всеобъемлющий характер безопасности связан с тем, что ее достижение возможно лишь при учете всех кризогенных факторов мирового развития и принятии мер, способствующих поддержанию состояния устойчивости и стабильности всех жизнеобеспечиваю-щих систем современной цивилизации.
Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния.
Национальная безопасность включает в себя:
- государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
- общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
- техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;
- экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;
- экономическую безопасность
- энергетическую безопасность
- информационную безопасность
- безопасность личности
Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.
Обеспечение национальной безопасности включает в себя: формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.
- защитугосударственного строя;
- защиту и обеспечениеобщественного строя;
- обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;
- обеспечение политической и экономической независимости нации;
- обеспечение здоровья нации;
- охранаобщественного порядка;
- борьба с преступностью.
- обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.
Органы, обеспечивающие национальную безопасность — вооружённые силы, органы разведки и контрразведки, органы безопасности, правоохранительные органы, социальные органы, медицинские органы.
74.Направленность внешне- и внутриполитической деятельности каждого государства связана с объективно существующими национальными интересами страны, угрозами этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам. Взаимосвязь и взаимообусловленность этой триады (интересы, угрозы, противодействие) является фундаментом национальной безопасности, под которой понимается состояние защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз.
России необходимо приложить усилия для сохранения исторически ей присущего геостратегического статуса в Европе, что может быть достигнуто при активном участии Российской Федерации в создании общеевропейской системы безопасности. Это позволит России сохранить европейский элемент своей внешней политики, а также снизить напряженность во взаимоотношениях с рядом республик "ближнего зарубежья", прежде всего с государствами Прибалтики, а также нейтрализовать угрозу с Запада, которая может возникнуть уже в ближайшей перспективе непосредственно у границ России.
В то же время необходимо иметь в виду, что чрезмерное вовлечение России в европейские структуры безопасности чревато возникновением серьезных диспропорций между европейским и азиатским элементами внешней политики России (не следует забывать, что значительная часть населения России - мусульманские народы). Так, положение страны может стать достаточно двусмысленным в случае ее автоматического подключения как "европейской" державы к коллективным акциям Запада в отношении крупных региональных конфликтов с участием мусульманских государств (наподобие кризиса в Персидском заливе).
В связи с этим, особое внимание должно быть уделено участию России в различных миротворческих акциях в составе контингентов сил по поддержанию мира под эгидой международных систем безопасности. При этом необходимо учитывать, кто является инициатором этой акции, под эгидой какой международной (региональной) организации она осуществляется, а также этно-конфессиональное многообразие России и дифференцированность ее интересов в Европе, Азии и АТР. Неучет данных факторов может привести не только к бесполезности участия России в этих акциях, с точки зрения локализации конфликтов, но и к прямому вовлечению России в военные действия.
Кроме того, чрезмерное "уплотнение" связей России с государствами Запада и их системами коллективной безопасности позволит, в условиях нестабильности внутренней обстановки в стране, западным внерегиональным "центрам силы", прежде всего США6 расширить свои возможности по влиянию на внешнюю политику России и на внутренние ее процессы таким образом, что национальные российские интересы и даже суверенитет страны окажутся в значительной степени ущемленными.
Таким образом, критическое внутреннее состояние России не позволит ей в ближайшей и среднесрочной перспективе занять лидирующие (со всеми вытекающими отсюда последствиями для ее национальной безопасности) позиции в глобальных (типа ООН) системах международной безопасности. Даже сохранение за РФ в перспективе статуса ядерной державы, видимо, даст ей возможность влиять на развитие международной военно-политической обстановки лишь опосредованно. В связи с этим России целесообразно гибкое участие в региональных системах безопасности и лишь в тех, которые имеют непосредственный контакт с российским геостратегическим пространством, с дальнейшим увеличением своего "удельного веса" в них