Политика как явление общественной жизни

Политика как явление общественной жизни

Политика – особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Политика возникла более 25 тыс. лет назад.

· Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции для обозначения государственных или общественных дел, искусства управления государством (от греческого слова «polis» – государство).

Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики:

– политика как способ управления обществом;

– политика как регулирование отношений между различными социальными группами, слоями, государственными образованиями;

– политика как сфера борьбы различных общественных групп интересов и отдельных лиц за власть.

По мере того как усложнялись и совершенствовались формы человеческой деятельности, политика выходила за рамки государственно-организованной деятельности и распространялась на сферу взаимодействия индивидов.

ü М. Вебер определяет политику как совокупность деятельности по самостоятельному руководству.

Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать социальные взаимоотношения, согласовывать интересы различных социальных групп. Так как политический мир связан с организацией государства, властными отношениями, методами и способами удержания власти, можно сделать вывод о том, что политика – это также сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и общественными силами, цель которой – завоевание, удержание и эффективное использование государственной власти. Политика явилась результатом усложнения социальной жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровнородственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов. Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению социальной, этнической, культурной дифференциации. Сформировались политические институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные политические институты: государство, армия, господствующая идеология и т. д.Реализация интересов групп в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. Без подобного регулирования удовлетворение интересов одних групп существенно изменило бы социальные возможности других групп.

Политология как научная дисциплина

Термин «политология» этимологически образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Таким образом, политология – это наука о политике.

В современной общественно-политической системе как целостном образовании выделяют следующие взаимосвязанные подсистемы:

1) производственная (экономико-хозяйственная);

2) социальная;

3) духовная;

4) политическая.

Каждая из них имеет свою структуру, функции, ценности, нормы и т. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу деятельности общества. Социальная сфера обеспечивает воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов. Духовная сфера призвана формировать гармоничные взаимоотношения человеческого общества, создавать нравственные ценности. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

2.

Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес.

Проблемы политологии

1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты.

2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены.

3. Правовое государство и гражданское общество.

4. Формы правления и территориального устройства.

5. Типы избирательных систем, выборный процесс.

6. Политические конфликты и способы их разрешения.

7. Современные политические технологии.

8. Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.

2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.

5. Политическая антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.

6. Политическая география. Устанавливает связь политических процессов и географических, природных факторов.

7. Прикладная политология. Рассматривает конкретную политическую проблему.

Методы политологии

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

4.

Утопический социализм

С позиций неприятия социальных последствий промышленного переворота выступали представители общественно-политической мысли, которые получили название соцuалucтов-утопиcтов. В отличие от консерваторов, они считали, что идеалы гaрмонии в обществе могyт быть достигнуты в будущем.

Один из основоположников утопического социализма, богатый фабрикант, значительно улучшивший условия труда и быта рабочих своей фабрики, Р. Оуэн (1771-1858) пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика, основанная на конкуренции товаропроизводителей и частной собственности на средства производства. Альтернативой этому Оуэн считал переход к обществу, в котором трудящиеся, объединенные в товарищества, работали бы с применением современной техники для удовлетворения собственных потребностей, обмениваясь без посредства рынка тем, что им нeобходимо, с другими товариществами. Близкие представления выражал французский социалист П.Ж. Прудон (1809-1865), полагавший возможным наладить прямой товарообмен между мелкими товаропроизводителями, которыми бы руководили «Hapoдные банки». Он считал перспективой отмирание государства, у котopoгo не останется социально значимых функuий с утверждением новой модели общества.Марксизм и развитие рабочегo движения

Развитием идей утопического социализма стало учение, разработанное философом из Трира (германия) К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), сыном прусского промышленника. Учение получило название марксизма. Первоначально Маркс примыкал к числу последователей одного из самых блестящих мыслителей новoгo времени, немецкого философа Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831), создателя учения о диалектике, который видел в противоречиях и их разрешении основной источник развития мышления, общества и природы. Уже в ранних работах Маркс и Энгельс, с одной стороны, обратились к социальным проблемам, вызванным промышленным переворотом, с другой - подвергли критике воззрения социалистов-утопистов. К. Маркс считал, что при условии реализации их идей (это представлялось ему маловероятным) общество превратится в казарму с уравнительным распределением, исключающим какое-либо творческое, свободное развитие личности. Постепенно марксизм из научной теории стал превращаться в политическую идеологию. Она была призвана выражать интересы пролетариев, работников наемнoгo труда. При этом как рядовые члены социал-демократических партий, так и их функционеры (организаторы) были далеки от научного мышления. Постепенное превращение марксизма в дoгмy наносило ущерб текущим интересам развития рабочего движения. Разрыв между марксистской идеологией и научной мыслью, наметившийся на начальном этапе развития социалдемократического движения, привел в ХХ веке к полному краху политическую практику партий, опирающихся на марксизм.

9.

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме, основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.Основные идеи марксизма:– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.Маркс создал теорию общественно-экономических формаций, различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

10.

11.

12.

История формирования политической науки — противоречивый, но плодотворный процесс непрерывной корректировки и творческого развития представлений о политике, неустанного поиска смысла и ценностей человеческого бытия, гуманных общественных отношений. По мере накопления знаний и освоения социально-поли­тического опыта уточнялись и изменялись концептуальные подходы к анализу и объяснению политики, трансформировались логические, мыслительные модели (парадигмы, методы)интерпретации действительности. В истории политической мысли использовались различные концептуальные подходы к объяснению политики:
· мифологический (Древний Восток: Египет, Месопотамия, Иран, Индия, Китай);
· философско-этический (Древняя Греция и Древний Рим);
· теологический или религиозно-христианский(Средние века);
· рационально-критический, социальный (Новое время).

Политическая мысль Беларуси (XI— XIX в в. )
Идеи единения восточнославянских земель-княжеств, укрепления феодальной власти и утверждения христианской религии в произведениях Е. Полоцкой и К. Туровского. Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовско-го, С. Будного, А. Волана, Л. Са пеги, В. Тяпинского. Развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами и католической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией (С. Полоцкий, А. Филиппович, М. Смотприцкий). Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия.

13-14.

15.

16.

Типология политических элит

Политическая элита – это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.Данным понятием обозначаются также группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством: профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные служащие.Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.Типология политической элиты по вертикали:– высшая – принимающая значимые для всего государства решения;– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений;– низшая – политические деятели местного масштаба.Типология политической элиты по горизонтали:– федеральная – на уровне всего государства;

– провинциальная – на уровне округов, областей.

По своей структуре властная элита может быть подразделена:– на государственно-управленческую;– партийно-политическую;– общественно-политическую;– военно-политическую;– научно-консультационную;– контрэлиту и др.Политическая элита делится также:– на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью;– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.темы.Цели деятельности политической элиты – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного и эффективного режима (политической системы общества), разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. По мере развития общества требования к уровню его управления, в том числе и к качеству политических элит, возрастают: под руководством эффективной национальной элиты и в силу ее рационального управления многие государства добиваются значительных успехов в своем развитии.

17.

Политическое лидерство

Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида. Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.Характеристики политического лидерства:1) наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3) определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);4) необходимый уровень политической культуры;5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;6) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций (оптимальный вариант – наличие поддержки на всех уровнях власти, в различных социальных группах и партиях);В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней.1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.

18.

19.

21.

22.

23.

Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.Образцами тоталитарных режимов являются нацистский тоталитаризм Гитлера, сталинский режим. Английский писатель и публицист Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., изображает «идеальное» общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

В основе данного режима – авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение.Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчиненных и общества в целом.Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах: Персии, Спарте, Германии, Испании (Франко), Италии (Муссолини), Чили (Пиночет), Филиппины (Маркос), Никарагуа (Сомоса) и т. д.Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдываютсвои поступки стремлением к высоким целям);

9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;

24-25.

Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;– реальное осуществление правового государства;– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;– легитимность государственной власти;– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;– во всех сферах общественной жизни господствует закон;– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;– политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.Одним из важных признаков демократического общества является положение, когда политическая власть исходит от народа, принадлежит ему. С точки зрения выражения народного суверенитета наиболее общими разновидностями форм демократии являются непосредственная (прямая и представительная демократия). Историческими примерами прямой демократии являются известные каждому школьнику афинское народное собрание, сходки у франков, городское вече в городах-республиках в Западной Европе и России, собрания жителей швейцарских кантонов. В настоящее время институтами прямой демократии являются референдумы (плебисциты) и опросы (демоскопия).

Представительная демократия формируется населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Каждый гражданин, голосуя на выборах, представляя мандат своему избраннику тем самым возлагает на себя политический долг уважать ту власть, которую он передал своему представителю. Необходимым условием демократии является конституционное оформление государственного строя. Для демократической политической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована власть. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии. К признакам демократического общества следует отнести комплекс прав и свобод граждан: равноправие граждан и равенство их перед законом, равное право всех членов общества на участие в управлении государственными и общественными делами, свобода ассоциаций, гарантии самостоятельных действий общественных организаций и союзов, свобода предпринимательства.

26.

27.

Предпосылки демократии.

Экономические:1. . довольно высокий уровень индустриального и экон развития в целом 2. . рыночная конкуренция в экономике, потому что рын экономика претятствует накоплению власти, обеспечивает автономию индивида, стимулирует развитие таких качеств как свобода, предприимчивость, ответственность, без нее не возможно осуществление гражданского общества. 3. . высокая степень урбанизации4. . развитость массовых коммуникаций (радио, тв)

Социальные1. . относительно высокий уровень благосостояния граждан, который позволяет смягчать соц конфликты и находить компромисы2. . сглаживание соц неравенства. Поляризация общества на бедных и богатых, а так же уравнительное распределение благ одинаково препятствует развитию демократии3. . система рассеяныхсоц неравенств. Это есть недопущение сосредоточения дефицитных благ в 1 руках4. . соц плюрализм. Это наличие четкой соц структуры в обществе в виде классов, групп, образующихся на интересах5. . наличие предпринимателей6. . наличие влиятельного среднего класса7. . грамотность населения, его образованность 8. . наличие массового гражданского общества.

Культурные и религиозные предпосылки.

1. . гражданская полит культура. 3 типа политич культуры – патриархальная (неосознанность последствий принимаемыз решений), подданическая (человек ведет себя как исполнитель приказа), активистская (человек самостост участник процесса). Гражданская культура – это активистско – подданическая культура. 2. . наличие религии, кот стимулирует развитие Д

Внешнеполитические:1. . политическая, экономическая, культурно-информационное воздействие, военное вмешательство, влияние примера Д-государств.

Анализ и обобщение опыта перехода к демократии различных стран позволяет выделить несколько типичных образцов, моделей этого процесса. Классической моделью обычно считают британский вариант демократизации. Его суть состоит в постепенном ограничении монархической власти, расширении прав граждан и парламента. Вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем - права политические и значительно позднее - социальные. Постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы. Парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство. Эту модель называют линейной демократизацией, поскольку она означает постепенное, однонаправленное расширение демократии.

От линейной модели существенно отличается циклическая модель демократизации. Она предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формальном позитивном отношении к демократии политической элиты. В этом случае избранные народом правительства либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции.

При циклической модели авторитарные и демократические институты могут соседствовать друг с другом, например существование парламента совмещается с закреплением особой роли военных в государстве. Эта модель широко распространена в Латинской Америке, Африке и Азии. Ее испытали Боливия, Аргентина, Гана, Нигерия, Таиланд и многие другие страны. Такой переход к демократии обычно бывает затяжным и трудным. Он свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре.

Более перспективной по сравнению с циклической моделью, является диалектическая модель демократизации. Она, как и циклическая модель, характеризуется нестабильностью переходных политических режимов. Однако отличительная черта ее состоит в том, что здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок: индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д. Нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному крах

Наши рекомендации