Механизмы защиты прав человека
Международные акты о правах человека определяют и механизмы их защиты. По общему правилу приоритет в обеспечении правового статуса личности всегда принадлежит национальному законодательству. Все иные - наднациональные - системы защиты прав человека носят субсидиарный, т. е. дополнительный, характер. Это означает, что частное лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека, может обратиться в международные инстанции лишь в том случае, если все внутригосударственные средства правовой защиты им уже исчерпаны и не привели к удовлетворяющему его результату. При этом оно имеет право свободно выбирать между различными международными контрольными органами на региональном и универсальном уровнях, помня, однако, о том, что, как правило, международные документы исключают подачу жалобы одновременно в несколько международных инстанций, занимающихся расследованием конкретных случаев нарушения прав человека в целях избежания двойной работы.
Наиболее важными из существующих механизмов защиты прав человека являются следующие:
1. “Процедура 1503”, названная так по порядковому номеру резолюции Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) ООН, в составе которого действует комиссия по правам человека. В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются систематические нарушения прав человека в той или иной стране. Государства представляют ответы на эти жалобы и получают рекомендации по исправлению ситуации. Авторы сообщений не привлекаются к участию в разбирательстве и не уведомляются о принятых мерах.
2. Процедура Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, в соответствии с которым был создан Комитет по правам человека. Обращаться с жалобой на нарушение прав, зафиксированных в этом пакте, может любой человек. Однако жалоба может быть подана только на действия государства, подписавшего Факультативный протокол. Итогом рассмотрения жалобы является обращение Комитета к государству-нарушителю с рекомендациями по восстановлению нарушенных прав. Эти рекомендации не являются обязательными.
3. Процедура, созданная в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол № 11 к конвенции). Дела о нарушении прав человека рассматриваются в Европейском суде по правам человека. Обращаться в него могут как отдельные лица, так и неправительственные организации. Для того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, должны быть исчерпаны все доступные средства внутригосударственной защиты и истечь 6-месячный срок после принятия решения на национальном уровне. Не принимаются к производству анонимные жалобы, а также те жалобы, которые уже расследовались или же рассматривались в соответствии с другой процедурой международного разбирательства. Решения, принимаемые судом, обязательны для исполнения государствами-участниками Европейской конвенции. За их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. В случае необходимости Европейский суд может обязать государство скорректировать свое законодательство и практику его применения.
Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из решений, принятых Европейским судом по правам человека.
Омбудсмен
Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - уполномоченного по правам человека, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Великобритания), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т. д. Созданный впервые в начале XIX в. в Швеции (1809 г.) институт омбудсмена в период после второй мировой войны получил широкое распространение в европейских 'странах (в 1992 г. он появился в системе органов Европейского Союза) и других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами, характеризующими его статус:
· независимым положением в системе государственных органов;
· несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается;
· правом законодательной инициативы;
· открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод;
· бесплатностью оказания помощи гражданам и т. д. Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Первым на эту должность в январе 1994 г. был назначен видный правозащитник С. Ковалев, который совместил два поста: председателя президентской комиссии по правам человека и омбудсмена Российской Федерации. Однако в марте 1995 г. С. Ковалев был освобожден Государственной Думой от должности Уполномоченного по правам человека. Причиной стала его независимая позиция в оценке ситуации с правами человека во время войны в Чечне.
16 апреля 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Как сказано в законе, должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.