Предмет истории Казахстана. Основные принципы и методы исторической науки.
Предметов науки история является изучение процессов развития общества и природы их взаимодействия. Предмет история представляет собой комплекс общ.наук, изучение прошлго человечества во всей его полноте и многообразии. Провозглашение республикой гос.суверенитета вызвало значительную трасформацию самосознания общества и его граждан. Возникла необходимость формирования нового исторического сознания. Если раньше ИК представлялась как одна из составных частей истории СССР, то сегодня подавляющие части общества осознают, что ее следует рассматривать в контексте истории мировой цивилизации, истории тюркских народов и стран Ц.А. В освещение истории нашего государства, в особенности после октябрьского периода 1917 г, было не мало ошибок и искажений, так наз. «белых пятен», поэтому, изучая ИК, мы должны избегать крайностей. С одной стороны уйти от рассмотрения ее как цепи непрерывных успехов, а с другой – от взгляда на прошлую историю как на серию ошибок и заблуждений. Причины образования жузов: издавна на территории обширного края существовали 3 географ. и эконом.относительно обособленных районов: Жетысу, Мангыстау, Сары-Арка. Каждый из названных регионов имел свои пути перекочевок, места летних, весенних, зимних пастбищ. По мнению многих ученых деление на жузы вышло из З.О. Орда (ханство) имело военно-территориальное образование, согласно десятичному делению войск. Крупнейшей тер.ед. был улус, войсковое – томен (10тыс), за 10тыс.следовал жуз(100 тыс), последнее было теоретическим войсковым соединением, которое на практике заменялось меньшими по численности войсками. Традиционно в течение веков считалось, что улусы должны выставлять 100ыс сарбазов. После распада державы чагатаидов часть ее с кочевыми племенами образовала Могулию, фактически ставшую первой постмонгольской независимой страной на территории Дешт-и-Кыпчака.Данной территорий с примыкавшей Кок Ордой, после начала образование старшего жуза, остальная часть Каз-на в средние века была включена в улус А.О.-другого бпата Батухана Шайбанида. После распада З.О. данные территории стали владения Среднего жуза. Младший жуз образовался после распада Ногайской Орды на территории Западного Казахстана. Основной причиной такого обособления явилось совокупность экономических, социальных, военно-политических и территориальных факторов. В проблеме формирования казахских жузов вполне приемлемо высказывание основателя военно-научного коммунизма Ф.Энгельса: « Союз родственных племен становится повсюду необходим, а вскоре делается необходимым даже и слияние их и тем самым слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию всего народа». Особое место в периоде новой истории занимает антиколониальное национально-освободительное движение под руководством султана Кенесары. Период новой истории разделен на 3 этапа: Первый этап начинается с отмены крепостного права царской Россией. Миллионы крепостных крестьян получив свободу, но не землю, были вынуждены искать лучшие доли на округах российской империи, в том числе и в дореволюционном Казахстане. Данный значительный этап новейшей истории (1870-1917гг) назван учеными «Этапом Российского Колониализма». Следующий подпериод ИК включает в себя Советский период, события строительства социализма на территории СССР (1917-1991). Исследователи данный этап назвали Этапом казарменного социализма (Сталинский террор и индустриализация). 25 октября 1990г. Верховный совет КазССР принял декларацию о гос.суверенитете республики. В декабре 1991 года было принято решение об изменении названия в РК. Третий этап новой ИК характерен строительством независимого, демократического, правового государства. В настоящее время Казахстану предоставляется возможность воспользоваться опытом европейских стран, включившись в процесс мировой интеграции.
Казахстан в эпоху камня.
Началом становления человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в 3 тыс. до н. э., т.е. охватывает более 2 млн. лет. Каменный век делится на древний – палеолит, средний – мезолит, новый – неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний (ранний) – 2,5 млн. – 140 тыс. лет назад, средний – 140 тыс.- 40 тыс. лет назад, и поздний (верхний) – 40 тыс. – 12 тыс. лет назад. Данная периодизация приводится для того, чтобы определить время становления человека на Земле вообще и на протоказахской территории в частности. Следы пребывания человека на территории Казахстана относятся к нижнему палеолиту, т.е. около 1 млн. лет назад. В тот период климат здесь был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная. В это время человек знал и применял огонь, хотя еще не умел самостоятельно его добывать, занимался охотой и собирательствомДревних людей этого времени принято называть неандертальцами. Неандерталец становился преимущественно охотником. Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся все прочнее. Понимая, что они принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умершихВ эту эпоху общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род как форма общественной организации. Главная тема первобытного искусства – изображение животных, резьба, скульптура. В ту пору высокого уровня развития достигает техника изготовления каменных орудий. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень. Первобытные люди живут теперь не только в пещерах, но и строят искусственные прочные жилища, к чему их побуждает увлажнение климата и интенсивное похолодание. Эпоха палеолита сменилась мезолитом. Он занимает время 12-5 тысячелетие до н.э. и является своеобразным мостом между древнекаменным веком и неолитом – новокаменным веком. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки и т.п. Изобретены лук и стрелы.. Изменился образ жизни древнего человека, его коллективы стали более подвижны, часто мигрировали в поисках благодатных охотничьих угодий.Следующим этапом развития явилсь неолит – новокаменный век, который занимает время – 5-3 тыс. до н.э. Это время расцвета техники обработки камня, применялись такие ее приемы, как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству происходит производящее, т.е. на основе охоты и собирательства развивались скотоводство и земледелие. Это событие было настолько значительным, что его называют “неолитической революцией”.
Казахстан в эпоху бронзы
На рубеже первой-второй четверти II до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андронова под г. Ачинском в Южной Сибири (1913 г.). Андроновцы – это родственные по происхождению, антропологическому, лингвистическому складу, по хозяйственной и культурной жизни племена. Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляющем большинстве вели оседлый образ жизни. Их поселки располагались по берегам рек. Андроновцы занимались скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства. Признаком андроновской культуры является своеобразный погребальный обряд с труположением на боку, в скорченном состоянии. Следующим признаком андроновской культуры было изготовление плоскодонной посуды ручной лепки, со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали специфической формы металлические украшения. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза – XVII-XVI вв. до н.э., средняя – XV-XII вв. до н.э., поздняя – XII- начало VIII до н.э.Преобладающим видом занятий андроновцев было скотоводство, главным их достоянием были табуны коней. Начиная с XV в. до н.э., со средней бронзы, появились неукрепленные поселки, тогда же возникла форма скотоводства – отгонная.Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова, иногда сурьмы, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливали керамическую посуду ручной лепки. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками, топоры бронзовые кинжалы. Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским.Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков.
4.Источники о сакских племенах: классификация и информативные возможности, расселение и хозяйственная деятельность.
В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа ( 1 тыс. до н.э), кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырдарьи, названы саки. В частности, в тексте победной надписи Дария на Бехистунской скале говорится: «Затем я с войском отправился против страны саков… саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Затем я наголову разбил часть саков, а другую захватил в плен… Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Затем страна стала моей». Исследования последних лет показали, что персы не выдумали имя своих кочевых соседей, а использовали их самоназвание, причем не племенное, а общее для всех кочевых племен, соседствующих в Средней Азии с персами. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью.
Письменные источники повествуют о том, что греки называли саков скифами, а персы – «туры с быстрыми конями». Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Персидский источник «Авеста» повествует, о том, что кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, согдианцев, хорезмийцев, то есть Казахстана, именовались «туры с быстрыми конями».
Упоминаются у Геродота в древнеперсидских надписях четыре группы саков:
саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии)
саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов),
саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)», и
саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.