Политика как социальное явление.
Вопрос
Политология (polity – политической порядок, механизм осуществления власти, logos – знание, учение).
Политология (Пугачёв и Соловьёв) – это единая интегральная наука о политике, её взаимодействии с личностью и обществом.
Политология (из политологического слова) – это наука о мире политике, о его институциональных (политические институты), субстанциональных (основа, те явления, которые существуют сами по себе; справедливость, равенство, власть..) и функциональных аспектах (как функционируют политические институты).
Структура политической науки.
Политология делится на теоретическую и прикладную.
В теоретической можно выделить: история политической мысли; политическая философия (акцент на понятийно-категориальный аппарат), учение о политических институтах, политическая психология (психология политических лидеров и масс…), политическая социология (взаимодействие общества и власти), политическая антропология (человек как политическое животное, биологические особенности человека, характера, мышления, менталитета…), политическая конфликтология (политические конфликты, причины их возникновения и способы урегулирования), теория международных отношений.
Прикладная политология: политический маркетинг (политический рынок, изучает политический спрос, имиджмейкер), политическое прогнозирование.
Методы – это совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования.
Методы делятся как и разделы на теоретические (способствуют объяснению, пониманию политической реальности) и эмпирические (практические методы, ориентированы на конкретные результаты, проводятся на практике).
Теоретические методы:
1. Институциональный метод (изучение структуры и деятельности политических институтов). Это скорее описательный, а не объяснительный метод. Изучается deure, а не defacto, согласно нормативным документам. Изучается законодательная власть и её структура, в Совете Федерации Кулаков представляет интересы Воронежской области от исполнительной власти и от законодательной Константин Ерёменко (мини-хоккей, спортсмен). 56 в Воронежской Думе депутатов, 450 депутатов в Государственной. В городской думе 36 депутатов. Правительство (председатель, заместитель и главы министерств).
2. Компаративистский (сравнительный) – сопоставление однотипных политических институтов, процессов с целью выделения общих черт и специфики. Первый вторник после второго понедельника ноября високосного года выборы в США проходят.
3. Психологический метод – предполагает поиск причины политического поведения субъектов в особенностях их психики и прежде всего анализируются бессознательные психические процессы (Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа; Ласел – о комплексе неполноценности). Получается, что к власти рвутся либо с комплексами неполноценности, либо сексуально неудовлетворённые.
4. Бихевиористический (от английского behavior поведение) – изучение политического поведения с учётом побуждающих мотивов (интерес, склонности к внешнем факторов (социальный статус, экономическая ситуация и т.д.).
5. Системный метод – изучение политики как сложного механизма в котором все составные части находятся во взаимодействии.
6. Антропологический метод – предполагает появление зависимости политики от биологических и социальных качеств человека (интеллект, темперамент, национальный характер, тип мышления и как всё это влияет на особенности политического процесса).
7. Исторический метод – рассмотрение политический явлений и институтов в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем.
Эмпирические методы:
1) Наблюдение – метод сбора первичной информации путём прямой регистрации событий и условий на местах. Выделяют невключённое наблюдение (наблюдение со стороны) и включённое наблюдение (исследователь находится внутри изучаемой группы либо становится участником какой-то политической ситуации).
2) Опросы – опрос прямых или косвенных участников политических событий. Электоральные опросы: опрос «на входе» и опрос «на выходе» (exitboll).
3) Контент-анализ – изучение содержания различных политических документов: публичных выступлений несущих определённую информацию. Программа политических партий, обращения президента к правительству, послания президента к федеральному собранию…
7вопрос
Вопрос
Типы политики:
- По сферам жизни:
· Социальная политика. Направлена на повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ (в области здравоохранения, в области образования, пенсионная политика, регулирование доходов, демографическая политика). Показатели социального благополучия (в России в 2007 году пенсия составляла 23% от средней заработной платы, в России децильный коэффициент (соотношение самых бедных к самым богатым) 1:25, в России средняя продолжительность жизни мужчин – 58 лет, женщин – 72 года; а в Европе: пенсия – 60-70%, децильный коэффициент 1:7, 73 года в мужчин, у женщин – 80 лет).
· Экономическая политика (в области промышленности, аграрная политика, финансовая политика, бюджетная политика, налоговая политика).
· Политика в культурной сфере (в области кино, в области театра, в области СМИ, в области библиотечного дела, в области музейного дела).
- По объектам применения:
· Национальная;
· Молодёжная;
· Женская; Женщины в Государственной Думе РФ: 1-й созыв (1993-1995) – 63 женщины (14%), 2-й (1995-1999) – 46 женщин (10%)…
- По субъектам применения:
· Государственная;
· Международная;
· Политика партии;
· Политика президента…
- По методам деятельности:
· Сбалансированная;
· Волюнтаристская (лат. Voluntas – воля);
· Открытая (публичная);
· Закрытая (кулуарная).
Функции (ромашка).
Функции политики: интеграция общества; управление, регулирование; адаптация к новым условиям; разработка целей; политическая социализация; гуманитаризация общества; стимулирование инноваций.
Методы и средства политики.
Методы политики – это способы, приёмы воздействия, которые использует субъект с целью добиться повиновения объекта (чтобы подчинить объект).
Средства – это конкретные факторы влияния субъектов политики на объект (деньги, знания, пропаганда, оружие и т.д.).
Классификация методов:
- По характеру используемых средств:
- Насильственные методы (крайняя форма – политический экстремизм: терроризм, государственный террор);
- Ненасильственные (переговоры, консенсус).
- По характеру политического режима:
· Демократические (согласование различных интересов, учёт мнения граждан);
· Авторитарные (неограниченная власть, отсутствие контроля со стороны граждан, взаимоотношения по принципу «приказ-подчинение»).
· Тоталитарные (всеобъемлющий контроль со стороны государства, по сути – государственный террор).
- По характеру отношения к объекту:
· Принуждение (достижение цели субъектом вопреки согласия объекта). Само принуждении делится на физическое (исключение из партии, арест, смертная казнь) и психическое (политическое манипулирование, популизм).
Политическое манипулирование (от лат. Manus – рука) – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью вынудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам (Сергей Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»).
Популизм (от лат. Populus – народ) – метод политической деятельности, основанный на стремлении всевозможными способами обратить на себя внимание, снискать уважение в обществе благодаря любым популярным обещаниям и заявлениям.
· Убеждение – использование побудительных приёмов и способов для достижения необходимого поведения объекта. Объекту оставляется право выбора.
Вопрос
1. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
Связь политики с экономикой.
Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер.
Политика может активно влиять на экономику. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения высших органов власти). Это т.н. экономическая политика государства, которая будет способствовать социальному прогрессу. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Следует избегать крайностей в оценке взаимодействия политики и экономики. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом.
Связь политики с идеологией.
Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.
Связь политики с моралью.
Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей.
Связь политики с религией.
Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.
В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.
Вопрос
Вопрос
Власть (ромашка): субъект власти, объект власти, процесс властвования, ресурсы власти, источники власти.
Субъект власти – политический актор – непосредственный носитель власти, источник политической деятельности.
Признаки субъекта:
1. Принятие политических решений;
2. Влияние на процесс принятия политических решений;
3. Реализация решений;
4. Контроль за исполнением решений.
Объект власти – тот, на кого направлена деятельности субъекта.
Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов:
· От качеств объекта;
· От характера предъявляемых к нему требований;
· От ситуации и средств воздействия;
· От наличия или отсутствия авторитета у субъекта.
Источники власти:
· Сила (к власти можно придти с помощью военного переворота);
· Авторитеты;
· Богатство;
· Информация;
· Знание;
· Закон;
· Харизма.
«Если в обществе источником власти является сила – слабое государство, богатство – среднее, сильное должно основываться на знание и законе».
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.
· Экономические;
· Политико-правовые;
· Информационные;
· Силовые;
· Психологические.
Процесс властвования – принятие политических решений и их реализация. Осуществляется с помощью политических институтов и права. Предполагает разделение власти по вертикали и горизонтали.
Разделение по вертикали – это разделение власти между различными уровнями управления: Федеральный, региональный и муниципальный.
Разделение по горизонтали – это разделение власти на одном уровне: законодательная, исполнительная и судебная.
Принцип разделения властей:
· Позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти.
· Создает систему сдержек и противовесов.
· Предотвращает злоупотребление властью.
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Типы политических систем.
- На основе марксистского (формационного) подхода выделяют:
- Рабовладельческие;
- Феодальные;
- Капиталистические;
- Социалистические;
- Коммунистические.
- По уровню производственно-технологического развития:
· Традиционные (доиндустриальные, аграрные).
· Индустриальные.
· Постиндустриальные.
- По степени политических изменений:
· Традиционные (неразвитое гражданское общество; традиционная или харизматическая легитимность; сохранение религиозных традиций, семейных кланов; консерватизм).
· Модернизированные (развитое гражданское общество; рационально-легальная легитимность; выборность; динамизм).
· Переходные (слабость новых политических институов и формальность некоторых процедур).
- По характеру взаимодействия с внешней средой.
· Открытые политические системы.
– сотрудничество с другими политическими системами;
– гибкое реагирование на требования.
· Закрытые политические системы.
– ограниченные отношения с другими политическими системами;
– не реагируют на поступающие требования.
- По типу политической культуры и степени разделения политический ролей (классификация по Алмонду):
· Англо-американские политические системы (США, Канада, Англия):
– высокая степень разделения политических ролей;
– однородная политическая культура;
– приоритет либеральных ценностей;
– Антиэтатизм (французский etat – государство, низкая степень вмешательства государства).
· Континентально-европейские (Германия, Франция, Италия…):
– сочетание традиций и новых политических институтов;
– фрагментарная политическая культура;
– приоритет социально-демократических ценностей;
– этатизм (высокая степень вмешательства государства).
· Доиндустриальные (страны Африки, Азии, Латинской Америки):
– низкая степень разделения политических ролей;
– неразвитая политическая культура (культура подчинения);
– персонификация власти;
– ярко выраженный этатизм (государство доминирует, общество занимает подчинённое положение)
· Тоталитарные системы (СССР, Германия (в 30-5 годы XX века), Северная Корея):
– монополизация власти;
– единая идеология;
– подконтрольная общества государству.
- По типу политического режима:
· Демократические;
· Авторитарные;
· Тоталитарные.
Вопрос
Вопрос
К недемократическим режимам относят тоталитарный и авторитарный режим.
Тоталитарный режим.
Totalis от латинского «весь, полный, всеобъемлющий».
Термин ввёл лидер итальянских фашистов Б.Муссолини (1883-1945 года) для характеристики своего движения (Италия, 1925 года).
Сама сущность в работах Джованни Джонтилия.
Корни античности уходят ещё в античность – Платон, его идеальное государстов напоминало.
Сущность тоталитаризма Б. Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».
Клара Петаччи (его любовница) и Б.Муссолини были расстреляны партизанами, подвешены на бензоколонке.
Тоталитаризм – это политический режим, осуществляющий полный контроль над всеми сферами жизни, отличающийся идеократическим характером власти и государственно-организованным террором.
Предпосылки возникновения.
· Нарастающая нестабильность в обществе, глубокий кризис.
· Как следствие – недовольство различных социальных слоев, маргинализация общества.
· Низкий уровень развития гражданского общества.
· Технические возможности для идеологического и политического контроля над личностью.
Теоретики:
Ф.Хайек «Дорога к рабству» 1944 года.
Х.Арендт «Истоки тоталитаризм» 1951 года.
К.Фридрих и З.Бжезинский «Тоталитарная диктатура и автократия» 1956 года.
Литературные произведения:
Евгений Замятин «Мы» (1920 год).
Джордж Оруэлл «1984» (1949 год).
Основные признаки:
1) Концентрация власти в руках одного человека (харизматического лидера) или узкой группы. Власть формируется закрыто.
2) Господство единственной массовой правящей партии. Сращивание государственного и партийного аппарата. Запрещена любая политическая оппозиция.
3) Единая государственная идеология, призванная сплотить граждан для построения нового общества. Всякое инакомыслие подавляется. Тотальная идеологическая обработка начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
4) Тотальный государственный контроль за всеми сферами общественной жизни, включая личную.
«Необходим контроль за рождаемостью. Больным или слабым должно быть запрещено иметь детей. Германская нация должна быть подготовлена к будущему лидерство» А. Гитлер, «Майн Кампф».
Согласно «Закону об охране германской крови и германской чести сексуальные отношения между евреями и арийцами преследовалась по закону. Если же арийка беременела от еврея – её вынуждали делать аборт.
5) Отсутствие демократических прав и свобод (свободы слова, свободы выбора, права на протест и т.д.). Монополия на СМИ, пропаганда. Действует принцип: «Разрешено всё то, что приказано».
«Гражданам предоставляется свобода слова, свобода собраний в соответствии с интересами народа в целях укрепления и развития социалистического строя» Конституция СССР 1977 года.
Критика режима (диссидентства) подвергалась уголовному преследованию.
6) Мощный репрессивный аппарат, вмешательство во все сферы силовых структур, постоянный поиск внутреннего и внешнего врага.
Главным репрессивным органом в СССР был ГУЛАГ. С 1920 по 1953 годы жертвами репрессий стали более 40 миллионов человек.
Наиболее бесчеловечные преступления в Германии связаны с деятельностью отрядов СС (Schutzstaffeln – «охранные отряды», Генрих Гиммлер). Были созданы лагеря «Освенцим» (Польша), Дахау (вблизи Мюнхена) и др.
Жертвами холокоста (всесожжение с английского) стали: 50% евреев; 25% цыган 3 миллионов советских военнопленных; гомосексуалисты и проститутку.
7) Унификация общественной и духовной жизни, приоритет целого над частным, подавление индивидуальности. Коллективное «мы» ставилось выше индивидуального «я».
Тоталитаризм подразделяют на «левый» и «правый»:
· Левый (коммунистический, социалистический). Основан на идеях коммунизм. СССР, Китай, Вьетнам.
· Правый (националистический). Италия, Германия.
Положительные черты:
· Высокая способность мобилизации ресурсов для достижения каких-либо целей (освоение новых территорий, быстрая мобилизация во время войны).
· Отсутствие дифференциации между бедными и богатыми, внимание к воспитанию подрастающего поколения (развитие чувства патриотизма).
Туркменистан, режим С.Ниязов (Туркменбаши) 1990-2006 годы. Было установлено более 14 тысяч памятников и бюстов Туркменбаши.
Установлен новый календарь, согласно которому январь стал называться «тукрменбаши», апрель – «тубансолтан-эдже» (по имени его матери).
Дети в детских садах и школах начинали утро с клятвы на верность Туркменбаши.
Все обязаны были изучать его работу «Рухнама» («нравственный кодекс нации»).
В 2001 году Туркменбаши упразднил балет, а также оперу и цирк.
Кроме того, запреты на ношение европейской одежды – обязательна только национальная одежда.
Он сказал, что молодые люди должны иметь крепкие белые зубы, студентов на следующий же день к стоматологам, у кого были золотые коронки – их снимали и ставили белые.
Вопрос
Авторитаризм.
От латинского auctoritas – влияние, власть, основанный на беспрекословном подчинении власти.
Авторитаризм – это власть одного лица, или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая свободы в неполитических сферах жизни (режим «ограниченного плюрализма»).
Занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
Основные признаки:
1) Автократизм (от греческого autokratiea – самовластие, неограниченная власть одного лица). Большое влияние лидера.
2) Формальность разделения властей, роль представительных органов минимальна. Неподконтрольность власти гражданам.
3) Ограниченный плюрализм: нет четкой и единой идеологии; допускается несколько партий, но реальная конкуренция между ними отсутствует (имитация многопартийности).
4) Формальность демократических прав и свобод, их нарушение. Выборы носят фиктивный, показательный характер. Действует принцип: «Разрешено все то, что не грозит данному политическому режиму».
5) Относительная свобода действий в экономической, культурной, частной жизни. Частичная цензура, подконтрольность СМИ.
6) Большое влияние силовых структур, доминирование командно-административных методов, вертикальных отношений.
7) Низкий уровень развития гражданского общества. Подданническая политическая культура (культура подчинения).
Положительные черты.
· Возможна экономическая и социальная эффективность.
· Высокая способность мобилизировать ресурсы для решения определённых задач.
· Высокая степень обеспечения стабильности.
Разновидности авторитаризма:
1) Военный авторитарный режим; Военная хунта. Примеры: режим генерала А.Пиночета в Чили (с 1974 по 1990 год). Режим Иди Амина (чемпион по боксу в Уганде) в Уганде (1971-1979 году у власти), жертвами его репрессий стали от 300 000 до 500 000 (из 19 000 000) граждан Уганды, не менее двух тысяч он убил лично; его авторитаризм был ближе к тоталитаризму.
2) Теократический режим. Примеры: режим Хомейни в Иране (правил с 1979-1989 года), в стране были введены суровые исламские законы, близко к тоталитаризму: культ личности, восприятие как пророка на земле…
3) Бюрократический режим. Примеры: режим Ю.В. Андропова в СССР (1982-1984 года), ослабление репрессивного режима, ослабление тоталитаризма…
4) Неоавторитарный режим. Это режим, который сочетает формальные черты демократии, но по сути по своей – авторитария. Примеры: режим А.Лукашенко в Белоруссии (1994-…). Красноречивые изречения А.Лукашенко в период продовльственного дефицита: «Только я взялся за яйца, как сразу масло пропало», «Белорусский народ будет жить плохо, но недолго».
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Г. о .-это вся сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов и ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти. Т.е. это организации, движения, создаваемые на добровольных основах без вмешательства государства для выражения интересов граждан. Основа структурыгражданского общества – личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов и наоборот. В структурном отношении гражданское обществоможно представить в виде совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.
Экономическая сфера- это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства.
Политико–правовая сфера- это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. А также законообеспеченность населения.
Духовная сфера- это отражение процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и других объединений.
Кроме того, следует выделить также и условия, которые необходимы для успешного функционирования Гражданского общества:
1. Экономические: - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.
2. Политико-правовые:- это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, Политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.
3. Культурные:-повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания.
4. Социальные: -это наличие класса среднего собственника.
Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В России нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является: пренебрежительное отношение граждан к законам, декларативность многих прав и свобод личности, пассивность граждан, а также преобладание государственного начала над личностным.
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Политическое лидерство - постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: индивидуальные черты
Теории черт
Как писал один из основателей этой теории
Э. Богардус, "превосходящие интеллектуальные дарования доставляют
личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству" .
Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют:
· острый ум
· твердую волю и целеустремленность,
· кипучую энергию
· незаурядные организаторские способности
· особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность.
К обязательным качествам современных политических
лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегенич-
ность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.
факторно-аналитическую концепция.(достижение целей)
Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты:
стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Это можно проиллюстриро-
вать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отноше-
ниях с близким окружением, никак не предвещали жестокого деспота, жажду-
щего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже
одержимость в стремлении к в общем-то гуманной, но утопической цели по-
строения коммунизма делали из него диктатора, отрицающего общечело-
веческие нормы морали и ради удержания власти не останавливающегося перед
преступлениями, что проявилось, например, в его приказах о расстрелах залож-
ников, жестоких расправах над священниками и т.д.
Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие
целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодейст-
вия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей и условий их
осуществления вырабатывается стиль его поведения, составляющий его "вто-
рую природу". Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе от-
печаток определенных социальных условий.
Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А.
Голдиер и др.).
Она исходит из относительности и множественности лидерства.
Лидер - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства
определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так,
например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков
европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер-
пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада.
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны,
относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой
- в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличност-
ном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеуст-
ремленность, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной
задачи, а также компетентность.
Вопрос
§ 3. Классификация, функции
Структура:
· индивидуальные черты
· ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
· ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние
Типы:
1. деление всех лидеров на обычных ("реальных") и великих
(как великих "героев", так и великих "злодеев"). Первые, реальные лидеры, не
оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода со-
бытий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и
пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и
политические перемены.
2. отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое.
3. Одна из "классических" типологий лидерства восходит к учению М. Ве-
бера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лиде-
ров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) - их ав-
торитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных,
- это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических - на-
деленных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, не-
обычайной способностью к руководству.
4. Собирательных образа лидера:
· знаменосца (или великого человека),
· служителя,
· торговца
· пожарного.
Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительно-
сти, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы. ( Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. )
Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов сво-
их приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и дейст-
вует от их имени.
Для лидера-торговца характерна способность привлекательно
преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить
"купить" эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.
лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные
проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются кон-
кретной ситуацией
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих
и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских,
буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).
общих функции:
1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию це-
лей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функ-
ций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, са-
моуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, под-
держание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация власти и масс
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной
энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в
тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не мо-
жет найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демо-
кратических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизма-
тических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими спо-
собностями и в большей или меньшей мере обожествляются
Вопрос
Функции
· интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
· сохранения и развития основ политической деятельности;
· проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
· проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
· профетическая, прогностическая в отношении развития;
· апробации и верификации политических кадров;
· синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.
В структуру политической культуры входят три блока:
1.политическое сознание- осознание сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. Выступает как совокупность политических знаний и оценок.
2. политическое поведение (участие)- участия личности или социальной общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.
3. культура функционирования политических институтов.
Вопрос
§ 2. Типы политических культур
Запад и восток
Запад
- убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком- отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;- осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий- признание индивида глав-ным субъектом и источником поли-тики,- предпочтение личностьюмножественности форм поли-тической жизни, состязательноготипа иучастия во власти, плюрализмаи демократии;- рациональное отношение кисполнению правящими элитами илидерами своих функций по управ-лению обществом, понимание необ-ходимости контроля за их деятель-ностью и соблюдения правил кон-трактной этики- примат общегосударственных за-конов и установлений (кодифициро-ванного права) над частными нор-мами и правилами поведения, пони-мание различий в моральной и пра-вовой мотивации политических дей-ствий граждан;- достаточно ощутимая идеологизированность политических по-зиций граждан.
Восток
- уверенность в божественном
происхождении власти, не связанном
ни с какими человеческими достоинст-
вами;
- отношение к политике как кподвижнической, недоступной всемдеятельности, подчиненной