Почему в отношении россии и ЕС так важны региональные связи.
Развитие международных связей регионов и региональной интеграции — важный фактор современной системы международных отношений. В стремительно глобализирующемся мире международные связи регионов позволяют находить и использовать новые формы политической кооперации, экономической интеграции и межкультурных взаимодействий, что открывает мировому сообществу новые перспективы. В определенном смысле развитие международных связей регионов свидетельствует о новой тенденции в эволюции современной системы международных отношений — стирании граней между внутренней и внешней политикой современных государств, когда стратегии развития регионального сотрудничества становятся важным фактором формирования внешнеполитического курса.
Российская Федерация и Европейский Союз являются ближайшими соседями, поэтому развитие международных связей регионов и региональной интеграции в последние годы становится важнейшим элементом российско-европейского сотрудничества. Россию и ЕС объединяет общая заинтересованность в строительстве процветающей Европы без разделительных линий.
Российские политики и дипломаты не раз заявляли о том, что Россия стремится активно участвовать в развитии международных связей регионов в европейском направлении, добиваться более тесного сотрудничества в работе различных международных структур и региональных организаций. В свою очередь, европейские политики также выражают заинтересованность в развитии более тесного регионального сотрудничества с Россией.
В настоящее время действует целый ряд договоров и соглашений, регламентирующих отношений российско-европейского регионального сотрудничества. Так, еще в 1994 г. в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (ст. 73) было заявлено о намерении России и ЕС развивать прямые контакты между регионами и государственными структурами, ответственными за региональное развитие, уделяя особое внимание повышению уровня жизни и оздоровлению экономики проблемных регионов.
Несколько позже, в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.), была поставлена задача использовать удлинившуюся границу России и ЕС для повышения трансграничного межрегионального сотрудничества и развития регионов обеих сторон до уровня стандартов еврорегионов.
В 2001 г. вступила в силу Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая определила цели и принципы деятельности региональных властей в этом направлении. Наконец, 22 июля 2002 г. был принят Федеральный закон № 91-ФЗ «О ратификации Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», который открыл новые возможности для трансграничных региональных контактов между российскими и европейскими регионами.
В Европейском Союзе создана целая сеть институтов, организаций и фондов, призванных способствовать международному региональному сотрудничеству. Так, с 1985 г.действует Ассамблея европейских регионов (АЕР), объединяющая в настоящее время около 300 европейских регионов из 33 стран, а также межрегиональные организации. Россию в ней представляютИнгушетия, Карелия, Самарская область в качестве членов и Архангельская область в качестве наблюдателя.
В принятой Ассамблеей «Стратегии-2000» определены следующие приоритетные задачи этой организации:
ускорить процесс развития регионализации на Европейском континенте с целью создания «Европы регионов»;
способствовать развитию межрегионального сотрудничества, культурных, экономических и партнерских связей между регионами Европы путем передачи ноу-хау и обмена опытом.
Деятельность АЕР включает целый ряд программ:
«ЦЕНТУРИО» — программа, направленная на совместное обучение кадров и обмен опытом;
«ЕВРООДИССЕЙ» — программа, направленная на предоставление молодежи возможности интегрироваться в рынок труда благодаря опыту работы за рубежом;
«Летняя школа» — форум по обмену опытом в области регионального развития в Европе.
Крупнейшей европейской организацией, объединяющей более 50 национальных ассоциаций городов, муниципалитетов и регионов (районов) из 37 стран, является Совет европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР). Эта организация, основанная в 1951 г., отстаивает право региональных властей участвовать в формировании политики Европейского Союза и Совета Европы, развивает отношения между местными и региональными властями через сотрудничество и породнение, занимается развитием связей между регионами европейских стран.
В 1975 г. была создана Ассоциация европейских приграничных регионов (АЕПР), которая по своемустатусуявляется единственной общеевропейской организацией, объединяющей и представляющей интересы приграничных регионов стран Европы. Членами АЕПР в настоящее время являются 90 из 115 реально действующихеврорегионов. В своей деятельности АЕПР решает следующие задачи:
анализирует проблемы, представляющие общий интерес для приграничных регионов;
представляет интересы приграничных регионов в Евросоюзе и Совете Европы;
координирует сотрудничество приграничных регионов;
осуществляет обмен опытом и информацией по проблемам сотрудничества сопредельных регионов.
Что касается финансовой поддержки международного сотрудничества европейских регионов, то она осуществляется с помощью многочисленных программ и фондов ЕС и Совета Европы. В частности, в рамках ЕС были разработаны программы, призванные стимулировать трансграничное сотрудничество:
ИНТЕРРЕГ - Трансевропейское сотрудничество для сбалансированного развития (Trans-EuropeanCo-operationForBalancedDevelopment - INTERREG);
ТАСИС (TechnicalAssistancefortheCommonwealthofIndependentStates - TACIS; Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) - программа Европейского Союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ.
Например, на период 2000—2006 гг. была принята программа ИНТЕРРЕГ III с бюджетом около 5 млрд. евро. Среди других фондов, обеспечивающих финансирование сотрудничества регионов, можно назвать Европейский фонд регионального сотрудничества(FEDER), имеющим также весьма солидный бюджет.