Каковы приоритетные направления российско-европейского межрегионального сотрудничества?

Развитие международных связей регионов и региональ­ной интеграции — важный фактор современной системы международных отношений. В стремительно глобализи­рующемся мире международные связи регионов позволя­ют находить и использовать новые формы политической кооперации, экономической интеграции и межкультурных взаимодействий, что открывает мировому сообществу но­вые перспективы. В определенном смысле развитие между­народных связей регионов свидетельствует о новой тен­денции в эволюции современной системы международных отношений — стирании граней между внутренней и внешней политикой современных государств, когда стратегии раз­вития регионального сотрудничества становятся важным фактором формирования внешнеполитического курса.

Российская Федерация и Европейский Союз являются ближайшими соседями, поэтому развитие международных связей регионов и региональной интеграции в последние годы становится важнейшим элементом российско-европейского сотрудничества. Россию и ЕС объединяет общая заинтересо­ванность в строительстве процветающей Европы без разделительных линий.

В настоящее время действует целый ряд договоров и соглашений, регламентирующих отношений российско-европейского регионального сотрудничества. Так, еще в 1994 г. в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудниче­стве (ст. 73) было заявлено о намерении России и ЕС разви­вать прямые контакты между регионами и государственны­ми структурами, ответственными за региональное развитие, уделяя особое внимание повышению уровня жизни и оздо­ровлению экономики проблемных регионов.

Несколько поз­же, в Стратегии развития отношений Российской Федера­ции с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.), была поставлена задача использовать уд­линившуюся границу России и ЕС для повышения транс­граничного межрегионального сотрудничества и развития регионов обеих сторон до уровня стандартов еврорегионов.

В 2001 г. вступила в силу Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая определила цели и принципы деятельности региональных властей в этом направлении. Наконец, 22 июля 2002 г. был принят Федеральный закон № 91-ФЗ «О ратификации Европей­ской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», который открыл новые возможности для трансграничных региональных кон­тактов между российскими и европейскими регионами.

В Европейском Союзе создана целая сеть институтов, организаций и фондов, призванных способствовать между­народному региональному сотрудничеству. Так, с 1985 г.действует Ассамблея европейских регионов (АЕР), объ­единяющая в настоящее время около 300 европейских регионов из 33 стран, а также межрегиональные органи­зации. Россию в ней представляютИнгушетия, Карелия, Самарская область в качестве членов и Архангельская область в качестве наблюдателя.

В принятой Ассамблеей «Стратегии-2000» определены следующие приоритетные задачи этой организации:

 ускорить процесс развития регионализации на Евро­пейском континенте с целью создания «Европы регионов»;

 способствовать развитию межрегионального сотруд­ничества, культурных, экономических и партнерских свя­зей между регионами Европы путем передачи ноу-хау и об­мена опытом.

Деятельность АЕР включает целый ряд программ:

«ЦЕНТУРИО» — программа, направленная на совместное обучение кадров и обмен опытом;

«ЕВРООДИССЕЙ» — программа, направленная на предоставление молодежи воз­можности интегрироваться в рынок труда благодаря опыту работы за рубежом;

«Летняя школа» — форум по обмену опытом в области регионального развития в Европе.

достигло движение партнерства российских и европейских городов, охватывающее сегодня свыше 70 городов-партнеров,

собые преимуще­ства в сотрудничестве с Европейским Союзом получили те российские города и регионы, которые экспортируют вос­требованные в ЕС товары - энергоносители, металлы, дре­весину и целлюлозно-бумажные изделия. Именно поэтому наибольшее развитие получило сотрудничество регионов на Северо-Западе России:Карелия, Мурманская, Кали­нинградская, Архангельская, Псковская, Ленинградская области, Санкт-Петербург. Доля ЕС в структуре внешне­торгового оборота этих регионов почти в 1,5 раза выше, чем в целом по стране.

за этими регионами посте­пенно закрепляется узкая роль экспортеров сырья и ресур­сов, а научно-производственный потенциал российского Северо-Запада не развивается.

Программа «Современные коробейники», задачей которой является развитие трансграничного сотрудничества в об­ласти предпринимательства, в особенности в сфере лесозаготовок и дерево­обработки, энергетики и технологий окружающей среды, причем объектом особого внимания является женское предпринимательство.

Программа «Культурные мосты» направлена на использование воз­можностей, предоставляемых общим культурным наследием и природой в трансграничном сотрудничестве, поддержку информационного сообще­ства для продвижения демократии и развитие активного гражданского общества по обе стороны границы, особый акцент при этом делается на раз­витии сотрудничества между СМИ.

Программа «Транспорт и коммуникации» направлена на совершен­ствование механизмов пересечения границы. Особое внимание уделяется развитию организации транспортных потоков и эффективности работы международных пунктов пропуска. Приоритетным также является развитие автомобильных, железных дорог и воздушного сообщения.

Наши рекомендации