Каковы основные геополитические противоречия между Россией и ИС?
Что стоит на пути партнерства?
Кроме значительных различий в уровне развития у России и
ЕС есть еще немало трудностей.
Во-первых, Европейскийсоюз в последнее время придает принципиальное значение
своим отношениям с исламским миром. Эта проблема имеетдва аспекта. Первый — внутренний, т. е. наличие практическиво всех странах ЕС значительного мусульманского меньшинства,состоящего из иммигрантов. Политика стран ЕС вотношении этого меньшинства различна, но общим являетсяпризнание ислама одной из основных религий Европы, ставкана включение иммигрантов в той или иной форме вевропейское общество. Второй аспект проблемы — внешний, связанный состремлением ЕС в максимальной степени улучшить отношенияи наладить широкомасштабное отрудничество с арабскиммиром, Ираном и рядом других стран. Подобная политика время от времени входит в противоречияс интересами России. Еще более рельефно данные аспекты выступают в связи спроблемой борьбы с терроризмом. Если США проявляютопределенное понимание того, что ситуация в Чечне достаточносложна и многообразна и России приходится боротьсяс настоящими террористами, то в общественном мнении иполитических кругах Европы чеченская проблема часто сводится
к нарушению прав человека федеральными войсками.Наличие же террористов фактически игнорируется.
Во-вторых, проблемы возникнут в связи с расширениемЕс. Сейчас компромиссные договоренностио транзите российских граждан в Калининград достигнуты.Но вряд ли они просуществуют долго. В России по-прежнему есть сомнения о том, чтоЕс действительно хочет договориться об отменевизового режима. Россия также должна
внести в свое иммиграционное законодательство соответствующиеизменения,активизировать борьбу против нелегальнойиммиграции, подписать со странами ЕС реадмиссионныедоговоры.
Необходимо также учитывать, что в результате предстоящегорасширения в Европейский союз войдут страны Центральнойи Восточной Европы, а также Балтии, отношения с
которыми у нашей страны, как правило, хуже, чем с ЗападнойЕвропой. Некоторые из них до сих пор видят в Россииугрозу для себя.
В-третьих, представляется, что сотрудничество в сфереэкономики между Россией и Европейским союзом сейчасдостигло предела. Идея «единого экономического пространства»1, безусловно, позитивная, но на пути ее реализациимного препятствий.
Это же относится и к энергетическому диалогу, которыйразвивается пока очень медленно. Многое тут, конечно, зависити от вступления России в ВТО — переговоры, уженесколько раз близкие к завершению, затем откладывались.
Ес поддерживает вступление России в ВТО,но, может быть, стоило бы проявить бóльшуюзаинтересованностьпри рассмотрении конкретных вопросов, не урегулированных
до настоящего времени.
В-четвертых, на Западе в целом довольно сильны пессимистическиеоценки будущего России, существует многоопасений, по какому пути пойдет Россия дальше. При этом в европейскомобщественном мнении уже достаточно прочно укрепиласьмысль, что в России установилась авторитарная диктатура(в США в большинство случаев ситуацию оцениваютне столь драматично ). Это также, видимо, сказывается нанекоторыхшагах Европейского союза (или их отсутствии) вотношении России.
Проблемы
Претензии России к ЕС касаются:
· предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
· неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
· ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
· попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
· нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
· сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
· заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
· взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.