Становление политической науки
Становление политической науки
Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования. Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал просто «Политика». Аристотеля нередко называют основателем, отцом политической науки. У Аристотеля, как и у его предшественников, политические исследования еще не выделялись в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями.
Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469– 1527). Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Н. Макиавелли фактически положил начало существования новой научной дисциплины. Полностью научный характер исследованиям политической действительности был придан в XIX в. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений.
Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. – Берлинская высшая школа политической науки. Ныне политическая наука, или просто политология, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.
Предмет и функции современной политической науки
Объект – объективен, предмет – виртуален.
Предмет политологии – закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, а так же взаимодействия по ее поводу между политическими субъектами.
Политология – политическая наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, реализуемых через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида.
Функции политологии:
§ Теоретико-познавательная
Политология призвана познавать политическую реальность и давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.
§ Диагностическая
Политология призвана определять соответствие прогрмм политических курсов, как тенденция социального прогресса так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.
§ Практическая (инструменталистская)
Политология призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе согласия и учета интересов субъектов политики.
§ Политическая рефлексия
Политология призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.
§ Политическая социализация
Политология призвана формировать демократическую, политическую культуру граждан, способствовать интеграции индивидам в политическое сообщество.
§ Прогностическая
Политология призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действия различных факторов.
Теория конституентов
Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами.
В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели
Через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры и прежде всего ценностных ориентаций и ожиданий избирателей.
Унитарное государство
Унитарное государство – единая политическая народная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Оно имеет единую конституцию и единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства
В централизованных предоставляется достаточно широкая самостоятельность местным органам управления, но средние уровни управления не обладают значительной автономией, но ориентированные на решение центра (Великобритания).
В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией, но из-за ограничений в области налогообложения наахоодятся в сильной зависимости от центра. (Франция, Италия, Испания).
Федерация
Федерация представляет собой устойчивый союз государств (территорий) самостоятельных в рамках распределенных между ними и центром компетенций. Как правило, имеют собственные законодательные (регионы), исполнительные и судебные органы.
Конфедерация
Конфедерация – союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Его субъекты полностью сохраняют государственный суверенитет и передает в компетенцию союза лишь определенные вопросы, чаще всего, в области обороны, внешней политике, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации, как правило, не прочны и либо перерастают в федерацию, либо распадаются.
Политическая культура.
Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.
Характерные черты политической культуры:
1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
7) характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.
Элементы структуры политической культуры:
– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);
– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).
Функции политической культуры:
1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).
Избирательные системы.
Основной формой политической активности большинства граждан является участие в выборах, которые проводятся через предусмотренный законом промежутки времени.
В ходе выборов возникают различные общественные отношения по поводу их организации и проведения. Совокупность этих общественных отношений и составляет сущность понятия «избирательная система» (в широком смысле).
Избирательная система – совокупность устанавливаемых законом правил и приемов подготовки и проведения выборов в представительные учреждения или на должности, а также определение результатов голосования.
Наиболее важной частью любой избирательной системы является система представительства т.е. способ нарезки избирательных округов и подсчета набранных теми или иными кандидатами и партиями голосов избирателей.
Говоря об избирательной системе, как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итога голосования.
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, при ее применении избранными считаются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов, т.е. то, которое установлено законодательством. В зависимости от того, какое требуется большинство эта система имеет следующую разновидность:
· Мажоритарная система относительного большинства – избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов т.е. больше голосов, чем любой из его соперников, даже в том случае, если ему оказали поддержку менее половины участвующих в голосовании избирателей. Она результативна, единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Победитель может иметь незначительную легитимность.
· Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства – требует для избрания абсолютное число голосов, т.е. более половины общего их числа (50%+1 голос). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Порог явки, обычно, есть. Главное достоинство здесь – победитель обладает достаточной легитимностью. Избранным считается тот кандидат, который был поддержан действительным большинством проголосовавших избирателей. Минус в том, что она часто не результативна. Для преодоления не результативности применяют повторное голосование (второй тур): в него обычно выходят два кандидата, получивших в первом туре наибольшее число голосов.
Недостатками мажоритарных избирательных систем являются, что голоса других кандидатов пропадают.
Пропорциональная система (противные списки)
Число мандатов пропорциональны числу отданному числу голосов избирателей.
Чтобы не допускать электората, чтобы не поощрять карликовых партий, чтобы укрепить партийные фракции в парламенте и избежать засилия в нем постоянных конфликтующих между собой мелких группировок избирательное законодательство устанавливает загродительный барьер (порог). При его применении до распределения мандатов не допускаются партии, не собравшие определенного процента голосов (как правило – 3-5%).
Высокий заградительный пункт, что высокое число избирателей оказывается не представленной в парламенте, а голоса не прошедшие в парламент, как бы, растворяются в голосах партий победителей, делая доставшиеся им мандаты более дешевыми.
Главный плюс: большая представительность. Главный минус: зависимость рядовых членов партии и избирателей от партийной верхушки.
Становление политической науки
Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования. Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал просто «Политика». Аристотеля нередко называют основателем, отцом политической науки. У Аристотеля, как и у его предшественников, политические исследования еще не выделялись в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями.
Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469– 1527). Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Н. Макиавелли фактически положил начало существования новой научной дисциплины. Полностью научный характер исследованиям политической действительности был придан в XIX в. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений.
Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. – Берлинская высшая школа политической науки. Ныне политическая наука, или просто политология, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.