Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь, ее многовекторный характер

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Она основывается на следующих принципах:

Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

Соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

Повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

Развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами. Международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

Добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

Приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

Отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

В настоящее время (2007 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации - 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.

Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь - страны-соседи. Прежде всего, Россия - не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь - партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ испытывает определенные проблемы. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.

Активное участие Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях - от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.

46. становление многополярного мира:

Беларусь выступает за формирование многополярного мира, и эта позиция находит поддержку у многих государств. Об этом заявил 12 февраля Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко во время общения со студентами Белорусского государственного университета.

внешнеполитическая стратегия Беларуси строится на трех основополагающих принципах: политический суверенитет, экономическая открытость и равные партнерские отношения между странами. «Золотое правило белорусской внешней политики – многовекторность и заинтересованность во взаимовыгодных контактах. Голос Беларуси сегодня уверенно звучит в ООН, на форумах Движения неприсоединения и других международных организациях. «Беларусь знают и уважают как форпост мира, спокойствия и стабильности. Наша страна выступает инициатором недопущения торговли людьми, терроризма, военных методов решения межгосударственных проблем», «Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира. Многие надеялись, что окончание «холодной войны» станет избавлением от больших военных расходов, а высвободившиеся ресурсы будут направлены на решение глобальных задач - продовольственных, энергетических, экологических и других,

Но эти ожидания не оправдались. На смену «холодной войне» пришла еще более ожесточенная борьба за энергоресурсы. По сути, начался новый передел мира. В ход идут любые средства, вплоть до оккупации независимых государств».

однополярность - это опасная болезнь, которая может привести к деградации и гибели мира, поскольку она в корне убивает конкуренцию - основополагающий принцип развития человеческой цивилизации. «Однако на политической карте мира формируются и активно заявляют о себе новые центры силы, способные противостоять имперским амбициям одной сверхдержавы.

47. Беларусь в период глобализации:

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства. Беларусь, как и многие восточноевропейские государства, не может не опасаться, что со временем может оказаться в положении пользователя, но не производителя тех или иных технологий и ей будет определено место лишь как сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса. Белорусская геоэкономическая политика, ориентированная на создание полицентричного мира, не означает разрыва с Западом и с другими странами. "Отсюда и наша политика партнерских отношений с западными странами как признание именно многополюсной интеграции, ориентированной на равноправие и взаимное сотрудничество всех государств международного сообщества. в Беларуси также не могут согласиться с изменением вектора нашего национального развития. Мы за рыночные реформы, но против распространения принципов рыночного общества. Возникший в первые годы реформ рыночный организм определялся олигархичностью, монополизмом и, самое главное, паразитизмом. Мы сформировали убедительную программу, противостоящую мутной стихии мошенничества и коррупции, и реализуем ее на практике. Базисный интерес Беларуси - создание современной рыночной постиндустриальной экономики, устойчивой системы политической демократии, подлинно гражданского общества, сохраняющего и приумножающего лучшие культурные традиции нашего народа. Беларусь, как отмечал Президент А.Г. Лукашенко, завершает "постиндустриальный период своего развития, входит в совершенно новые экономические, технологические и общественные отношения"5. В Беларуси в достаточной мере осознают роль финансово-промышленных групп. Наше государство, сохраняя и развивая высокий научный потенциал, создает условия для равного участия в различных международных наукоемких проектах по созданию новых технологий и метатехнологий. Имея уникальный опыт минимизации последствий чернобыльской катастрофы, мы, несомненно, можем расширять сотрудничество в экологической сфере. Беларусь, наряду с Японией, может быть лидером в развитии ряда наукоемких проектов, имеющих принципиальное значение для развития радиологической медицины.

48. геополитическое положение беларуси:

Беларусь – это государство, расположенное в Восточной Европе. Его территория находится в бассейнах таких рек, как Западная Двина и Днепр, Неман и Буг. Северо-восточные и восточные районы Беларуси граничат с Российской Федерацией, южные – с Украиной, западные – с Литвой и Польшей, а северо-западные – с Латвией. Это государство представляет собой бескрайние просторы полей, засеянных зерновыми культурами, льном, картофелем. Известна страна Беловежской Пущей и обширными территориями болот, которые Наполеон в свое время назвал пятой стихией.

Оценка геополитического положения Республики Беларусь тесно связана с ее географическим положением. Страну можно найти в самом центре Европы, в срединной части Евразийского континента. Протяженность Беларуси от ее северных до южных границ составляет 560 километров. В направлении с востока на запад территория страны немногим больше. Это расстояние составляет 600 км. Находится Республика Беларусь в окружении достаточно сильных и влиятельных стран. Протяженность всех ее границ равна 2969 км

Расположение в давно освоенной и заселенной части Европы обуславливает то, что высока оценка геополитического положения Республики Беларусь. При этом немаловажным аспектом для экономического развития страны является благоприятное соседство. Государства, входящие в ближайшее окружение Беларуси, оказывают положительное влияние на развитие ее народного хозяйства.

При оценке геополитического положения Республики Беларусь стоит упомянуть и о том, что эта страна является континентальной. Она входит в список семнадцати государств мира, у которых нет прямого выхода к морским путям. Разумеется, это является явным минусом. Однако он вполне компенсируется хорошо развитой речной системой, находящейся на территории страны. Кроме того, руководство Беларуси активно использует близлежащие морские порты, находящиеся в соседних государствах. В их числе Гданьск и Калининград, Клайпеда и Вентспилс. Все эти порты располагаются на расстоянии от 250 до 350 километров от государственных границ РБ. Беларусь сегодня относят к категории «малых» стран, которые не оказывают значительного влияния на мировое развитие экономических процессов. Подтверждает такое геополитическое положение Республики Беларусь таблица, приведенная ниже. Однако удобное нахождение страны на карте рассматривается в интересах крупных игроков системы международных отношений. Беларусь сегодня – это соединительный мост между Востоком и Западом, Югом и Севером. В связи с этим ей может быть отведена роль центра деловых, а также транспортных и коммуникационных услуг. К тому же в качестве транзитного государства Беларусь интересует как Россию, так и страны, находящиеся в Западной Европе.

Наши рекомендации