Роль геополитического и природно-климатического факторов

Министерство образования и науки РФ

Роль геополитического и природно-климатического факторов - student2.ru

Уральский государственный экономический университет

История

Методические рекомендации
и тематика контрольных работ
для студентов заочного отделения


Екатеринбург

Рекомендовано научно-методическим советом

Института экономики УрГЭУ

Составители:

И.В. Борзихина, Е.А. Игишева, Е.Ю. Казакова-Апкаримова,
М.А. Клинова, Е.В. Каменская, Л.А. Коноплева,

И.Л. Мартюшова, А.В. Трофимов, А.В. Шиловцев

Курс «История» призван расширить, обобщить и систематизировать на новом, более высоком уровне полученные в общеобразовательной школе исторические знания, приобщить студентов к социокультурному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений.

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса (с акцентом на изучении истории России).

Курс истории решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции.

Во-первых, познавательную функцию, состоящую в изу­чении закономерностей и особенностей исторического пути России в контексте мировой истории, в объективном анализе исторического опыта, развитии навыков работы с разноплановыми источниками и способности к эффективному поиску информации, ее критическому осмыслению.

Во-вторых, функцию практически-политическую, позволяющую на основе исторического знания понимать и адекватно оценивать современное состояние российского общества с учетом многообразия взаимодействующих культур и цивилизаций, многовариантности исторического процесса, решая проблему самоидентификации.

В-третьих, функцию мировоззренческую, предполагающую на основе принципов научной объективности и историзма углубление представлений о мировом и отечественном историческом опыте, месте человека в историческом процессе.

В-четвертых, история обладает огромным воспитательным воз­действием, способствуя пониманию гражданственности и патриотизма, преданности своему Отечеству и стремлению служить его интересам, формируя нравственные ценности и мораль.

Наиболее сложные вопросы будут освещены в лекциях, которые читаются преподавате­лями в ходе экзаменационной сессии, однако основная тя­жесть ложится на плечи самих студентов. При написании контрольных работ, при подготовке к семи­нарским занятиям, зачету и экзамену рекомендуется использовать следующую лите­ратуру:

История. В 2 ч. Ч. 1 VI-XVIII вв. Ч. 2. XIX-XXI вв. : учеб. Пособие / под ред. К.П. Стожко. Екатеринбург: изд-во УрГЭУ, 2013.

Отечественная история: Учеб.-метод. комплекс / Под ред. А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2003.

Земцов Б.И. История России IX-XXI вв. Учеб. пособие. М., 2012.

Владимирова О.В. История России в ХХ – XXI веках (1941-2009). М., 2010.

Зуев М.Н. История России. Н.Новгород, 2010.

Боханов, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Боханов, А.Н. Сахаров, В.А. Шестаков. В 2 т. М., 2013.

Илларионова, Е.В.. Отечественная история [Текст] / Е.В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. –М., 2008.

История России XVIII–XIX вв. [Текст] / под ред. Л.В. Милова. М., 2010.

История России в новейшее время 1985–2009 гг. [Текст] : учебник для вузов / под ред. А.Б. Безбородова. – М., 2010.

Кузнецов, И.Н. Отечественная история [Текст] : учебник для студентов вузов / И.Н. Кузнецов. – М., 2010.

Ланцов, С.А. Политическая история России [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Ланцов. – СПб., 2009.

Мунчаев, Ш.М. История России [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009.

Орлов, А.С. История России [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2011, 2012, 2013.

Отечественная история [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата / [авт. кол. А.В. Трофимов. А.А. Курасова, И.В. Борзихина и др.] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.

Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст] : учебник для студентов вузов / Н.И. Павленко. – М., 2011.

Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] : учебник для вузов /А.Н. Сахаров. – М., 2011.

Фортунатов В.В. История: Учеб. пособие для бакалавров и специалистов. СПб., 2012.

Шумилов, М.И. История России: конец XIX – начало XXI в. [Текст] : учебник для вузов / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – СПб., 2008.

О самостоятельной работе студентов с литературой

Для студента-заочника, который лишен возможности ежеднев­но встречаться с преподавателями, систематическая работа с литературой – основной метод изучения курса. Приступая к изучению темы, необходимо руководствоваться указаниями преподавателя, данными на установочной сессии, изучить рекомендуемую литературу, документы, материалы. Прежде чем приступить к изучению произведения или докумен­та, следует внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и конспекта лекции.

Начинать работу нужно с предварительного ознакомления с книгой. Следует обратить внимание нa полное название работы, подзаголовок и т.п., затем ознакомиться с оглавлением, научно-справочным аппаратом: ссылками на источники, примечаниями, приложениями. Следующий и самый важный этап работы над источником – вни­мательное чтение его с начала до конца. Очень важно определить главные идеи книги и глубоко в них разобраться. Если понимание книги затрудняется встречающимися в ней не­ясными словами, терминами, рекомендуется поль­зоваться при чтении справочниками, словарями иностранных слов, политическими и энциклопедическими словарями.

О методике выполнения контрольных работ

Составной частью изучения курса истории является выполнение студентами-заочниками письменных контрольных работ. Контрольная работа выявляет приобретенные студентами знания по определенной учебной теме, показывает умение правильно формули­ровать и обосновывать теоретические положения, кругозор студента, его начитанность. Кроме того, она выявляет пробелы в знаниях студента по данной теме, допущенные им ошибки. Чтобы контрольная работа отвечала предъявляемым требовани­ям, автор должен обнаружить знания по всей теме, а не только по одному из ее разделов. Студенты выбирают одну из предложенных тем контрольных работ согласно начальной букве фамилии:

А, Б В, Г, Д Е, Ж, З И, К, Л, М, Н, О, П Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я 1, 7, 13, 19, 25, 2, 8, 14, 20, 26 6, 12, 18, 24, 30 3, 9, 15, 21, 27 4, 10, 16, 22, 28 5, 11, 17, 23, 29

Выбрав тему, студенты должны приступить к изу­чению литературы, рекомендованной в данном методическом пособии, за­тем подобрать материалы к теме. После того как литература изучена и тема достаточно про­думана, следует приступить к написанию работы, строго руководствуясь планом, предложенным в данном пособии.

Контрольная работа должна иметь введение и заключение. По краткому содержательному вступлению и точным, четким выводам можно судить, насколько автор ориентируется в данной теме, уме­ет ли он самостоятельно мыслить. В построении контрольной рабо­ты важно обеспечить соразмерность ее частей, материал надо из­лагать своими словами.

Рекомендуемый объем контрольной работы 10-15 печатных страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 18 пт). Страницы должны быть пронумерованы, на них надо оставлять поля для замечаний рецензента. Работу необходимо писать без помарок и сокращенных слов.

При написании контрольной работы студент должен использовать не менее двух работ, указанных в списке литературы к данной теме. В контрольной работе обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники и литературу с указанием страниц. Кавычками должны оформляться прямое цитирование, использование конкретных цифр, фактов, суждения и оценки историков.

По ГОСТу 2008 г. после цитаты следует порядковый номер библиографического источника и номер страницы, на которую вы ссылаетесь. В конце работы нужно привести в алфавитном порядке точный список использованной литературы, например:

«Проведение реформы позволило упразднить карточную систему, введенную в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в три раза выше довоенных (при среднем размере заработной платы 500 р. килограмм хлеба стоил 3–4 р., мясо 28-30 р., 1 яйцо – 1 р., шерстяной костюм – свыше 1 500 р. и т.д.)» [2,
с. 155].

Список использованной литературы

1. …….

2. История. В 2 ч. Ч. 2. XIX-XXI вв. : учеб. пособие / под ред. К.П. Стожко. Екатеринбург: изд-во УрГЭУ, 2013.

Обращаем ваше внимание на то, что в список литературы включаются лишь использованные студентом работы, библиографические ссылки на которые имеются в тексте. При написании контрольной работы в качестве источника студенты могут использовать электронные материалы, на которые также следует оформлять ссылки. Прямое копирование этих материалов и представление их в качестве контрольной работы недопустимо. Студент должен свободно оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, анализировать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, что следует продемонстрировать при выполнении тестовых заданий. Без ответа на тестовые задания контрольная работа не засчитывается.

Если работа не зачтена, следует написать новую по той же теме, с учетом советов и рекомендаций преподавателя-рецензента. Контрольные работы выпол­няются в сроки, указанные в учебном плане студента. Запаздывание с предоставлением контрольных работ приведет к тому, что преподаватель не успеет отрецензиро­вать работу до сессии (следует иметь в виду, что срок проверки работы преподавателем – 10 дней) и студент может лишиться возможности своевременной сдачи экзамена по истории.

Составной частью учебного процесса и главной формой конт­роля за успеваемостью студентов являются зачеты и экзамены. Они показы­вают, насколько глубокие знания приобретены в процессе самостоятельной работы. На экзамене студент отчиты­вается за весь курс.

Студент-заочник сдает устный экзамен по ис­тории. Экзаменационные билеты включают вопросы по разным разделам курса. В случае необходимости экзаменатор может пред­ложить дополнительные вопросы, чтобы составить более точное представление о глубине знаний студента. Устный ответ экзамену­емого должен быть конкретным, раскрывать существо вопроса. Эк­заменатор обращает внимание не только на содержание ответа сту­дента, но и на культуру его речи, на черновые записи. Преподаватель обязан объяснить студенту, почему он поставил ту или иную оценку. Таковы основные советы по изучению истории студен­тами-заочниками.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1.

Роль геополитического и природно-климатического факторов

В развитии России

План

1. Роль геополитического и природно-климатического факторов в формировании цивилизационных особенностей (западная и восточная цивилизации).

2. Геополитическое положение России и его роль в формировании особенностей развития государства.

3. Влияние природно-климатических условий на экономическое и социально-политическое развитие России.

Литература

Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Побережников И.В. и др. Цивилизационное своеобразие российских модернизаций XVII–XX вв. Екатеринбург, 2012.

Вернадский Г.В. Русская история. М., 2001.

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. Любое издание.

Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад [Текст] / под ред. Л.П. Репина. М., 2010.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. Любое издание.

Россия и мир: Учеб. пособие по истории / Под ред. А.А. Данилова. М., 1994.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2010.

Шаповалов В.Ф. Россиеведение. М., 2001.

Тесты

1.Сторонники теории евразийства доказывают, что Россия:

а) многонациональная страна, развивающаяся по восходящей и не имеющая на своем пути ни тупиков, ни регресса;

б) деспотическая держава, неспособная развиваться по демократическому пути;

в) вынуждена постоянно противостоять угрозам с запада и востока, что определяет самобытность ее истории;

г) не представляет собой самостоятельную цивилизацию, а постоянно колеблется между Европой и Азией.

2. К геополитическим условиям, оказавшим влияние на историю России относятся:

а) обширная, слабозаселенная территория, хорошо защищенная граница

б) отсутствие выхода к теплым морям, слабая речная сеть

в) расположение на двух континентах, наличие удобных морских и речных коммуникаций

г) протяженная, открытая граница, положение «моста» между Европой и Азией

3.Природно-климатические условия России обусловили:

а) длительное существование крестьянской общины

б) бурное развитие промышленного производства

в) активное развитие крестьянской торговли

г) раннее разложение крестьянской общины.

4. Тезис о том, что «для Европы природа была матерью, а для России – мачехой», принадлежит известному российскому историку:

а) Н.М. Карамзину

б) С.М. Соловьеву

в) М.Н. Покровскому

г) В.О. Ключевскому.

Наши рекомендации