Формы государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимается струк­тура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выраже­ние территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Основ­ные формы государственного устройства в современном мире — это унитарное (простое) государство, фе­дерация и конфедерация (сложные государства). Унитарное государство— это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших ор­ганов власти и управления, единое гражданство. Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Федерация — это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих опре­деленной политической самостоятельностью. Члены федерации, имеют собственные конституции, законода­тельство, гражданство, высшие органы власти. Федерации формируются как на территориально-администра­тивной основе (США, Германия, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориаль­ной (Российская Федерация). Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государ­ственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства, члены конфедерации, сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов вла­сти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Правовой основой создания конфеде­рации является договор. Конфедерация — неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюцио­низирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.). Помимо названных трех основных форм государственного устрой­ства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – унии, империи. Империи— госу­дарственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная ос­нова, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватниче­ская политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов (Римская, Британская, Россий­ская империи). Сегодня создаются содружества, состоящие из независимых государств, имеющих более или менее тесные контакты в различных сферах общественной жизни (Британское Содружество Наций, Содруже­ство Независимых Государств).

29. Институты государственной власти в РБ.

Государство– центральная составляющая политической системы. В условиях Беларуси государственная власть базируется на прочной правовой основе. Основными задачами белорусского государства на начало 21 в. являются: становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики; обеспечение постепенного перехода к информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых, высокоэффективных технологий; повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирования целостного, социального и духовно развитого человека; создание эффективного, правового социального государства в органичном единении с формированием и развитием гражданского общества. Конституцией РБ определено, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Объединяет эти ветви власти Глава государства – Президент, который, в соответствии с Конституцией обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос. власти, осуществляет между ними посредничество. Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет, обладающим избирательным правом и постоянно проживающий в РБ 10 лет непосредственно перед выборами. Он избирается на 5 лет народом на основе всеобщего, свободного избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами РБ при условии наличия не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выборы назначаются Палатой представителей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан страны, принявших участие в голосовании. Президент наделен большими полномочиями. Он назначает республиканские референдумы, выборы в палаты Парламента, местные представительные органы, назначает 6 членов Центризбиркома, определяет структуру правительства, назначает и принимает отставку его членов. Во время своего президентства он не может занимать другие должности. Он имеет полномочия подписывать законы. Отменять акты правительства, решения местных исполнительных и распорядительных органов, приостанавливать решения местных Советов депутатов. Является главнокомандующим Вооруженными Силами РБ. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. Он обращается с посланиями к народу и докладывает о положении в государстве и об основных направлениях внешней и внутренней политики. Представительным и законодательным органом страны является Парламент – Национальное собрание РБ. Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. В палату представителей входят 110 депутатов, избранных народом при тайном голосовании. Депутатами могут быть граждане страны достигшие 21 года. Совет Республики является палатой территориального представительства, избирается на совместных заседаниях депутатов местных советов депутатов каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. 8 членов назначается президентом РБ. Членом может быть гражданин страны, не моложе 30 лет и проживший на территории соответствующей области не менее 5 лет. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, однако одно и тоже лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Срок полномочий Парламента – 4 года. Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая открывается 2 октября с продолжительностью не менее 80 дней, вторая – 2 апреля с продолжительностью не менее 90 дней. Главная функция Парламента – законодательная. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; проекты иных законов. Конституцией государства Парламенту предоставлено право контроля за выполнением законов и соблюдением законности. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти является Правительство – Совет министров РБ. Правительство состоит из премьер министра, его заместителей и министров. Премьер министр назначается президентом с согласия Палаты представителей. Оно руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Разрабатывает основные направления внешней и внутренней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, национальной безопасности, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов государства, а также декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет при необходимости акты министерства и иных республиканских органов гос. управления. Судебная власть принадлежит судам. Они подчиняются только закону. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется конституционным судом, который формируется Президентом и Советом Республики в количестве 12 судей, имеющих ученую степень. Общие суды призваны обеспечивать контроль за соблюдением законов и законности в стране. В условиях серьезных экономических неувязок значительно возрастает роль хозяйственных судов. Они принимают действенные меры к нарушителям налогового, таможенного и инвестиционного законодательства. Местное управление имеет дело с частными, местными вопросами, затрагивающими лишь жителей определенной территории, города и села. Функции: обеспечение участия населения в решении местных дел. Управление собственностью, финансовыми средствами местного управления. Обеспечение развития соответствующей территории; охрана общественного порядка; обеспечение потребностей населения в жизненно важных услугах. Основное звено здесь – Советы депутатов. Они избираются народом и представляют государственные органы на данной территории. Советы осуществляют свои функции через сессии (созывается 1 раз в квартал), комиссии и др. В РБ существует 3 уровня местных советов. К первичному уровню относятся сельские, поселковые, городские (районного подчинения) Советы. К базовому уровню – городские (областного подчинения), районные. К областному уровню – областные Советы. Минский обладает правами базового и областного советов. Согласно Конституции они избираются на 4 года на основе избирательного права при тайном голосовании. Их полномочия сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Наши рекомендации