Понятие и типология политических режимов.
Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти и характеризует среду и условия политической жизни общества.
Выделяют три механизма анализ, которых позволяет охарактеризовать политический режима:
· Институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия);
· Социологический (характеризует какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);
· Идеологический (характеризует какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе).
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
· характер и мера осуществления власти;
· механизм формирования власти;
· взаимоотношения общества и власти;
· роль идеологии в жизни общества;
· характер политического лидерства;
· соотношение прав и свобод граждан;
·положение средств массовой информации;
·наличие демократических прав и свобод;
· изменения в социальной структуре общества;
· уровень развития политической культуры.
20,Классификация политических режимов.
Тоталитарный –впервые уплотняется в 20 годы 20 века, основой теории Муссолини.
Основные признаки режима:
1. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь.
2. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью.
3. Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа.
4. В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем».
5. Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен.
6. Запрещено все, кроме того, что приказано.
7. СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество».
8. Демократические права и свободы носят декларированный характер, государство гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание
9. Социальная структура общества имеет классовый характер.
10. Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеру
Авторитарный режим –основа которого осущ власть одного человека или узкой группы лиц.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Характер и мера осуществления власти – власть одного человека
2. Контроль и насилие не носят общественный характер.
3. Влияние власти распространяется на сферу политики и частично идеологию.
4. Власть формируется путем назначения и не имеет механизма преемственности
5. Граждане к власти относятся безразлично, где в основе находятся принципы патриархальности и опеки.
6. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.
7. Лидер обладает высокими полномочиями, где складывается режим личной власти.
8. Разрешено все кроме политики.
9. Осуществляется частичный контроль над СМИ.
10. Правовая свобода граждан ограничена в политической сфере.
11. В полит системе общества главная роль принадлежит исполнительным органам власти.
Демократический –власть принадлежит народу, где обеспеч права и свободы человека. А. Линкольном: Демократия - правление народа, для народа, посредством народа.
Признаки демократического режима:
1. Источником власти является народ.
2. Пределы власти устанавливаются конституцией и законами.
3. Власть выбирается гражданами на основе принципа преемственности.
4. Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует их деятельность.
5. Официальная идеология сущ, но сохраняется плюрализм мнений в идеологической сфере.
6. Политическое лидерство зависит от традиций и ценностей общества.
7. Разрешено все то, что не запрещено законом.
8. СМИ свободны и не зависимы и являются 4-ой властью.
9. Демократические права и свободы гарантируются конституцией и законами.
10. Для демократического полит режима характерна многопартийность, всеобщее избирательное право, разделение власти.
21 Государство как основной институт политической системы, его функции.
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.
Концепции происхождения государства:
· Патриархальная (Конфуций, Аристотель).
· Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский).
· Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).
· Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович)
· Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия.
Признаки государства:
1. единая территориальная организация политической власти.
2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством.
3. органы и учреждения наделены властными полномочиями.
4. Суверенитет и независимость.
5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
Функции государства:
I. Внутренние функции:
1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.
3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.
4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе.
5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.
6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.
II. Внешние функции:
1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.
2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества.
3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.
22 Формы государственного устройства и правления. Типы государств.
Формы административно-территориального устройства:
· Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).
· Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).
· Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).
· Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.
Формы государственного правления.
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:
· Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).
· Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
· Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики:
· Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).
· Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.
· Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.
23, Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.
Признаки правового государства:
1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.
2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.
3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.
4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.
Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Характерные признаки гражданского общества:
· Гуманизм и стабильность социальных отношений.
· Правовая защищенность каждого гражданина.
· Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.
· Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.
· Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.
· Равная ответственность государства, общества, личности.
· Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан