Основными атрибутами (существенными признаками) государства являются территория, население, публичная власть.
Территориясоставляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это суша, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Важнейшим атрибутом государства является наличие отдельной oт общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и его оснащения материально-техническими средствами.
Концепции происхождения и сущности государства:
Патриархальная теория происхождения государства. Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:
-- государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья -- племя -- союз племен -- государство;
-- власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;
-- государь - отец народа, который заботится о своих подданных, как о членах своей семьи.
Недостатки теории: государственная власть и власть в семье - не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.
Теория насилия.Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:
- главными факторами, обусловившими процесс происхождения государства, выступают военно-политические (завоевание, насилие, порабощение);
- государство является результатом завоевания слабого племени другим, более сильным;
- для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;
- порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ведет к появлению частной собственности;
- экономическое господство властвующих приводит к появлению классов, сословий;
- государство по своей сути является организацией власти и силы.
Недостатки теории: военно-политические факторы действительно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического характера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.
Психологическая теория происхождения государства
Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:
- причины происхождения государства связаны с особенностями человеческой психики;
- личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;
- одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;
- из власти, основанной на авторитете, возникает государственная власть.
Недостатки теории: психика человека формируется под воздействием социально-политических и иных факторов, поэтому выступает не главным, а одним из многочисленных условий зарождения государственности.
Договорная теория. происхождения государства
Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:
- государство возникает в силу общественного договора, заключенного между людьми;
- согласно договору люди теряют часть своих естественных прав, своей свободы в пользу государства, но при этом приобретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;
- каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;
- государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обществе, защиту личности, имущества каждого;
- государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.
Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства -- это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (социально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).
12) Форма государства
Форма государства определяет его внутренне устройство, способ организации государственной власти.Таким образом, если государство - это организация публично-политической власти, то форма государства - это способ организации публично-политической власти. Форма государства позволяет ответить на следующие вопросы;
1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков порядок их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);
2) какие действуют принципы территориальной организации населения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);
3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаимосвязанных ее элементов:
1) форма правления;
2) форма государственного устройства;
3) политический режим.
Форма правления.
Форма правления представляет собой организацию государственной власти, характеризующую порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимоотношения с населением.
Современная юридическая наука выделяет два основных способа организации государственной власти, т.е. две формы правления:
1) монархия -- это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично осуществляется единоличным главой государства и, как правило, передается по наследству;
2) республика --это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок и несущими ответственность перед своими избирателями.
1) Монархия как форма правления
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично осуществляется единоличным главой государства и, как правило, передается по наследству.
Основные признаки монархии:
1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства -- монархом;
2) власть, как правило, передается по наследству;
3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является пожизненной;
4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;
5) отсутствует юридическая и политическая ответственность монарха;
6) власть монарха признается, как правило, священной;
7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;
8) государство полностью несет расходы на содержание монарха.
Можно выделить три вида монархии: абсолютную, дуалистическую и парламентскую.(2 последние конституционная монархия)
1. Абсолютная монархия характеризуется следующими признаками:
-- верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством сосредоточены в его руках;
-- отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнительной и судебной власти;
-- должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;
-- население не принимает никакого участия в законодательной деятельности;
-- отсутствуют политические партии.
2. Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:
-- монарх обладает большими полномочиями при осуществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом;
-- монарх имеет обширные возможности влиять на деятельность парламента: он самостоятельно участвует в нормотворческом процессе, инициирует принятие законов (парламент, как правило, не имеет права собственной инициативы), пользуется правом абсолютного вето в отношении законов, принятых парламентом, созывает и распускает парламент;
-- исполнительная власть полностью сосредоточена в руках монарха, он сам формирует правительство, которое ему подотчетно;
-- правительство не несет ответственности перед парламентом, хотя в законодательстве некоторых государств предусматривается право законодательного органа выразить недоверие правительству, но окончательное решение принимается монархом;
-- парламент обладает все же хоть и немногими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц, что вызывает необходимость сотрудничества, достижения компромиссных решений со стороны монарха и министров.
3. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
-- власть монарха законодательно ограничена деятельностью парламента, монархическая власть -- лишь дань традиции, символ нации, но в принятии политический решений монарх играет номинальную роль, «царствует, но не правит»;
-- парламент обладает всей полнотой власти, самостоятельно принимает политические решения, формирует правительство, которое ему подотчетно, монарх не вправе налагать вето на законы, принятые парламентом;
-- монарх созывает и распускает в установленные сроки парламент, утверждает своим актом на должность членов правительства, подписывает законы, принятые парламентом, однако все эти действия монарха имеют лишь формальное значение и по существу зависят не от него, а от парламента. К парламентским монархиям относятся такие государства, как Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Дания, и др.
- Республика как форма правления
Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок и несущими ответственность перед своими избирателями.
Основные признаки республики:
-- народ признается источником власти и носителем суверенитета;
-- государственная власть осуществляется государственными органами, избираемыми населением;
-- полномочия высших органов государственной власти ограничены определенным сроком;
-- деятельность органов государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей, каждый государственный орган выполняет свойственные только ему задачи и функции и обладает в этой связи соответствующими полномочиями;
-- должностные лица несут ответственность за принимаемые ими
решения перед своими избирателями.
Делится на:
1. Президентская республика характеризуется следующими признаками:
-- президент обладает широкими полномочиями в различных областях, т.е. фактически признается приоритет главы государства в осуществлении государственной власти;
-- глава государства избирается населением либо коллегией выборщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;
-- президент является главой исполнительной власти и, как правило, возглавляет сам правительство либо в редких случаях назначает премьер-министра;
-- правительство формируется президентом, иногда с согласия парламента, министры не являются членами парламента;
-- правительство как правило не несет ответственности перед парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие правительству и потребовать его отставки, но окончательно этот вопрос решается президентом;
-- парламент избирается так же, как и президент, населением и обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;
-- президент в ряде стран с президентской формой правления не имеет права роспуска парламента, однако последний может отрешить президента от должности в случае совершения им преступления, злоупотребления властью;
-- президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, принятых парламентом;
-- однако наиболее важные вопросы политической жизни страны решаются совместно президентом и парламентом, например объявление войны, и т.д.
Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии, и др.
2. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:
-- действует принцип верховенства парламента, который избирается населением;
-- правительство формируется парламентом из числа его депутатов и несет перед ним ответственность;
-- в случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов;
-- существует должность председателя правительства, который, как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы государства;
-- должность президента номинальная, хотя формально он может обладать широкими полномочиями;
-- решения президента требуют одобрения со стороны правительства либо парламента, действует так называемый принцип «контрассигнации»;
-- президент избирается парламентом либо коллегией выборщиков, в редких случаях -- населением;
-- в некоторых странах должность президента отсутствует вообще.
К парламентским республикам относятся такие страны, как Германия, Италия, Турция, и т.д.
3. Смешанная республика характеризуется следующими признаками:
-- данная форма правления сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик;
-- наряду с «сильной» президентской властью, парламент обладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;
-- и президент и парламент избираются населением;
-- глава государства -- президент, который назначает на должность председателя правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения парламента);
-- состав правительства формируется президентом, иногда с согласия парламента;
-- министры, как правило, не являются членами парламента, но допускается совмещение должности министра с депутатством;
-- правительство несет ответственность как перед президентом, так и пред парламентом;
-- президент может отправить правительство в отставку, парламент может вынести правительству вотум недоверия;
-- президент в установленных случаях может распустить парламент;
-- парламент может отрешить президента от должности в случае совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления существует в России, Финляндии, Франции, Польше, и др.
ü Форма государственного устройства
Форма государственного устройства представляет собой внутреннее территориальное устройство государства, отражающее характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.
По форме государственного устройства государства подразделяются на:
1) унитарные;
2) федеративные.
Унитарное государство -- это простое, единое, централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
-- состоит из территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью, т.е. в его состав не входят какие-либо государственные образования либо другие государства;
-- учреждена единая система государственных органов, однако территориальным единицам предоставляется право самостоятельно решать вопросы местного значения;
-- действует единая система законодательства, местные органы вправе принимать подзаконные акты по вопросам, предусмотренным законодательством, в пределах предоставленных им полномочий;
-- установлено единое гражданство.
К унитарным государствам относятся Великобритания, Япония, Италия, Испания, и др.
Федеративное государство -- это сложное государство по своему территориальному устройству, составные части которого (государства, государственные образования) обладают определенной политической самостоятельностью.
Федеративное государство характеризуется следующими признаками:
-- составные территориальные части (субъекты федерации) обладают политической самостоятельностью, являясь государствами или государственными образованиями;
-- образуется по трем принципам: национальному, территориальному и национально-территориальному;
-- субъекты федерации делятся на административно-территориальные единицы;
-- наряду с федеральными государственными органами учреждаются государственные органы субъектов федерации;
-- наряду с федеральным законодательством действует законодательство субъектов федерации;
-- в административно-территориальных единицах осуществляется местное самоуправление;
-- действует принцип двуединого гражданства.
Федеративными государствами являются Российская Федерация, Германия, США и др.
В юридической литературе выделяют и иные формы государственного устройства, которые представляют собой союз государств, а не отдельное, суверенное государство (конфедерация, содружество, уния).
Конфедерация - это объединение независимых государств, созданное для достижения определенных целей.
Конфедеративная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:
-- представляет собой союз государств, а не союзное государство;
-- учреждается на основе договора, заключенного между государствами-участниками ;
-- носит временный характер, так как создается для достижения определенных целей;
-- в результате либо распадается, либо трансформируется в федерацию;
-- действуют союзные органы, которые не создают единой системы высших органов государственной власти, поскольку каждое государство сохраняет свой суверенитет;
-- за государствами сохраняется право выхода из конфедерации. Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швейцария (Швейцарский Союз с 1815 по 1848 г.).
ü Политический режим
Под политическим режимом понимается совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти
Политический режим - это показатель того:
-- кому принадлежит власть в государстве;
-- соблюдаются ли права человека;
-- с помощью каких методов государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на политический режим оказывает влияние: сущность государства, соотношение политических сил и многие другие факторы.
В курсе теории государства и права выделяют, как правило, два вида политических режимов:
1) демократический;
2) антидемократический (тоталитарный, авторитарный)
Демократический политический режим характеризуется следующими признаками:
-- народ является единственным источником власти, которую он осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через представительные органы власти;
-- утверждается приоритет прав и свобод личности в деятельности государственных органов, признание человека высшей ценностью;
-- широкий спектр личных, политических и социально-экономических прав и свобод признается за всеми гражданами в равной мере, реально действует механизм их реализации, система конституционных гарантий;
-- государственная власть носит легитимный и легальный характер, осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система «сдержек и противовесов»;
-- действуют выборные государственные органы, полномочия которых ограничиваются определенным сроком;
-- государство содействует развитию рыночных отношений, конкуренции, частной собственности;
-- действует принцип многопартийности, существует политическая оппозиция (политический плюрализм);
-- признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. Выделяются две формы демократии: непосредственная и представительная.
1.. Непосредственная демократия, означающая непосредственное участие населения в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума. Под выборами понимается избрание гражданами путем голосования своих представителей в государственном аппарате. При этом граждане участвуют в управлении государством на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Под референдумом понимается голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
2. Представительная (опосредованная) демократия, при которой народ реализует свою власть через выборные представительные органы. При осуществлении государственной власти народные избранники выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально уполномоченными представителями.
Тоталитарный политический режим характеризуется следующими признаками:
-- тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;
-- существование единой правящей партии, обладающей всей полнотой власти и характеризующейся жесткой иерархической структурой;
-- сращивание партийного и государственного аппарата, возглавляемого харизматическим лидером;
-- отсутствие каких-либо гарантий обеспечения прав и свобод личности, механизма их реализации;
-- пропаганда одной официальной идеологии, преследование инакомыслия;
-- полный контроль над средствами массовой информации, жесткая цензура;
-- создание образа непримиримого врага, на которого списываются ошибки правящей партии и все беды общества;
-- наличие мощного аппарата подавления, применение таких методов, как насилие, террор;
-- полный государственный контроль в сфере экономики: огосударствление всех-форм собственности, стремление к устранению частной собственности, конкуренции, рыночных отношений, и т.д.
-- провозглашение господства определенного класса, нации, расы.
Разновидностями тоталитарного политического режима выступают коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Авторитарный политический режим характеризуется следующими признаками:
-- власть сосредоточена в руках определенного лица или группы лиц;
-- власть не претендует на всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью;
-- государственная власть не подконтрольна населению;
-- организация власти носит строго централизованный характер и опирается в своей деятельности на мощный силовой аппарат;
-- игнорируется принцип разделения властей, хотя формально деятельность представительных органов может быть провозглашена;
-- может быть признано идеологическое многообразие;
-- допускается существование других политических партий, однако политическая оппозиция преследуется;
-- ограничиваются только политические права граждан, однако формальное провозглашение личных, социально-экономических прав и свобод может характеризоваться фактическим отсутствием механизма их реализации.
13) Понятие и сущность политического режима
Под политическим режимом понимается совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти
Политический режим обеспечивает :
- Стабильность политической власти
- Управляемость граждан приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений
- Достижение целей политики
Характер политического режима определяется по совокупности таких параметров, как:
- объем и уровень свобод в обществе;
- методы осуществления государственной власти;
- характер взаимоотношений между государством и обществом;
- характер борьбы за политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный);
- степень вовлеченности народа в политическую жизнь (вытеснение масс из политики или обеспечение им возможности влиять на политические решения);
- ценности, на которые ориентируется политическое руководство (консерватизм, реформизм, революционизм);
- способы формирования политических институтов;
- методы выработки политических решений.
В политологии существует несколько трактовок политического режима.
1. Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический режим с формами правления и государственного устройства и акцентирует внимание на формально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственной власти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур. Прослеживается тенденция отождествления политического режима с формой правления. Односторонность подобного подхода заключается в том, что реальная практика реализации власти может противоречить закрепленным в конституциях нормам, а сам политический режим представляет собой более широкое явление, чем форма правления. Провозглашенная республиканская форма правления еще не означает установление реальной демократии, о чем свидетельствуют примеры СССР и Германии 30-х гг. Между тем европейские конституционные монархии рассматриваются как классические проявления либеральной демократии.
2. Социологический подход ставит акцент на характере отношений между государством и обществом, «которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения»1. В рамках этого подхода обращается внимание на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения элит и народа.
3. Широкая трактовка политического режима выходит за рамки только политико-правового или только социологического анализа и рассматривает его через соотношение ряда компонентов, что позволяет отличать одни типы политических режимов от других.
Политический режим включает в себя:
- политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
- методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
- реальный уровень свобод человека, объем его прав;
- методы выработки политических решений;
- способы урегулирования конфликтов;
- плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
- конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;
- идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
- формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
- тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
- структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.
Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.
Вышеназванные признаки служат критериями для выделения разных типов политических режимом. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества. В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с гражданским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существования последнего .