Тоталиторизм: признаки и разновидности.

От лат. totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Основные черты:1) Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. 2)Формирование власти идёт бюрократическим способам по закрытым от общества каналам. Власть недоступна для контроля со стороны общества. 3)Общество отчуждено от власти, но оно этого не осознает. 4)Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается. 5)Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. 6)Запрещено всё, кроме того, что приказано (разрешено). 7)Власть осуществляет полный контроль над всеми СМИ, свободный доступ к информации отсутствует. Любое сопоставление с внешним миром опасно для тоталитарного общества, так как оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое «правильное», лучшее в мире. 8)Демократические права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание и др. 9)Происходит последовательное деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые и управляющие. 10)Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. 11)Правящая партия стремится сформировать новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (её обожествление), ощущение слияния с властью, представление о государстве как об источнике распределения всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Режимы Иосифа Сталина в СССР, Бенито Муссолини в Италии и Адольфа Гитлера в Германии были тоталитарными.

Тоталитаризм подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Начало коммунизму (социализму) советского типа положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Он предполагает полное устранение частной собственности и всякой автономии личности, абсолютную власть государства. Впервые фашизм он был установлен в Италии в 1922. Итальянский фашизм тяготел к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Национал-социализм возник и Германии в 1933г. Агрессивность направлена против других народов (ненависть национальная и расовая).Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

17. Авторитаризм: сущность и особенности проявленияАвторитаризм — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Признаки авторитарного режима

– автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

– неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

– игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

– монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);

– отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

– в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

– права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

– личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

– oдним из распространённых явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем является практика имитации выборов. Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. д.) при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.)

При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.

Авторитарный режим — Это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

Сложившаяся после распада СССР российская политическая система, по мнению ряда политологов, представляет собой разновидность «электоральной и делегативной псевдодемократии с элементами бюрократического авторитаризма»

18. Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии

Демократии – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.

Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму:

Основные черты:

1. гарантированный доступ групп к политическим институтам.

2. всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.

3. контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

4. согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

5. разрешение возникающих конфликтов мирным путем.

6. признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

Недостатки:

1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в ней разумный и ответственный индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе несовершенны;

2) Демократическое устройство не всегда является эффективным и отвечающим интересам общества, так как слабая и неустойчивая демократия хуже воспринимается обществом, чем сильный и устойчивый авторитарный режим – именно он, зачастую лучше обеспечивает стабильность и гарантирует благосостояние граждан.

Предпосылками эффективной демократии являются следующие (достоинства):

1) Высокий уровень индустриального и экономического развития страны в целом – мировой опыт показывает, что демократия и слаборазвитость несовместимы;

2) Наличие высокого уровня благосостояния, т.к. резко разделенное по имущественному признаку общество будет не стабильно демократичным, а конфликтным и неустойчивым;

3) Высокий уровень урбанизации (развития городов и городской среды) – очевидно, что жители городов больше тяготеют и лучше приспособлены к демократии, нежели более консервативное сельское население;

4) Развитие массовых коммуникаций – именно они информируют граждан о полит. событиях, делая политику сравнительно открытой и подконтрольной обществу;

5) Рыночная экономика, основанная на праве частной собственности и свободной конкуренции. Общеизвестно: в мировой истории нет примера демократических государств с нерыночной (т.е. планово – государственной) экономикой.

6) Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса – т.е. экономически самост.(имеющих незав. от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей, обладающих опред. уровнем дохода, образования и политической культуры.

7) Наличие определенного уровня гражданской политической культуры, в которой сознательная и высокая политическая активность личности сочетается с подчинением закону и воле большинства.

19. Генезис, признаки и функции государства
Происхождение государства. В вопросе о генезисе гос. существуют разные точки зрения: теологическая концепция объясняет происхождение гос. Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что гос. — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха) ; договорная теория исходит из того, что гос. возникло в результате договора между людьми; классовая теория происхождение гос. объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы.

Признаки государства. Гос. как политический институт обладает рядом признаков:

1. Публичная власть гос. – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом.

2. Суверенитет, т.е. верховенство гос. власти на территории страны и независимость.

3. Монопольное право на применение насилия. (армия, полиция, суд, прокуратура).

4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.

5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования гос. бюджета, материального обеспечения гос. политики.

6. Только гос. обладает международной правосубъктностью, что означает: только гос. имеет право проводить ту или иную внешнюю политику; заключать международные соглашения; использовать вооруженные силы страны за рубежом.

7. Только гос. имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства.

8. Только гос. имеет государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.

Функции государства.

1. Полит. функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.

2. Экономическая функция регулирует экономические отношения.

3. Социальная функция осуществляет гос. программы по созданию условий для нормальной жизни людей: жилищных, продовольственных, образования, здравоохранения и т.д.

4. Культурно-воспитательная функция гос. имеет целью воспитание общества, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.

5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.

6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека.

Наши рекомендации