Глава iii. трактат «государь» в историографии
Книгу поняли далеко не все и отнюдь не сразу [12].
Находясь в ссылке и тоскуя по реальной политической жизни, Макиавелли создал целый ряд замечательных произведений. Одними из первых были написаны трактат «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Мандрагора». Макиавелли размышлял о политическом строе, истории Италии, о социальных проблемах и предпосылках будущего развития. Эти вопросы занимали самых передовых итальянских мыслителей того времени, но почему же произведения Макиавелли вызвали столько споров, неодобрений и даже возмущений? Попытаемся разобраться.
Во-первых, следует обратить внимание на общественную мысль в Италии. Вторая половина XV в. - период расцвета гуманизма. Писатели проявляли огромный интерес к человеческой личности. Был создан образ идеального человека, изолированный не только от истории, но и от окружающей его общественной, политической среды. Но рано или поздно этот идеал должен был соприкоснуться с действительностью, что в итоге и произошло. Это «соприкосновение» оказалось очень болезненным и привело к идейному размежеванию в среде итальянских гуманистов. Одни решили еще больше отстраниться от реальности, другие попытались обуздать политическую бурю. Макиавелли оказался в стороне от этих разногласий. Он искренне верил в конечное торжество разума и старался объяснить происходящие явления. В трактате «Государь» Макиавелли разбирает качества идеального правителя и постоянно приводит примеры из истории. Это не какой-то отстраненный образ, а, скорее, собирательный портрет, который можно соотнести с конкретной исторической ситуацией.
Во-вторых, необходимо разобраться с понятием «макиавеллизм», которое приобрело в историографии резко отрицательное значение. Откуда вообще взялся этот термин, ставший синонимом политической беспринципности? Его истоки следует искать в трактате «Государь», где Макиавелли в качестве одного из исторических примеров приводит деятельность жестокого правителя Цезаре Борджиа. Макиавелли оправдывает многие совершенные им преступления, считая их целесообразными в ходе завоевания и укрепления власти. И вообще Макиавелли часто говорит о том, что государь должен быть двойственным: уметь показывать свои положительные качества, но, если это будет необходимым, проявлять и хитрость, и жестокость, и бескомпромиссность. Отсюда и возникает критическое представление о том, что, по утверждению Макиавелли, для достижения поставленной цели хороши все средства. Но это вовсе не так и мы убедимся в этом, анализируя произведение. Кроме того, происходит смешение различных понятий. В один ряд ставятся трактат Макиавелли, деятельность Цезаре Борджиа, дурная слава рода Медичи, а также события Варфоломеевской ночи. «Государь» постепенно становится символом беспринципной политики ничем неограниченной вседозволенности. Мог ли подумать Макиавелли, создавая свое произведение, что оно впоследствии вызовет столько споров и негативных отзывов?
Часть исследователей объясняет первоначальную негативную реакцию тем, что трактат «Государь» был смелым и необычным для своего времени. Макиавелли якобы обогнал мышление своих современников и его творение смогли оценить только последующие поколения. То, что было непривычным в XV-XVI вв. стало нормальным лишь в XIX в. Трудно согласиться с подобным мнением. Макиавелли брал примеры из современной ему истории, следовательно, не придумал ничего нового, а лишь проявил наблюдательность и имел смелость в открытую написать о том, что прекрасно знали все. А в XIX в. всего лишь воспользовались опытом предшествующих поколений и решили по-другому взглянуть на полезный во всех отношениях трактат. Окончательное переосмысление взглядов приходиться на вторую половину XX в., когда произведение Макиавелли стали оценивать наиболее объективно. Появилось новое объяснение понятия «макиавеллизм»: «… макиавеллизм есть политизм - идеологическая концепция, призванная оправдывать политику как форму специализированной духовной деятельности, доказывать ее право на автономное существование и функционирование» [13].
Исследований по трактату Макиавелли «Государь» очень много. Но возникает вопрос: всем ли из них можно доверять? Именно поэтому, анализируя произведение, мной использовалось лишь семь вспомогательных работ, сконцентрировав основное внимание на самом источнике. Подбор литературы был основан на выделении различных аспектов политических взглядов Макиавелли.
Первый автор - Виллари Пасквале [14], который написал подробнейшую биографию Макиавелли, перекликающуюся с историей Италии. Дух эпохи и характер Макиавелли находятся в неразрывной связи, и у Виллари не возникает никаких сомнений по поводу того, что трактат «Государь» полностью соответствовал своему времени. Виллари проделал огромную работу, разобрав обширный материал, относящийся ко второй половине XV в., включая неизвестные ранее письма и служебные бумаги Макиавелли. Он попытался воссоздать образ флорентийского мыслителя, а также восполнить заметные пробелы его скудной биографии. Книга представляет большой интерес, как наличием большого количества необходимого материала, так и живым языком непринужденного повествования.
Второй автор - В.И. Рутенбург [15]. Его деятельность, как и четырех последующих исследователей, относится ко второй половине XX в. В своей статье под названием «Макьявелли и его время» Рутенбург попытался проследить взаимосвязь творчества Макиавелли и политической жизни Италии. Макиавелли он определяет как человека действия, который признает необходимость решительных мер. Трактат «Государь» рассматривается как реалистический документ своей эпохи, а творчество флорентийского писателя оценивается как точка наивысшего развития мышления позднего Возрождения.
В сборнике, посвященном проблеме взаимодействия общественной мысли и социальных движений, помещена интересная статья Р.И. Хлодовского [16], которая называется «Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавелли: трагедия «Государя». Автор обращает наше внимание на то, что в произведениях Макиавелли идеал человека впервые приобретает политическую реальность. «Создатель «Государя»… был первым великим писателем Возрождения, который стал изучать человека и человеческие отношения не только с этической и эстетической точки зрения, но и в аспектах социологии. Рядом с проблемой личности в его произведениях встали проблемы народа, класса, нации, и это привело к существенному сдвигу акцентов» [17]. Объясняя причины того, что книгу Макиавелли поняли не сразу, Хлодовский говорит о том, что современников напугала бескомпромиссная смелость выводов. Также подчеркивается, что трагедия родины наиболее глубоко отразилась именно в творчестве флорентийского автора. И это действительно так: крах Италии Макиавелли воспринял как личную трагедию.
Следующие две работы принадлежат одному автору - М.А. Юсиму. Статья «Истина у Макиавелли и у гуманистов» [18] входит в сборник «Проблемы культуры Итальянского Возрождения», посвященный 450-летию со дня смерти Макиавелли (статья В.И. Рутенбурга «Макиавелли и его время» тоже из этого сборника). Анализируя отдельные главы трактата, Юсим приходит к выводу, что истина, по мнению Макиавелли, может достигаться только в действии, в котором она и реализуется. Учитывая активное поведение Макиавелли и его призывы к борьбе за освобождение Италии, такой вывод кажется нам вполне уместным и обоснованным.
Вторая работа М.А. Юсима - монография под названием «Этика Макиавелли» [19]. Автор работы задается вопросом: совместимы ли политика и мораль, какова их роль в трактате «Государь». Заслугу Макиавелли Юсим видит в освобождении рассуждений от абстрактного морализирования. Интересны и высказывания автора по поводу этической концепции в творчестве Макиавелли.
В книге филологические исследования, представляющей собой сборник научных работ аспирантов, представлена статья О. Казанцевой «Элементы антиутопизма в творчестве Никколо Макиавелли (На материале трактата «Государь»)» [20]. Эта статья примечательно тем, что в ней разбираются понятия утопизма и антиутопизма. Причем утопия определяется как уход от реальности, антиутопия - представляет собой описание реальности во всей ее полноте. Казанцева приходит к выводу, что государство, которое описывает Макиавелли, антиутопично. А это лишний раз подтверждает соответствие взглядов Макиавелли своей эпохе и актуальность поставленной проблемы.
И, наконец, одной из самых важных работ является статья Е.П. Никитина и А.Г. Никитиной «Загадка «Государя» (политизм как идеология политики)» [21]. Статья помещена в научно-теоретическом журнале «Вопросы философии» и заслуживает особого внимания. Авторы попытались установить причины создания трактата и выяснить, какие же цели преследовал Макиавелли. Самой убедительной оказалась версия о том, что это работа о правителях и для правителей. Интересно разрешается и спор о соотношении политики и морали. Военная сила не единственное средство для достижения политических целей, оказывается, для этого может прекрасно подойти и мораль. Таким образом, авторы статьи считают, что понятия политика и мораль дополняют друг друга, являясь чем-то целым в восприятии Макиавелли.
«Научную ценность трудов Макьявелли признает сейчас большинство исследователей, и это относится прежде всего к новизне самого подхода, к поискам реальной истины» [22]. Очень хотелось бы, чтобы это действительно было так. Трактат Макиавелли «Государь» не потерял своей актуальности и в наше время. Политический опыт флорентийского писателя - неоценимый вклад в развитие общественной мысли. Вопросы, которые ставил перед собой Макиавелли, остались во многом не решенными и по сей день. Основная задача современных исследователей состоит в том, чтобы правильно воспользоваться знаниями, пришедшими к нам из глубины веков.