Примерная тематика практических занятий
Министерство образования и науки Российской Федерации
Невинномысский технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский государственный технический университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям
по дисциплине «Основы права»
очной и заочной форм обучения
для студентов по направлениям бакалавриата
по направлениям бакалавриата 080100.62, 080200.62, 140400.62, 230400.62, 230700.62, 240100.62, 260200.62.,151000.65
Невинномысск 2011
Методические указания по дисциплине «Основы права» выполнены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначены для студентов очной формы обучения. Методические указания разработаны на основе рабочих программ кафедры гуманитарных дисциплин по дисциплине «Основы права» и имеют целью оказать помощь студентам в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
Методические указания рассмотрены на заседании кафедры ЭБУА и рекомендованы к размножению.
Составитель канд. социол. наук Р.К. Малхозова
Рецензент д-р экон. наук А.Я. Глушко
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цели и задачи дисциплины............................................................................ | |
2 Содержание курса........................................................................................... | |
3 Примерная тематика практических занятий................................................ | |
4 Общие требования к оформлению реферата............................................... | |
5 Тестовые задания............................................................................................ | |
Список рекомендуемой литературы................................................................ |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная цель дисциплины состоит в овладении студентами знаний в области права, выработке позитивного правосознания, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.
Учебные задачи дисциплины состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты, соблюдении законодательства, принятии решений и совершении иные юридических действий в точном соответствии с законом, умении анализировать законодательство и практику его применения, умении ориентироваться в специальной литературе.
В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Дисциплина «Правоведение» тесным образом связана с прочими гуманитарными дисциплинами, такими как «Отечественная история», «Социология», «Психология», а также дисциплинами, рассматривающими отдельные аспекты права: «Административное право», «Правовые основы предпринимательской деятельности», «Правовые основы интеллектуальной собственности», «Трудовое право» и др.
Дисциплина имеет общетеоретическое и практическое значение, способствует повышению уровня гуманитарных знаний, обогащению способности мышления студентов, особенно в плане осуществления системного и конкретного анализа государственно-правовых явлений, функционирования и развития государства и права, формирования у студентов навыков к научно-исследовательской деятельности.
Студент, изучающий дисциплину «Правоведение», должен обладать:
- гражданской зрелостью и высокой общественной активностью;
- правовой и политической культурой;
- уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело;
- принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.
Студент должен понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и понимать их значение для реализации права.
Студент должен уметь:
- определять формы государственного правления, формы государственного устройства, типы политических режимов;
- определять вид правонарушения и виды юридической ответственности;
- составлять процессуальные документы;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. «Основы теории государства и права»
Понятие государства, его признаки и функции. Государство и гражданское общество. Право: понятие, сущность, формы. Нормативно-правовой акт. Понятие правового государства и его признаки. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные правовые системы современности.
Тема 2. «Международное право как особая система права»
Понятие, источники, субъекты и объекты международного права. Международное правонарушение и международная правовая ответственность.
Тема 3.«Конституционное право Российской Федерации»
Понятие, сущность и юридические признаки Конституции РФ. Конституционный строй РФ. Конституционные характеристики Российской Федерации. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления в РФ. Правовой статус личности. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.
Тема 4. «Административное право»
Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти. Административные правонарушения и административная ответственность. Государственная служба.
Тема 5. «Гражданское право Российской Федерации»
Гражданское правоотношение. Субъекты гражданских прав: граждане, юридические лица, государство и муниципальные образования. Объекты гражданских прав. Защита гражданских прав.
Понятие и содержание права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности.
Понятие, система и основания возникновения обязательств. Понятие и значение гражданско-правового договора. Содержание и форма договора. Заключение, изменение и расторжение договора. Понятие и принципы исполнения обязательств. Гражданско-правовая ответственность: формы и виды.
Общие положения о наследовании. Понятие и значение наследования. Законодательство о наследовании. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Оформление наследственных прав.
Тема 6. «Трудовое право»
Понятие трудовых правоотношений. Субъекты трудового права. Трудовой договор. Коллективный договор. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Регулирование труда отдельных категорий работников. Трудовые споры.
Тема 7. «Семейное право»
Понятие семейного права и семейного законодательства. Семейное правоотношение. Понятие и признаки брака. Условия и порядок заключения брака в РФ. Прекращение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Тема 8.«Основы уголовного права Российской Федерации»
Уголовный кодекс РФ, его общая характеристика. Основание уголовной ответственности. Понятие преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Наказание: понятие и виды. Назначение наказания.
Тема 9. «Основы экологического права Российской Федерации. Законодательство в области защиты государственной тайны и информации»
Понятие, источники, объекты экологического права. Экологическая ответственность.
Тема 10. «Правовые основы защиты государственной тайны»
Законодательство в области защиты государственной, служебной и коммерческой тайны.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1
Тема: «Происхождение и форма государства».
План семинарского занятия по теме 1:
1. Основные подходы к понятию государства
2. Исторические типы государств. Основные черты формационной и цивилизационной типологии государств.
3. Основные и дополнительные признаки государства.
4. Социальное назначение государства.
5. Внутренние и внешние функции государства: понятие, критерии, виды функций государства.
6. Форма государства: понятие, основные элементы.
7. Форма правления государства: понятие, виды.
8. Форма политического режима и государственного устройства: понятие, виды.
9. Особенности формы Российского государства по сравнению с формами зарубежных государств.
Цель занятия: Рассмотреть ключевые вопросы о государстве, теориях его происхождения, сущности и роли государства в обществе, а также о его функциях.
Ключевые термины: государство, территория, суверенитет, публичная власть, формация, функции государства, форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, монархия, республика, демократическое государство, недемократическое государство, унитарное государство, федеративное государство.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные теории происхождения государства.
2. Понятие и признаки государства, отличающие его от организации общественной власти родового строя.
3. Сущность и типология государств. Основные подходы к типологии государств.
4. Форма правления: понятие, виды.
5. Форма государственного устройства: понятие и виды.
6. Политический режим: понятие, виды.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задание №1
Проанализируйте формационный и цивилизационный подходы в типологии государств. Рассмотрите типологию государства в формационном подходе и особенности строения государств в рамках одного типа. Назовите промежуточные (переходные) типы государств. Свои рассуждения поместите в виде таблицы.
Таблица 1 – Подходы к типологии государства
№ п /п | Виды подхода к типологии государства | Сущность (содержание) подхода | Имя представителя |
Задание № 2
Перечисляя типы государств, студент Ершов назвал следующие: общинный, рабовладельческий, феодальный. Студент Калачев к типам государств отнес: буржуазный, социалистический. Укажите ошибки студентов.
Задание № 3
Можно ли отнести государство к правовому государству со следующими характеристиками:
1. Государство, где властные органы без непосредственного мандата народа, хотя и определяемые законом, произвольно контролируются ограниченным кругом властвующих лиц.
2. Государство, где административное управление строится на началах всевластия и не определяется законом, а общество попадает под тотальный контроль правящей элиты, где из общества исключаются независимое правосудие и права человека.
3. Государство, где сложилась всеохватывающая политическая организация обществ, основанная на верховенстве закона?
Тематика рефератов:
1. Сущность и исторические типы государств.
2. Функции и формы государства.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации (1993).
2. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: учебное пособие / Под. ред. Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2008, стр. 17-36.
3. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.
4. Основы государства и права: учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. – М., 2004.
5. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 1.
Практическое занятие № 2
Тема: «Система права и правомерное поведение».
План семинарского занятия по теме 2:
1. Система и источники права.
2. Норма права.
3. Нормативно-правовой акт.
4. Правонарушения и юридическая ответственность.
Цель занятия: Изучить и сопоставить основные правовые системы, действующие в современных условиях; рассмотреть понятия нормы права, правосознания, правонарушения и юридической ответственности.
Ключевые термины: форма права, норма права, правосознание, правонарушения, юридическая ответственность.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие права.
2. Источники права.
3. Структура норм права.
4. Правовая культура.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задание №1
Найти в Конституции РФ положения, раскрывающие права и свободы человека и гражданина и объяснить сущность и значение каждого положения.
Задание № 2
Составить таблицу основных теорий происхождения права
Таблица 2 – Теории происхождения государства
№ п/п | Наименование теории | Юридическое содержание | Основатели теории |
Тематика рефератов:
1. Формы права.
2. Сущность права. Понятие норм права, их структура.
Рекомендуемая литература:
1. Основы государства и права: учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. – М., 2004.
2. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 2.
3. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.
Практическое занятие № 3
Тема: «Правовые системы современности. Конституционное право России»
План семинарского занятия по теме 3:
1. Основные правовые системы современности.
2. Конституция РФ – основной закон государства.
3. Конституционный статус Российской Федерации.
4. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
5. Конституционные права и обязанности человека и гражданина. Цель занятия: Рассмотреть основные правовые системы современности; выяснить, какие права и свободы человека и гражданина относятся к конституционным.
Ключевые термины: Конституция, право, обязанность, гражданин, субъект Федерации, республика, край, целостность, суверенитет.
Вопросы для самоконтроля:
1.Общая характеристика конституционного права РФ.
2.Конституция РФ: понятие, сущность, юридические признаки.
3.Конституционный строй России.
4.Конституционные права, свободы и обязанности граждан.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задание №1
Составьте таблицу «Конституционные права и свободы человека и гражданина»
Таблица 3 – Конституционные права и свободы человека
Конституционные права и свободы человека и гражданина | ||||
Личные | Политические | Экономические | Социальные | Культурные |
Тематика рефератов:
1. Конституционный строй России.
2. Конституционные права, свободы и обязанности граждан.
3. Избирательная система.
4. Избирательный процесс.
5. Президент РФ.
6. Федеральное собрание РФ.
7. Правительство РФ.
8. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации (1993).
2. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.
3. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 3.
Практическое занятие № 4
Тема: «Административное право».
План семинарского занятия по теме 4:
1. Характеристика предмета и метода административного права.
2. Принципы, функции и система административного права.
3. Административное принуждение.
Цель занятия: Изучить ключевые аспекты административных правоотношений.
Ключевые термины: предмет, метод административного права, норма права, управление, орган власти, административное правонарушение, административная ответственность.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие, структура и виды административно-правовых норм.
2. Основные черты административно-правовых отношений.
3. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
4. Общая характеристика административной ответственности.
5. Понятие и виды административных взысканий.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задача № 1
Укажите, за какие проступки может наступить административная ответственность:
1. Неисполнение обязательств по договору заводом «Полимер», нанесшее имущественный ущерб АО «Аргон».
2. Нарушение правил санитарной гигиены на частном предприятии «Вента».
3. Безбилетный проезд Рогова в общественном транспорте.
4. Торговля Калининой цветами в неположенном месте.
5. Отказ от дачи показаний свидетеля преступления Федорова.
Задача № 2
Что относится к административным правонарушениям:
1.Опоздание на работу инженера Перепелкина на 20 минут.
2.Засорение гражданином Сорокиным части территории парка «Сокольники» бытовыми отходами и отбросами.
3.Неоказание необходимой помощи врачом Ткачевым гражданину Гуськову, находящемуся в опасном для жизни состоянии.
4.Управление Лариным автомашиной «Москвич – 412» в состоянии опьянения.
Тематика рефератов:
1. Административное правонарушение.
2. Административная ответственность.
Рекомендуемая литература:
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
2. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 4.
3. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006.
Практическое занятие № 5
Тема: «Гражданское право».
План семинарского занятия по теме 5:
1. Понятие и сущность гражданского права РФ.
2. Гражданско-правовые отношения и их регулирование.
3. Экономическая концепция собственности и значение собственности в развитии экономической системы.
4. Содержание права собственности.
5. Общая собственность: понятие, участники, признаки, виды.
6. Право наследования: характеристика, особенности регулирования.
Цель занятия: Составить обобщенное представление об основаниях возникновения и прекращения обязательств, способах обеспечения обязательств. Рассмотреть, каким образом происходит наследование по закону и по завещанию.
Ключевые термины: гражданское право, собственность, право владения, право пользования, право распоряжения, гражданское правоотношение, наследственное право.
Вопросы для самоконтроля:
1.Гражданское право как отрасль российского права.
2.Граждане как субъекты гражданского права.
3.Юридические лица: понятие, юридические признаки и классификация.
4.Объекты гражданских прав.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задача №1
Перов ушел в горы с целью подстрелить горного козла, но домой не вернулся. Поиски Перова не дали результата. На следующий день стало известно, что в том месте, куда пошел Перов, сошла лавина. Через 2 месяца жена Перова обратилась в суд с просьбой признать ее мужа Перова умершим. Какое решение вынесет суд?
Задача №2
Красин сменил фамилию на Тихомиров. Через месяц после смены фамилии он обратился в банк уже под новой фамилией. Ему отказали в обслуживании, потому что счет был открыт на Красина. Правомерен ли отказ банка? Обязан ли Тихомиров сам информировать кредитное учреждение о смене фамилии? Подтвердите свой ответ ссылками на нормативный правовой акт.
Задача № 3
Кириллов был признан судом безвестно отсутствующим. Его жена обратилась в суд с просьбой о выдаче содержания из имущества ее мужа, мотивируя это тем, что у них есть общие несовершеннолетние дети. Какое решение вынесет суд? Может ли Кириллова расторгнуть брак с ее безвестно отсутствующим супругом?
Тематика рефератов:
1. Основания возникновения обязательств.
2. Договор как основание возникновения обязательств.
3. Обеспечение исполнения обязательств.
Рекомендуемая литература:
1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1,2,3.
2. Правоведение: Электронный курс лекций.- ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 5.
3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права: учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2005 .
Практическое занятие № 6
Тема: «Трудовое право».
План семинарского занятия по теме 6:
1. Понятие и сущность трудового права, методы трудового права.
2. Стороны трудовых отношений, основания для их возникновения.
3. Трудовой договор: содержание, значение.
4. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Цель занятия: Рассмотреть главные положения трудового договора, условия его заключения и расторжения; выяснить порядок решения возможных коллективных и трудовых споров.
Ключевые термины: трудовой договор, коллективный договор, рабочее время, дисциплинарная ответственность, материальная ответственность.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие, предмет и метод трудового права.
2. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во времени, в пространстве, по кругу лиц. Исчисление сроков.
3. Понятие трудовых отношений, основания их возникновения.
4. Стороны трудовых отношений.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задача № 1
Ивановой, проживающей в городе С., было отказано в приеме на работу в Краснодарский филиал АО «Транзит» на должность менеджера по персоналу, основанием отказа послужило то, что Иванова имеет постоянную регистрацию в городе М., а не по месту жительства (г. С.).
Правомерен ли отказ?
Задача № 2
Исследуя проблемы принудительного труда в РФ, студентка Кулешова определила, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. По мнению же студентки Сытниковой примером принудительного труда является направление лица, призванного на военную службу, на альтернативную гражданскую службу, поскольку работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, может квалифицироваться как принудительный труд. Кто из них прав?
Тематика рефератов:
1. Трудовые споры.
2. Владение, пользование и раздел имущества, находящегося в совместной долевой собственности.
Рекомендуемая литература:
1. Трудовой кодекс РФ.
2. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право. – М.: НОРМА, 2007.
3. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 6.
Практическое занятие № 7
Тема: «Семейное право РФ».
План семинарского занятия по теме 7:
1. Понятие брака по семейному праву РФ.
2. Порядок заключения брака.
3. Условия заключения брака, обстоятельства, препятствующие заключению брака.
4. Основания и порядок прекращения брака.
5. Имущественные правоотношения супругов. Законный режим совместной собственности. Брачный договор.
Цель занятия: Освоить основные аспекты брачно-семейных правоотношений, уяснить права и обязанности супругов, родителей.
Ключевые термины: брак, личные, неимущественные права и обязанности, имущественные права супругов, недействительность брака, прекращение брака, расторжение брака, брачный договор, совместная собственность супругов.
Вопросы для самоконтроля:
1.Семейное право как отрасль российского права.
2.Понятие брака и семьи.
3.Оформление брака. Условия вступления в брак.
4.Прекращение брака.
5.Права и обязанности супругов.
6. Права и обязанности родителей и детей.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задача №1
Семенова, проживающая одна в комнате коммунальной квартиры и получающая минимальную пенсию по старости, обратилась к своему единственному сыну, работающему, женатому, имеющему несовершеннолетнего сына, с просьбой оказать ей материальную помощь.
Семенов отказался, мотивируя это тем, что он не в состоянии обеспечивать свою семью. Что предпринять Семеновой, имеет ли она право притязать на содержание сыном?
Задача №2
С Клочко в судебном порядке взыскивались алименты на содержание его несовершеннолетней дочки Клочко Алеси. Алеся, достигнув 16 лет, вышла замуж за Козлова. Ее отец Клочко обратился в суд с просьбой о прекращении выплаты алиментов своей дочери, мотивируя это тем, что теперь ее должен содержать ее муж Козлов.
Правомерно ли требование Клочко? Какое решение вынесет суд?
Задача №3
Об Иванове не было сведений в месте его постоянного жительства в течение 5 лет. По заявлению жены Иванов был признан судом умершим. Через 2 года после вынесения соответствующего решения Иванов возвратился. Иванов обратился в органы ЗАГС с просьбой восстановить брачные отношения со своей супругой. Как разрешить данную ситуацию в соответствии с действующим законодательством, если супруга Иванова во время его отсутствия вышла замуж за Галкина?
Тематика рефератов:
1. Понятие семейного права, его принципы.
2. Реализация норм семейного права.
Рекомендуемая литература:
1. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 7.
2. Булаков О.Н., Зыкова И.В., Косаренко Н.Н. Правоведение: учебник. (ГРИФ). – М.: КноРус, 2007.
3. Семейный кодекс РФ.
Практическое занятие № 8
Тема: «Уголовное право РФ».
План семинарского занятия по теме 8:
1. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений.
2. Состав преступления: понятие, признаки, значение.
3. Элементы состава преступления и их характеристика.
4. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
5. Уголовная ответственность: понятие, основания и формы реализации.
6. Понятие и признаки уголовного права.
Цель занятия: Изучить понятие преступления, его основные характеристики и законодательство, регулирующее данный вопрос.
Ключевые термины: : преступление, общественная опасность, противоправность, наказуемость, состав преступления, субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона, уголовная ответственность, уголовное наказание.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие, цели и принципы уголовного права.
2. Преступление: понятие, характеристика состава.
3. Уголовно-правовая ответственность и уголовное наказание.
4. Основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задание №1
В виде схем дать общую характеристику признаков и категорий преступлений.
Задача № 2
Краснова была привлечена к уголовной ответственности за укрывательство брата, подозреваемого в совершении преступления.
Подлежит ли Краснова уголовной ответственности? Как в действующем Уголовном кодексе РФ квалифицируется подобная форма деятельности? В каких случаях законодатель предусматривает уголовную ответственность?
Тематика рефератов:
1. Понятие и виды преступлений.
2. Состав преступления.
3. Соучастие в преступлении.
4. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
5. Уголовная ответственность и её основания.
Рекомендуемая литература:
1. Уголовный кодекс РФ.
2. Булаков О.Н., Зыкова И.В., Косаренко Н.Н. Правоведение: учебник. (ГРИФ). – М.: КноРус, 2007.
3. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 8.
Практическое занятие № 9
Тема: Экологическое право РФ.
План семинарского занятия по теме 9:
1. Экологическая концепция Российской Федерации.
2. Понятие экологического права Российской Федерации.
3. Источники экологического права.
4. Понятие экологической безопасности.
5. Понятие и содержание права природопользования.
6. Экологическое лицензирование. Договорная форма природопользования.
Цель занятия: Охарактеризовать основные законодательные акты, регулирующие защиту окружающей среды на территории РФ; отметить актуальность и значимость рассматриваемого вопроса.
Ключевые термины: экологическое право, экологическая безопасность, природопользование, лицензирование, природные объекты.
Вопросы для самоконтроля:
1.Экологическое право как комплексная отрасль российского права.
2.Источники экологического права.
3.Экологические права и обязанности граждан.
4.Право природопользования.
5.Ответственность за экологические правонарушения.
Задания и упражнения для самостоятельного решения:
Задание № 1
Дайте развернутую характеристику трем подотраслям экологического права: природоохранительному праву, природоресурсному праву и подотрасли, предусматривающей конкретную юридическую ответственность за нарушение норм права по охране окружающей среды.
Тематика рефератов:
1. Ответственность за нарушение экологического законодательства.
2. Структура экологического права.
Рекомендуемая литература:
1.Земельный кодекс РФ.
2. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 9.
3. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.