Понятие, функции и структура политической системы
Под политической системой общества понимается сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества, осуществляется государственная и общественная власть.
Политическая система включает в себя, во-первых, характеристику социального содержания власти, ее носителя, взаимодействие с экономическим строем; во-вторых, указывает на систему институтов, организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения; в-третьих, определяет принципы, нормы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности.
Согласно марксистскому представлению политическая система (организация) общества подобно государству, праву и другим политическим явлениям, институтам и учреждениям представляет собой объективное явление. Ее существование и функционирование неразрывно связаны и обусловлены историческими рамками существования и функционирования классового общества. Вместе с ним она и формируется и видоизменяется в силу раскола общества на классы и возникновения объективно существующих классовых противоречий. По мере развития классового общества и превращения его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всей истории своего существования политическая система общества неизменно выражает и защищает волю и интересы прежде всего господствующего класса (классов), а в социалистическом обществе должна выражать и защищать волю и интересы всего народа.
Наряду с марксистским представлением о политической системе большое значение для глубокого понимания данного политического феномена имеет и немарксистское видение.
В современной литературе используются разные понятия и определения политической системы. В работах американских авторов их насчитывается не менее 20, несколько — в статьях польских, французских, венгерских, немецких авторов, около десятка различных трактовок содержится в литературе нашей страны. Американский политолог Д. Истон, например, систему рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности«. Теоретик И. Хус представляет политическую систему в совершенно ином, несколько идеалистическом плане, а именно как комплекс идей, принципов, законов и доктрин, формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии, формы правления. У других авторов политическая система изображается как совокупность переменных величин, связанных между собой одной или несколькими функциями, как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями, как совокупность объектов и их признаков, скрепленных сетью отношений, и др.
Современным политическим системам присуща структурная дифференциации — относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информаций, причем каждая структура должна выполнять свою функцию.
Индийский политолог П. Шаран выделяет следующие элементы политической системы: политику, власть, интересы, политическую культуру.
Термин политика многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В переводе с греческого политика означает искусство управления государством, определенный способ осуществления целей государства внутри и за пределами его территории. Все философы, начиная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления — ее прямую или опосредованную связь с властью. Таким образом, политикой можно назвать особую сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти.
Понятие власть соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общественной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем плане власть — это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения.
Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и политическими интересами. Следует сказать, что политическая власть предопределяется экономическим господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое руководство.
Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности в виде господства и управления, через политические отношения в обществе. Они складываются с возникновением классов и государства, являясь существенной частью всей сложной системы общественных отношений, и имеют свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения — это отношения по поводу государственной власти.
Политическая система включает и такой элемент, как политическая культура. От ее уровня во многом зависит практика функционирования политической системы, которая обнаруживает взаимосвязь с поведением граждан, их политической позицией. Политическая культура общества характеризуется уровнем участия граждан в политической жизни, процессах подготовки и принятия политических решений на основе демократических принципов и норм, в выборах представительных органов власти, в общественных референдумах, обсуждениях проектов законов и т.д.
Некоторые авторы в качестве первого необходимого компонента политической системы выделяют относительно большое количество людей — граждан, вообще избирателей, стоящих на разных ступенях политической культуры. Вторым компонентом политической системы выступает категория должностных лиц, решения которых признаются членами политического сообщества как обязательные. Они — основа политической власти. -Третий компонент — режим, те. конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные формы и основные ценности, регулирующие работу системы. Четвертый компонент — территория. Однако политическая система не всегда равнозначна государству. В связи с этим существует понятие «политическое пространство» («политическое поле»).
Существует мнение, что политическая система как целое включает также неформальные (неофициальные) факторы:
• историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль;
• структуру партийного руководства и политических интересов данного общества.
Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и может поэтому быть названо «основами политики». Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обусловливает «динамику политики».