Суверенитет и легитимность политической власти.
Функционирование политической власти осуществляется на основе двух основных принципов: суверенности и легитимности.Выделяют три вида суверенитета (фр. верховная власть) — государственный, народный и национальный.^ Государственный суверенитет — это политико-правовое свойство государственной власти, определяющее её верховенство (полноту и неделимость власти внутри территории страны, исключительное право на установление правовых норм, регулирующих всю систему общественных отношений, определение правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления, применение насилия, определение прав и свобод человека и гражданина и пр.) и независимость (самостоятельность и равноправие в международных отношениях).^ Народный суверенитет определяется как полновластие народа (народ является носителем суверенитета и единственным источником власти). Народ может осуществлять свою власть непосредственно (на выборах и референдумах), через органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.^ Национальный суверенитет можно определить как полновластие нации, возможность самостоятельного политического самоопределения. В демократическом государстве исключительно народу принадлежит право определять и изменять установленный конституционный строй.Принцип легитимности политической власти (лат. — законный, правомерный) отражает её правомерность, что выражается в готовности людей добровольно ей подчиняться. Другими словами, легитимность — это убежденность людей в том, что обладающие властью обладают ею по праву.Следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание её законности) и «легальность власти» (её правовое закрепление).Первоначально термин «легитимность» действительно имел несколько другое значение — он использовался для обозначения законно установленной власти и практически отождествлялся с понятием «легальность» (законность). В начале XX в. немецкий учёный МаксВебер придал новое значение данному термину, включив в его содержание два основных положения: общественное признание власти и обязанность управляемых ей подчиняться. Таким образом, в отличие от «легальности» (законный), отражающей юридическую правомерность политической власти (парламента, правительства, главы государства, избранных с помощью формально закреплённых юридических процедур), легитимность политической власти отражает доверие к ней со стороны населения, поддержку общества.Итак, легитимность власти определяется как степень соответствия политической власти ценностным представлениям индивидов, социальных групп, общества, убеждённость в необходимости подчинения власти.
Легитимность и легальность власти не всегда совпадают — так, правительство, сформированное законным путём, может не пользоваться одобрением населения (например, в силу его коррумпированности или проведения непопулярного политического курса), а политическая партия, путём революции (т.е., по сути, незаконно) захватившая государственную власть, может осуществлять её достаточно долго (если деятельность данной партии, имеющей поддержку и доверие народа, окажется достаточно эффективной). В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три основных типа легитимности власти — традиционный, харизматический и рационально-легачьный.^ Традиционная легитимность — это такой тип легитимности политической власти, источником которой выступает обычай, привычка повиноваться власти, вера в незыблемость существующих порядков. Традиционное господство характерно, в частности, для монархических государств.^Источником харизматической легитимности выступает вера в исключительные (или даже сверхъестественные) качества лидера. Харизматическому типу господства внутренне присуща революционность — он порывает с привычкой и авторитетом традиционной власти. Именно поэтому харизматическая легитимность возникает, как правило, в смутные времена, эпоху революционных перемен, и именно поэтому она оказывается крайне ненадёжной. Её недолговечное могущество нередко подкрепляется искусственно - путём чрезмерного возвышения личности вождя, что приводит к так называемому культу личности - прижизненному возвеличиванию, преувеличению вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии.Рационально-правовая легитимность — третий тип легитимности политической власти, который основан на «вере в юридически закреплённую правильность целей господства и средств его осуществления»^. Основным мотивом для подчинения здесь выступает рациональный фактор — интерес, признание власти, сформированной на основе закреплённых законодательством правил и процедур. В таком государстве подчиняются не традициям и установившемуся издавна порядку, и не личности лидера, руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Данная форма легитимности характерна, как правило, для политической власти в государствах с демократическими политическими режимами.Описанные М. Вебером традиционный, харизматический и рационально-правовой типы легитимности являются «идеальными типами», в реальной политической жизни в чистом виде не встречающимися.