Совместима ли политика и мораль?
Совместима ли политика и мораль?
Мораль-это особая форма общественного сознания,.лежиат гуманистические идеалы
Общее мораль и политика управлять поведением .защиту общего блага и социальной справедливости, политика далека от выполнения этих гуманных задач. Политика в недостаточности морали, как ее специфическое дополнение.
Разные Мораль убеждение критериями оценки поступка совесть или порицание окружающих..Политикасилу,принудительные меры, критерии постука-суд. Мораль ценностях, традициях, обычиях. В основе политики-интересы различных социальных групп общества, моральные постоянных характер и не зависят от конкретной ситуации. Мораль от опасных для него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом. Политические учитывать реальные условия и действовать от ситуации. конфликтность Политика. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживаниепоступков. важны не результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели,. Мораль всегда индивидуальна,политика, коллективныйхарактер.. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на «санкции» совести.
Этапы формирования и эволюции политической науки.
Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, Платон; Никколо Макиавелли современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.
Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние социология. Возникает движение марксизм. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
Период рефлексии. 1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения
Место и роль политологии в системе гуманитарных наук.
Все гуманитарные науки в той или иной мере изучают различные аспекты политической жизни общества. Отсюда взаимодействие политологии с философией, социологией, экономическими, юридическими и другими науками.
5) какова структура политики Юнеско 1948
ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:
1. Теорию политики, представляющую собой введение, философско-методологические основы политики и политических отношений;
2. Теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения);
3. Теорию международных отношений (система международных отношений, внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной безопасности);
4. Теорию управления социально-политическими процессами (формы и методы политического руководства и управления, повышение эффективности функционирования политических институтов, проблемы элиты, лидерства);
5. Политическую идеологию и историю политических учений (изучение генезиса политических наук, роль и функции идеологии в системе политической власти);
Объект и предмет политологии как науки?
Предметом политическая жизнь в целом, основных компонентов, тенденций изменения и связей с .Политика.Объекты конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы иКатегории политологии
= категории, отражающие динамизм политической жизни: политический интерес, политический выбор, политическое развитие, политическая ситуация;
=категории, отражающие взаимодействие динамизма и стабильности политической жизни: политическая власть, политический процесс, политические изменения;
=категории, отражающие стабильность политической жизни: политическая структура, политический режим, политическая организация, политическая система.
Власть, разновидности.
Политическая власть —.осуществляется в условиях разделения труда..способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, воздействие на деятельность других социальных групп или классов. оказывает своё влияние на большие группы людей. сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
Признаки политической власти:
Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.2. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её 3. Волевой характер наличие у социального субъекта осознанной политической цели 4. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества 5. Всеобщность политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех.6. Принудительность. Т.е. легальность в использовании 7. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.
Виды властиПолитическая властьЗаконодательная властьИсполнительная властьСудебная властьУправленческая властьПубличная властьСимволическая властьЭкономические ресурсы — это материальные ценности Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. демографические ресурсы. ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д
Эволюция власти.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Два типа кризисов полит системы.Примеры.
Финансовый кризис
К резкому падению курсов финансовых активов зачастую приводит «перегрев экономики» — ситуация, когда рост фиктивного капитала значительно опережает рост капитала реального. Переоценка стратегий сбережения и связанный с нею кризис ликвидности происходит лавинообразно, вынуждая прибегать к санации в масштабах всей экономики.
[Энергетический кризис
Ограниченность ресурсов, повышение технологической сложности разработки новых месторождений, рост рисков вызывают повышение цен на топливо и энергию. «Проклятие ресурсов» в связи с отрицательным эффектом масштаба при добыче полезных ископаемых вызывает крайне негативные последствия при резком падении цен на основные статьи экспорта стран-«сырьевых придатков».
Кари́бский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.
Тоталитаризм.
Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”,“целый”, “полный”. абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.Признаки1) глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;3) контроль над экономикой, сми, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни,4) дозволено только то, что прямо разрешено законом”;5) государственная власть недоступна для контроля со стороны народа;6) насилие, принуждение,9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная,монополистическая, государственная;11) главе с диктатором и его окружением;12) бесконтрольность репрессивных 13) отсутствие и гражданского общества; 14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинстваДемократия.
. Признаки демократического режима:— население участвует в формировании и осуществлении государственнойвласти посредством прямой) и представительной демократии— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;— существование гражданского общества;— правового государства;— выборность— легитимность государственной власти;— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;— господствует закон;— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы;— принцип“дозволено все, что не запрещено законом”;— гласность—разделения властей на законодательную,исполнительную и судебнуюПредставительная демократия опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.
Общие признаки государства
1. Отделение публичной власти от общества, профессионалов-управленцев. 2. Территория, Законы и полномочия
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, 4. Монополия на легальное применение силы5. налогов 6 членства в государстве. В отличиеот такой политической организации Государство — субъект международных отношений.
Функции государства.
Функции государства — это основные направления деятельности государствапо решению стоящих перед ним задач.Внутренние1) охраны прав и свобод 2) экономическая управления экономическими отношениями3) налогообложения 4) социальной 5) экологическая обеспечению нормальной средыобитания и т.д.);6.) культурнаяподдержка развития культуры Внешние:1) обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, 2) поддержания мирового порядка по предотвращению войны, разоружению, сокращениюхимического и ядерного оружия, 3)сотрудничества с другими государствамиТипы гос устройства. Примеры
Форма государственного устройства — это элемент формы государства,характеризующий внутреннюю структуру государства,Формы государственного устройства:1) унитарная (простое, единое государство, части которого являютсяадминистративно-территориальными единицами и не суверенитета; единая система законодательства, как, например, в Польше,Венгрии, Болгарии, Италии. централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными —Испания, француия2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являютсягосударственными образованиями и обладают суверенитетом и др признаками государственности; существуют высшие органы и законодательство субъектовфедерации, как, например, в Германии, могут по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, изменена только с согласия субъектовфедерации. 3) конфедерация(временный союз государств, образуемый для достиженияполитических, военных, экономических и прочих целей). отсутствуют общий для объединившихсясубъектов центральный государственный аппарат и единая системазаконодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзныеорганы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых ониобъединились, уществует сравнительно недолгоФормы гос правления.Примеры.
Форма государственного правления — это элемент формы государства,характеризующий организацию верховной государственной властиВерховной государственной властью являются глава государства (монархили президент), законодательный орган, правительство.Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, прикоторой в руках— монарха Признаки монархии:— власть передается по наследству;— осуществляется бессрочно;— не зависит от воли населения.Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа .носительсуверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней),и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — этоформа правления, при которой глава государства является выборным исменяемым, от воли избирателей Признаки республики:— выборность власти;— срочность;— зависимость от воли избирателей.В президентских республиках (США, Бразилия,Аргентина, Венесуэла в парламентских (Германия, Италия, И) в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария.В президентскойреспублике президент избирается независимо от парламента Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. президент — распустить парламент. В парламентскойреспублике правительство формируется законодательныморганом. Официально главой президент, избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. смешанных (полупрезидентских, полупарламентских)республик является двойная ответственность правительства — и передпрезидентом, и перед парламентом. президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства президент. Парламент контролировать правительство
Гражданское общество.
Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.Структура гражданского общества:— негосударственные социально-экономические отношения и институты);— совокупность не зависимых от государства производителей (частныефирмы и т.п.);— общественные объединения и организации;— политические партии и движения;— сфера воспитания и негосударственного образования;— система негосударственных средств массовой информации;— семья;— церковь и т.п.Признаки гражданского общества:— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;— самоуправляемость;— конкуренция образующих его структур и различных групплюдей;— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;— всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществлениеправа человека на информацию;— многоукладность экономики;— легитимность и демократический характер власти;— правовое государство;— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.Партия-как полит институт
Термин “партия” в переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, влияния на политическую жизнь и организацию общества нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.Функции политических партий:—удовлетворение интересов больших социальных групп;— борьба за политическую власть и за ее использование— подготовка и проведение избирательных кампаний —создание и реализация политической программы развития общества— политическое воспитаниеКлассификация полит партий.
Политические партии призваны выражать различные интересы разныхкатегорий людей, слоев, групп, классов общества. Классифицикацию1) от характера политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы;2) от количества партий, борющихся за власть:, двухпартийные) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей,);3) от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;4) от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;5) от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются: применяется во многих странах, в том числе и в РФ Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве
Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная система - в ряде стран - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной
Полит Элита.Типология.
лучший”, “отборный”,“избранный”.Политическая элита — это немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс руководящие посты в органах государственной власти, имеющих высокое положение в обществе, обладающих авторитетом, влиянием, богатством в результате “естественного отбора”, из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. центральным звеном государственного управления, Типология элитВ зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные,например аристократия, ценностные— лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные— непосредственные обладатели власти и функциональные— профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую,непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную(контрэлита); открытую,рекрутирующуюся из общества, и закрытую,воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство. высшую и среднюю. Высшач на принятие решений, значимых для всего государства. К средней элите относят примерно 5 процентов одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.Войны полит конфликты
Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами Военные конфликты по интенсивности разделяются на:низкой интенсивности (военные акции);средней интенсивности (локальные и региональные войны);высокой интенсивности (мировые войны). На первой стадии действуют в режиме повседневной деятельности. На второй стадии выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". На третьей стадии - собственно военный конфликт - вводится боевая готовность полная, На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом.
Совместима ли политика и мораль?
Мораль-это особая форма общественного сознания,.лежиат гуманистические идеалы
Общее мораль и политика управлять поведением .защиту общего блага и социальной справедливости, политика далека от выполнения этих гуманных задач. Политика в недостаточности морали, как ее специфическое дополнение.
Разные Мораль убеждение критериями оценки поступка совесть или порицание окружающих..Политикасилу,принудительные меры, критерии постука-суд. Мораль ценностях, традициях, обычиях. В основе политики-интересы различных социальных групп общества, моральные постоянных характер и не зависят от конкретной ситуации. Мораль от опасных для него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом. Политические учитывать реальные условия и действовать от ситуации. конфликтность Политика. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживаниепоступков. важны не результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели,. Мораль всегда индивидуальна,политика, коллективныйхарактер.. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на «санкции» совести.