Общественно-политическая мысль в России в XIX- нач.XX вв.
Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности — декабристы. Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве как результате нарушения естественного права. Большинство декабристов выступали сторонниками буржуазно-демократических преобразований в духе передовых европейских стран (в первую очередь Франции). Разгром декабристов не давал возможности открыто призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного поколения, «лишних людей». К 1840—1850 годам относится спор о путях развития России между славянофилами и западниками. Славянофилы исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа. В подходах к государственному устройству России славянофилы исходили из необходимости сохранения самодержавия, силу которого они видели в верности народным началам — православию и народности. Основу либеральной мысли России составили идеи западничества, которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников выступала против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею. Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии. Революционно-демократические традиции предшествующих поколений продолжили петрашевцы, положившие начало перехода от дворянской революционной идеи к демократической. В среде петрашевцев широко использовались идеи европейских социалистов-утопистов. С народничеством — идеологией крестьянского радикализма — связана целая страница политической истории, многие политические и экономические идеи народнических лидеров оказались живучими и были взяты на вооружение большевиками. Центральной идеей народнического социализма стала идея равенства, а политической основой ее реализации — идея социальной революции. Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испытала влияние идей примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н.Ф. Федорова. Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н.А. Бердяева. Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П.Н. Милюков — один из лидеров кадетской партии и родоначальник российского белого движения. Разнообразными политическими течениями была представлена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии:здесь возникали неонароднические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российского анархизма в различных идейно-политических проявлениях, пробивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма. Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие за ним трагические события русской истории привели к тому, что русская политическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах: в российской действительности(большевизация духовности после захвата политической власти) и в условиях зарубежья (возможность сохранения в обстановке освобождения истоков русской науки, ее духовно-нравственных основ).