Политические знания Древнего мира: Конфуций, Платон, Аристотель.
Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:
Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.
Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.
Платон
Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:
Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.
Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Аристотель
Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:
Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».
Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.
Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.
Конфуций(551-479 до н. э.). Китай при его жизни уже пришел в состояние упадка. Некогда могучая империя распалась на множество мелких, враждовавших между собой владений. Законы бездействовали, богатые и сильные притесняли бедных и слабых, по дорогам бродили бесчисленные толпы нищих и разбойников. Резко понизился уровень нравственности.
Задумываясь о причинах столь бедственного положения страны и народа, Конфуций пришел к выводу, что искать их надо в забвении его современниками заветов предков, которые когда-то создали великое государство. Поэтому главную свою задачу он видел в воссоздании утраченного. «Передаю, а не создаю», - скромно говорил о себе Конфуций. В действительности же, идеализируя древность, он рационализировал учение о нравственности, на котором и строилась его политическая теория.
Центральным ее звеном можно считать принцип меритократии (власти «достойных»). К «достойным» Конфуций относил людей умных («скажешь ему только об одном из десяти, а он уже понял все десять»), знающих дело, обладающих высокой нравственностью и почитающих предков. Социальное происхождение во внимание не принималось. В управляющие отбирались наиболее способные, преуспевающие в учебе и преданные традициям выходцы из всех сословий. Позднее ввели конкурсные экзамены и независимый инспекторский надзор за чиновниками. Заложенный Конфуцием принцип меритократии на тысячелетия определил характер формирования правящей элиты в Китае. И хотя карьеристы, взяточники там, как и везде, были, наличие жесткого этического стандарта вынуждало всех действовать в определенных рамках и избегать откровенного произвола.
Особое внимание, которое Конфуций уделял личным качествам правителей, объяснялось тем, что исправление общества, по его мнению, следует начинать с исправления людей. Среди людей же наибольшая ответственность лежит на имеющих власть: они - ветер, а народ - трава. Как известно, трава туда клонится, куда ветер дует. Поэтому, отвечая на вопрос об искусстве управления, Конфуций говорил: «Иди впереди людей, трудись для них!» Власть должна подавать пример служению обществу и тем завоевывать доверие народа, воспитывать у него добрую нравственность. Это и является основой государства. Тот же, кто уповает на действие закона, не заботясь о воспитании и нравственных качествах людей, строит на песке.
Считаясь великим первоучителем всех китайцев, Конфуций является своего рода символом Китая, его культуры, которая в немалой степени отразилась и на соседях: японцах, корейцах, вьетнамцах. В рамках дальневосточной цивилизации Конфуций примерно то же, что Иисус для христиан и Магомет для мусульман. Только чтят его не как Бога или его Пророка, а как Человека. До сих пор сохранились усадьба и могила Конфуция, различные, связанные с его жизнью достопримечательности. Ученые с изумлением отмечают, что миллиардный Китай и поныне остается, несмотря на все революции и потрясения, в основе своей конфуцианским. В отличие от Европы, где невозможно найти наследников не только Платона или Аристотеля, но и гораздо позднее их живших великих римлян (например Цицерона и Юлия Цезаря), в Китае живут и здравствуют прямые потомки древнего мудреца.
Если на Западе сложился тип цивилизации, ставивший во главу угла человека, который живет отрицанием прошлого, борьбой и самоутверждением, то на Востоке (и особенно в Китае под влиянием Конфуция) в качестве основы бытия выдвигается традиция. Даже перемены здесь объясняются не как разрыв с прошлым, а как естественное его продолжение. Примером опять-таки может служить по-конфуциански перестраивающийся Китай. Проводя по существу буржуазные, рыночные реформы, он не отказывается ни от Мао Цзэдуна, ни от Маркса с Энгельсом, ни от Ленина со Сталиным.