Полит. элита: сущность и типология.
Классическая теория элиты складыв.к к.19-н.20в. В ее основе – соц-филос.концепция о неравенстве. Представители франц. и англ. полит.школы, на ее основе разработали идею о героях и массах. Решающий вклад внесли представители итал. и нем. школы (Парето, Моска, Михельс, Бердяев).
В завис-ти от роли в об-ве2 слоя: управл-их (малочислен, монополизирован.власть) и управл-ых (многочислен, регулир.первым). В 1 класс - имеют матер., моральн., интеллект. преимущество. Это полит.класс, кот.присущи 2 тенденции: аристократич. и демократ. М-у ними круговорот элиты - демократия, равновесие способствует качеств.обновлению элиты, приемственности и стабильности в об-ве.
Типология: - эконом, - полит, - воен, - бюрокр.
Полит.элита: - наследствен, - ценностная (высокие должности), - функцион, -правиц, - опозиц, - откр, - закр. –высшая, -маргинальная.
Полит.лидерство: природа и функции.
Лидерство сущ-ет в природе и в об-ве. Бывает: формальным и неформальным.
Полит.лид-во – постоянное элегитивное влияние одного/неск. лиц, заним-х власт. позиции и влияющ. на все об-во.
Струк-ра: индивид.черты лидера, средства (ресурсы, кот.он располагает), ситуация (условия, в кот. он действует и кот. оказывают на него влияние).
Функ-ии лидера: анализ сит-ции и практич.прогноз-ие, разраб-ка стратегий, мобилизация исполнителей (массы и бюрократия) д/осущ-ия намеч.цели.
Бюрократизм один из рацион.форм осущ-ия власти, один из структурных элементов власти.
Типология:1.Обычные и великие. 2. Традиционная. 3.Харизматическая. 4.Легальные. 5.Авторитарные и демократические.
Избир. системы как тип организации полит.власти.
- совокупность правил и приемов, обеспеч.опред.тип организации власти, участие об-ва в формир-ии всех ветвей власти.
- выраж-ие воли электората д/признания выборов легитимными.
Соврем.избират.системы прошли длит.этап борьбы против сословных, имущ., расово-нац., образ-х цензов за прямое избир.право при голосовании всеобщем и равным.
Совр.избир.системы многообразны, среди них выделяют 3 осн.: 1. Мажоритарная (фр. «Большинство») – абсолютн.и относит. Большинство, возможность 2 тура голосования, система 1 пришедшего к финишу (США, Канада, Нов.Зел). 2. Пропорциональная – выборы по спискам партии, движений, блоков, побеждают пропорционально полученным голосам (Бельгия, Швеция). 3.Смешанная – половина депутатов избир-ся по мажор.и др.по пропорцион; наличие огранич.барьера от 2-5%.
Выборы – сложный комплексный процесс, вкл.: -правовую, -технологич.составляющую, -агитационную, - политич.
Выборы – осн.инструмент легитимизации и функц-я власти.
Подразделяются на: - общенацион (президентские и парламентск), - региональные (мест.орг.власти и местных должностных лиц).
Электорат – лица, пользующиеся избират.правом.
Типология электората: 1.постоянно голосующие (приверж-цы одной партии). 2. Независ.избиратели. 3. Голосующие по праздникам. 4.Постоянно уклоняющиеся от участия в выборах.
Полит.власть в РФ.
Гос.строй РФ определён Конституцией, принятой всенародным голосованием 12.12.1993г.
Основы конституционного строя
Носителем суверенитета и единств.источником власти явл. многонац. народ. Народ осуществляет власть непосредственно, также ч-з органы гос.власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти/присвоение властных полномочий преследуются по фед. закону.
Россия – демокр. федерат. правовое гос-во с республик. формой правления.
По конституции баланс исполн. и законод. властей выстроен так, что Россия опред-ся как cмешанная республика (смешанная президентско-парламентской республика).
Гос.власть
Гос.власть в РФ осущ-ся на основе разделения на законод, исполн. и судеб. Органы закон, исполн. и судеб. власти самостоятельны.
Президент - Он явл. гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, её независимости и гос.целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти. он определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва. представляет РФ внутри страны и в междун. отношениях. Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31.12.2008 со след. выборов он будет избираться на 6 л.
Фед.Собрание (Совет Федерации и Гос.Дума) – закон.власть.
Фед. Собрание – законод. и представит. орган (парламент) Фед.Собрание. Постоянно действующий орган. Состоит из 2 палат: верхняя палата - Совет Федерации и нижняя палата – Гос. Дума заседают раздельно, могут собираться д/заслушивания посланий Президента, посланий Констит.Суда.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Гос. Думы устанавливаются фед. законами.
В Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. В 1994-1995 годы действовал выборный Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком назначающих (избирающих) их органов.
Гос. Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом м.б. гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах ( одно и то же лицо не м.б. депутатом Гос.Думы и членом Совета Федерации). С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). След. созывы депутатов будут избираться на 5 л.
Прав-во – исполн.власть. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Гос.Думы. В случае 3хкратного отклонения Гос.Думой кандидатуры Председателя Правительства Президент вправе распустить Гос.Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и фед. министры. Правительство возглавляет систему фед.органов исполн.власти: министерств, фед.служб и фед.агентств.
Суды РФ: Констит.Суд, Верхов.Суд и Высший Арбитр.Суд – высшие суд.органы. Судьи назначаются Советом. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему фед.судов. В субъектах Федерации имеются свои констит./уставные суды, не входящие в фед.систему. Недавно введенные мировые судьи не считаются фед.судьями.
Гос.власть в субъектах РФ осущ-ют образуемые ими органы гос.власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос.власти.