Французские материалисты 18 в- идеологи буржуазной революции
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой Просвещения. Практически все французские творчески мыслящие философы этого столетия были просветителями. Просвещение зародившись в середине 10-х годов XVIII века,развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержению монархии. Основоположники французского Просвещения - Вольтер и Монтескье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины 40-х годов. Виднейшие представители этого поколения - Ламетри,Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций, Гольбах. до начала 80-х годов ими вместе с Вольтером было разработано основное мировоззренческое содержание Просвещения. Просветительские идеи, распространяемые не только собственно философскими, но также через художественную литературу и пронизали всю передовую духовную культуру Франции и стали широким общественным достоянием.Во Франции XVIII века материализм был преобразован так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализмом, и "его революционный характер вскоре выступил наружу": "французские материалисты отнюдь не ограничивались в своей критике областью религии: они критиковали каждое политическое учреждение своего времени". Констатируя, что благодаря деятельности просветителей "в той или иной форме, - материализм стал мировоззрением всей образованной молодежи Франции". Во время великой революции это учение дало теоретическое знамя самым последовательным республиканцам и текст для "Декларации прав человека". Разоблачение религиозного освящения феодально-абсолютистского строя, произведенное просветителями на базе материального отрицания реальности божественного откровения, позволило с полной ясностью осознать политическо-правовые задачи революционной борьбы против данного строя. Материализм впервые оказался вовлеченным в исторически грандиозное дело прогрессивного социального преобразования, и философия именно на материалистической основе начала становиться существенным фактором социального прогресса. Новым шагом в развитии материалистической мысли, высоко оцененным Марксом, явилась попытка Гельвеция и вслед за ним Гольбаха "применить материализм к общественной жизни". Видный мыслитель и полит. писатель Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) в трудах «Об уме» и «О человеке…» критиковал феодальные порядки и абсолютизм, рассматривал государство как политический институт, обеспечивающий функционирование системы общественного воспитания. Главной движущей силой развития общества для Гельвеция было сознание и страсти человека, борьба за удовлетворение материальных и духовных потребностей. В связи с этим он отстаивал тезис о необходимости государственного регулирования в сфере частной собственности и доходов граждан. Согласно Гельвецию, форма правления – это совокупность законов или соглашений между гражданами, которые либо противоречат общему интересу, либо соответствуют ему. Поэтому есть только две формы правления: одна – хорошая, другая – дурная. Особое внимание Гельвеций уделял проблеме деспотизма и его следствиям, к которым относит презренное и унизительное состояние народа, гибель государства.
Другой представитель французского просвещения – Поль Анри Гольбах (1723–1789) – исследовал человеческую природу с целью обоснования необходимости свободы граждан. Проблемы человека, общества и государства Гольбах выводил из законов природы. В работе «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» Гольбах писал о политике и политиках, о государстве и политической деятельности, о войне и мире. Политику он рассматривал как искусство управлять людьми или заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества. Развитие общества и государства в значительной мере обусловлено, с точки зрения Гольбаха, деятельностью правительства, существующей системой воспитания. Экономическая, социальная и политическая среды играют формирующую роль по отношению к личности. В основе всякой политической системы лежат, согласно Гольбаху, некоторые истины: хорошими являются только те законы, которые соответствуют природе человека и обязывают его выполнять свой долг перед другими членами общества. Править людьми – значит осуществлять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу. Правитель подчинен законам, являющимся выражением воли всего общества; свобода является неотъемлемым правом всякой нации и всякого общества, ибо она существенно необходима для сохранения и процветания общественных союзов.
15.Социолисты-утописты.Сделали первый шаг в осмыслении индустриального общества.
Сен-Симон (1760-1825, «Письма женевского обитателя к современникам», «Взгляд на собственность и законодательство», «О теории общ.организации») характеризовал рациональн.об-во, грядущей пром.системы: обязательность труда, единство науки и пром-ти, планирование хоз.деят-ти, распределение по способностям. Об-во – закономерно развивающийся целостный организм, в основе процесса кот.лежит развитие научных знаний, морали, религии. В полит.сфере предп-ие реформам, отвечающим интересам больш-ва и проводимым под рук.пром-ков и ученых. Форма правления – парламентская.Англ. Оуэн (1771-1858, «Из книги о новом нравственном мире», «Револ-ия в сознании и деят-ти чел.рода..». Борьба за соц.защиту трудящихся. Благодаря изобретениям, об-во, организ-ое на научных основаниях и управляемое принципами равенства и справедливости, м.б.насыщено благами высшего качества при работе, сводящейся к полезным и приятным занятиям. Выдвигал программу разумной общ. системы как системы предотвращения зла, предлагая создать самоуправл.поселки общности и сотрудничества, лишенные частной собственности, деления на классы, эксплуатации, противоречий м-у умственным и физич.трудом. Замена сущ-их дурных условий хорошими во всех областях жизни м.б. совершена мирными ср-вами, изменения насилием недопустима. К сер. 19в. европ. полит. традиция выявила либерал. и социалистич. направления.