Платон о сущности и формах гос-ва

Крупнейшим представителем античной науки был Платон (427–347 гг. до н. э.), политические воззрения которого представлены прежде всего в диалоге «Государство», а также в работах «Политик», «Законы» и «Послезаконие». Выделяя среди существующих типов государства монархию и аристократическую республику, большинство современных ему государств Платон относил к отрицательным типам – тимократия (власть, основанная на господстве честолюбцев), олигархия (господство немногих над большинством), демократия (формально – власть и правление свободных граждан) и тирания (власть одного над всеми). Каждая из этих форм была ступенью последовательного ухудшения или извращения древнего совершенного строя. Поэтому дурным видом устройства и организации общества Платон противопоставлял свою политическую утопию – проект наилучшего правления. Основным условием и принципом идеального государства он считал справедливость, а потому подразделил его граждан на низший класс (работников материальной сферы производства), высшие классы воинов (стражей) и правителей (философов). Место каждого человека в данной иерархии определялось в процессе общественного воспитания, соответственно проявленным добродетелям (главные из которых – мудрость, мужество, рассудительность и справедливость). Государство же должно было, во-первых, располагать средствами защиты, достаточными для сдерживания и успешного отражения угрозы, во-вторых, снабжать членов общества необходимыми материальными благами и, в-третьих, направлять развитие духовной деятельности.

Учение Аристотеля об образцовом гос устройстве

Ученик Платона Аристотель (384–322 гг. до н. э.) анализировал реально существующие государственные формы. Его политические идеи представлены в трактатах «Политика», «Афинская полития», «Этика». Человек есть существо общественное, всегда стремящееся к совместной жизни. Начальной формой общежития является семья, демонстрирующая различного рода отношения – супружеские, родительские и господские. Эти патриархальные отношения Аристотель переносил и на государство в целом, различая его правильные и извращенные формы. Правильными являются те, где истинная цель правительства состоит в достижении общей пользы. К ним Аристотель относил монархию, аристократию и политию (ограниченную цензовую демократию). Отклонения же от данных устройств – тирания (имеет в виду выгоды одного правителя), олигархия (выгоды состоятельных граждан) и демократия (выгоды неимущих) соответственно. Функции и предназначение государства Аристотель связывает с высшей целью человека – общением, ибо государство, как и семья, есть форма общественных связей. Задачи политики как науки о государстве состояли в том, чтобы научить правителя искусству управления, наиболее выгодному при настоящем состоянии общества. Симпатии самого Аристотеля принадлежали к смешанной форме государственного устройства, основанной на стремлении объединить интересы бедных и богатых. Отсюда происходит его особое внимание к средним слоям, которые стабилизируют жизнь общества. Государство, существующее ради процветания граждан, должно стремиться к обретению ими именно среднего достатка.

Полит.мысль нового времени.

Христ. традиция средневек. Европы, утверждавшая бож. происх-е гос.власти, не давала возм-тей д/изучения реал. полит.процессов. Восстановление светского подхода к политике произошло в эпоху возрождения.Политические теории НВ(16-19) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свобыды и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии,к-я боролась против феодальных устоев. В тот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших соц проблем. Одной из фундаментальных политических идей НВ была версия о договорном характере ос-ва, пришедшем на смену средневековой теории божественного происхожления гос-ва.

Независимый, самостоятельный индивид, появился блаодаря утверждению част соб.Для реализации своих свящ и неотчужд естеств прав и свобод независимые индивиды заключ обществ доовор.Этот договор означает переход от естеств сост общ-ва,к-да чел явл частью природы к цивилизов, то есть к государст-организованному сост-ю. Теорию «обществ договора» развивали Гоббс, Локк, Руссо Развитие полит.науки дала эпоха бурж. революций 17-1 пол.19в.

Наши рекомендации