Социальный тип личности и типология политического поведения
Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности.
Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
• традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);
• идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);
• фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);
• реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);
• потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний)
Политическое поведение - субъективно мотивированный процесс осуществления политическим актором того или иного вида политической деятельности, обусловленный потребностями реализации его статусной политической позиции, ориентациями и установками.
Наиболее распространенной является следующая типология форм политического участия:
I. Конвенциональные формы:
1. Абсентеизм
2. Чтение о политике в газетах
3. Обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми
4. Голосование
5. Работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата
6. Убеждение окружающих голосовать определенным образом
7. Участие в митингах и собраниях
8. Обращение во властные структуры или к их представителям
9. Активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.)
II. Неконвенциональные формы.
1. Подписание петиций
2. Участие в неразрешенных демонстрациях
3. Участие в бойкотах
4. Отказ от уплаты налогов
5. Участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах
6. Блокирование дорожного движения
7. Участие в стихийных забастовках
44. Понятие, типология, содержание политической культуры
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
К функциям политической культуры относят:
• интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
• сохранение и развитие основ политической деятельности;
• проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
• проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
• профетическая, прогностическая в отношении развития;
• апробации и верификации политических кадров;
• синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба:
-приходская культура
-зависимая культура
-культура участия
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
Культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех