Проблемы становления многопартийности в России.
Первые политические партии в России появились в конце XIX в. Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов . До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой уместно говорить лишь с 1993 г., т.е. с момента первых соревновательных выборов.
Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.
Прежде всего следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство ныне существующих российских партий ближе к группам давления, а по основным признакам к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.
Особенности формирования партий в России связаны также с их социальной базой, электоратом. Исторически партии появились, когда в обществе сформировались классы и слои, которые достаточно четко осознали свои интересы. Партийное же строительство в России опережает трансформацию ее социальной структуры. Что касается избирателей, то их электоральное поведение можно условно разделить на “патриархальный”, “советский”, “постсоветский” и “партийный” типы, среди которых последний представлен весьма незначительно.
В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями. Проблема социальной базы партий в России связана также с причинами психологического и социокультурного характера.
Трудности процесса становления многопартийности в стране связаны и со сложностью конкретной исторической ситуации, когда перед обществом стоит проблема поиска и выбора нового пути развития, который соответствовал бы как культурным, историческим и иным особенностям России, так и стандартам, выработанным мировым сообществом. В условиях поиска нового пути развития партии обращаются, не к отдельным слоям и группам населения, а к обществу в целом, отстаивая свою модель развития страны. Зачастую эти обращения носят общий и неопределенный характер.
Политический режим как способ организации и функционирования власти.
В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого
В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Характер политического режима определяется по совокупности таких параметров, как:
· объем и уровень свобод в обществе;
· методы осуществления государственной власти;
· характер взаимоотношений между государством и обществом;
· характер борьбы за политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный);
· степень вовлеченности народа в политическую жизнь (вытеснение масс из политики или обеспечение им возможности влиять на политические решения);
· ценности, на которые ориентируется политическое руководство (консерватизм, реформизм, революционизм);
· способы формирования политических институтов;
· методы выработки политических решений.
Авторитарный режим
Режим, в котором политическая власть осуществляется одним конкретным лицом( классом, партией, элитой) при минимальном участии народа.
Черты:
· концентрация власти в руках лидера или группы лиц
· наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь
· ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения граждан и общ. Организации.
· игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
· наличие некоторых элементов демократии
· возникает в переломные моменты жизни общества( кризис) преодоление которого демократическими способами не возможно.