Социологическое объяснение 3 страница
Их сотрудники следят за соблюдением правил, предусмотренных законодательством, хотя многие другие правила связаны лишь с бюрократическими процедурами. В органах социального контроля имеется многочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков налогов и чиновников правительственных органов управления.
Уголовное право -,это система'формального социального контроля, в которой существует несколько определенных этапов, превращающих индивидуума в девианта. Прежде всего он подвергается аресту. На следующем этапе девиант предстает перед судом по уголовным делам, который выносит приговор, решающий его дальнейшую судьбу. Наконец, в зависимости от результата второго этапа,он может попасть в тюрьму или подвергнуться другому виду наказания (на схеме 7-1 представлены этапы, которые проходит преступник в системе формального социального контроля).
Полиция
На первом этапе этого процесса обычно происходит встреча представителя полиции с человеком, подозреваемым в нарушении закона. Полицейский может выследить автомобиль, петляющий по узким улицам, и заставить водителя остановиться у края тротуара. Сотрудник полиции имеет право обыскать подозреваемого, заставить его идти под конвоем или применить к нему другие меры пресечения противоправных действий. Подозреваемый, в свою очередь, может проявить участливое, нейтральное или воинственное отношение к представителю власти. На основе этого контакта представитель полиции принимает решение, влияющее на дальнейший ход событий, - он может отпустить подозреваемого, сделать ему предупреждение, привести в полицейский участок для проверки на содержание алкоголя в крови или возбудить против него уголовное дело.
Общение с потенциальными преступниками оказывает влияние на личность полицейских (Школьник, 1966). На каждом шагу они сталкиваются с опасностью; они. обладают властью над рядовыми гражданами; вышестоящие начальники оказывают на них давление и предъявляют к ним требования. В результате всего этого у служащих полиции складывается особое отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего, они придают важное значение так называемым символическим уликам - имеются в виду неопрятная одежда подозреваемых или их враждебное отношение к полицейским;
эти факторы определяют их обращение с потенциальным преступником.
Давление, оказываемое на представителей полиции, также способствует формированию у них несколько иного представления о справедливости, чем у сотрудников других правоохранительных органов. Они стремятся к наиболее полной свободе действий, не признают ограничений этой свободы. Прокурор, окончивший юридический колледж, с большей готовностью применяет общие для всех правила и, следовательно, проявляет большее уважение к правам преступников, кроме того, он стремится ограничить власть полиции. Судья, вероятно, придает более важное значение четкому соблюдению правил судопроизводства и стремлению к максимальной объективности и компетентности.
Судебный процесс начинается с ареста. Но кто же подвергается аресту? На практике доказано, что возраст, раса, классовая принадлежность и пол правонарушителя влияют на решение полиции об аресте. На схеме 7-2 показано, что среди арестованных подавляющее большинство составляют мужчины, молодежь, негры.
На обращение с правонарушителями оказывают влияние также особенности ситуации. Например, в соответствии с законами некоторых крупных городов полиция имеет право подвергнуть человека карантину, если существуют подозрения, что он болен венерической болезнью. Это дает возможность изолировать арестованных проституток до обследования их специалистами по венерическим болезням. Однако в действительности лишь двое из каждых пяти арестованных проституток подвергаются карантину (Школьник, 1966), потому что полиция использует данный закон не как средство борьбы с венерическими заболеваниями, а как способ угрозы проституткам. Те из них, которые "сотрудничают" с полицией (например, служат осведомителями), не подвергаются карантину. Таким образом-^ на практике не обязательно соблюдается принцип равенства всех перед законом.
Тот факт, что в обращении с преступниками допускается неравенство, противоречит основной ценности американского общества - незыблемости буквы закона. Вполне очевидно,* что существует некоторое несоответствие между идеалом и действительностью. Оно объясняется тем, что полиция должна в первую очередь укреплять "закон и порядок". Граждане же придают главное значение искоренению преступности в обществе, а не тому, насколько строго полиция соблюдает законы. Если полицейские в какой-то мере нарушают правила и незаконно задерживают закоренелого преступника, это вызывает скорее общественное одобрение, чем осуждение. Поэтому неудивительно, что полицейские в первую очередь стремятся к осуществлению карательных функций, а не к обеспечению свободы граждан.
Схема 7-2 Соотношение всего населения США с теми, кто был арестован в 1984 г., по полу, возрасту и расовой принадлежности.
Источник: 11.8. Вигеаи оГ 1пе Сепвиз, 1986
Суды
После ареста преступники переходят в руки судебной системы. Зал суда в нашем представлении ассоциируется с напряженной, полной драматизма борьбой; каждая сторона отстаивает свои доводы, и окончательный приговор выносится на основе их тщательного анализа. Однако в действительности все обстоит иначе. Присяжные заседатели не имеют достаточно времени на тщательное рассмотрение каждого дела, поэтому многие дела решаются вне суда или путем обсуждения, почти ничего общего не имеющего с судебным процессом, предусмотренным Конституцией. Один из студентов
юридического факультета сравнивал судебный процесс с карточной игрой "в дурака" (Карлин, 1975), в которой "подсудимый находится в положении дурака, набравшего карты всех выигрывающих и проигрывающих соперников" (с.348).
В США от 90 до 98 процентов уголовных дел не рассматриваются в судебном порядке (Фили, 1979). В результате исследования 1640 дел, переданных в суд первой инстанции, было установлено, что ни одно из них не рассматривалось в судебном процессе.
Самым распространенным способом ведения уголовных дел в судах низшей и высшей инстанций стала договоренность с подсудимыми, признающими свою вину. Суть такой договоренности заключается в том, что подсудимый готов признать свою вину, если ему будет предъявлено обвинение в менее тяжком преступлении и это повлечет за собой смягчение приговора. Такой способ ведения дела связан с меньшими материальными затратами, чем длительный судебный процесс. Один случай такой договоренности недавно получил широкую известность. Речь идет о деле Квентина Дэйли, который в прошлом считался звездой баскетбола университета Сан-Франциско; в дальнейшем он стал профессиональным игроком чикагской команды "Сшса^о Ви11з". Дэйли признался в изнасиловании студентки медицинского училища при отягчающих вину обстоятельствах и получил условное осуждение; была достигнута договоренность, что взамен ему не будут предъявлены обвинения во множестве других совершенных им изнасилований.
Почему договоренность о признании вины получила широкую огласку, несмотря на то, что это, в какой-то мере, наверное, мешает строгому исполнению законов, предусмотренных уголовным правом? Фили (1979) утверждает, что такой способ ведения уголовных дел выгоден для всех, участников судебного процесса. Подсудимый, признавший свою вину, избавлен от мучительной неопределенности длительного судебного процесса; он экономит деньги, которые теряет в связи с необходимостью отлучаться с работы, кроме того, он не должен платить комиссионные поручителям и гонорар адвокату; наконец, важную роль играет экономия времени. Что касается адвокатов, то это освобождает их от неизбежных трудностей ведения уголовного процесса; кроме того, договоренность о признании вины дает им возможность на деле доказать, что они служат интересам подсудимых, поскольку им удается значительно смягчить приговор. Судьям также выгодна договоренность о признании вины, так как это ускоряет весь ход судебного процесса; в противном случае они были бы
перегружены делами, и их безнадежно поглотила бы нудная и дорогостоящая судебная волокита.
Олсон (1975) высказал мнение, что договоренность о признании вины реализует своего рода индивидуальный подход к тем, кто по воле судьбы оказался на скамье подсудимых, и в некоторых случаях подобный судебный процесс становится более гуманным. "Мы должны помнить о том, - заявляет он, что наши законы, связанные с вынесением приговора (например, за мелкие кражи), являются жестокими, устаревшими и довольно бессмысленными. Наказания, определяемые на их основе, часто бывают слишком суровы" (с.25). Договоренность о признании вины дает судьям некоторую свободу действий, и они могут смягчить наказание, если посчитают, что оно не соответствует тяжести преступления.
Результаты исследования, проведенного Хэганом и Бернш-тейном (1979),свидетельствуют о том, что преступники из различных социальных слоев по-разному используют договоренность о признании вины. Анализ данных десяти федеральных окружных судов позволил установить, что выходцы из "высших слоев общества" (так называемые белые воротнички или деятели торговли и представители технократии), обвиненные правительственными органами в таких преступлениях, как мошенничество или незаконные махинации в торговле, с большей готовностью используют договоренность о признании вины (они угрожают передать свои дела на рассмотрение в обычном судебном порядке, если не будут смягчены предъявленные им обвинения и степень возможного наказания), чем представители "низших слоев общества" (так называемые уличные преступники), обвиняемые местной полицией. Исследователи объясняют это тем, что представители средних и высших слоев стараются извлечь максимальную выгоду из своего признания вины и отказываются ее признать, если у них нет уверенности в том, что это облегчит их дальнейшую судьбу. Однако закоренелые преступники уже привыкли к судебным процедурам, и их, вероятно, больше устраивают традиционные и более привычные методы ведения дел.
Тюрьмы
Обычным наказанием за совершенное преступление служит тюремное заключение. Преступники, которые прибывают в тюрьмы, лишены "свободы, товаров и услуг, половых сношений с лицами противоположного пола, самостоятельности и защиты" (Олсон, 1975). Они становятся частью особой
социальной системы, в которой сформировались свойственные ей статусы и роли. Один из исследователей тюремных социальных систем (Гарабедян, 1963) представил следующую классификацию основных типов заключенных:
1. "законопослушные?* - заключенные, участвующие в программах реабилитации и установившие вполне нормальные отношения с сотрудниками тюрьмы;
2. "достойные парни" - не принимающие участие в программах реабилитации и избегающие контактов со служащими тюрьмы;
3. "политики" - принимающие активное участие в программах реабилитации и устанавливающие широкие контакты с сотрудниками тюрьмы и другими заключенными;
4. "отверженные" - это те, которые полностью изолированы от служащих тюрьмы и других заключенных, потому что они подрывают тюремную дисциплину;
5. "звонки" - заключенные, поведение которых непоследовательно, они обычно уклоняются от контактов как с сотрудниками тюрьмы, так и с другими заключенными.
Кроме того, в тюремном мире складывается совершенно особая система норм: "Не доноси на другого", "Не будь болваном" и т.п. Установлено, что готовность соответствовать этим нормам меняется в зависимости от того, сколько времени заключенный находится в тюрьме и когда закончится его срок. Большинство заключенных склонны к "девиации" в середине назначенного срока; другими словами, когда время, проведенное в тюрьме, примерно равно времени, оставшемуся до окончания срока (Гарабедян, 1963).
Одним из самых страшных пороков тюремного мира является агрессивность одних заключенных против других. Ряд исследователей изучали причины такой агрессивности и условия, наиболее способствующие ее проявлению. На основе исследования, проведенного Эллисом, Грасмиком и Гильма-ном (1974), выявлены семь основных факторов, влияющих на эту тенденцию: возраст; наличие других заключенных, склонных к агрессивности; время, проведенное в тюрьме; раса; условия содержания в тюрьме; посещения извне; назначенный срок. Взаимосвязь между этими факторами имеет сложный характер, но, видимо, высокий уровень агрессивности непосредственно обусловлен преобладанием: 1) молодых заключенных; 2) лиц, которым осталось отбыть в тюрьме год или несколько лет; 3) заключенных, к которым не приходят посетители. Среди названных факторов наиболее важную роль играет возраст. Почему молодые преступники более агрессивны, чем те, кто старше их по возрасту?
Согласно мнению Эллиса и его коллег (1974), молодые заключенные с большим уважением относятся к тем, кто умеет драться, в то время как более умудренные опытом считают вспыльчивого молодого зека "болваном", который готов "плевать против ветра" (с.31).
Джон Ирвин (1990) утверждал, что в последние десятилетия конфликты между заключенными в большей степени приняли расовый характер в связи с тем, что среди них возросло число негров, латиноамериканцев и представителей других национальных меньшинств. Члены расовых и этнических групп объединяются, демонстрируя ненависть к другим группам и защищая от них своих друзей. Этот вид конфликта также связан с обособлением заключенных в определенных местах. По свидетельству Банкера (1977), такая картина наблюдается в тюрьме Сан-Квентин: "Негры... собрались вдоль северной стены, где располагались камеры - это место прозвали "Найроби". В результате десятилетней расовой борьбы в тюрьме укоренился неписаный закон, запрещающий вступать на "чужую" территорию. Черные сосредоточились в одном ряду, а белые и чиканос* занимали другой ряд. Наконец был заполнен ряд, где сидели белые, в то время как среди негров, оставались свободные места. Но белые не занимали их, а образовывали новый ряд. Официальная расовая сегрегация была отменена 10 лет назад; согласно тюремным правилам, заключенным разрешалось занимать места в любом из трех рядов, однако никто не переходил "запретную черту" и никто не стремился нарушить неписаный закон. Расизм был массовым психозом, охватившим всех, и скрытая расовая война продолжалась. Поэтому в столовой один ряд занимали только черные, в следующих двух или трех рядах сидели только белые и чиканос, следующий ряд снова заполняли только негры" (с.20).
Заключение
Для трех этапов, которые мы рассмотрели (полиция, суды и тюрьмы), характерна одна важная общая.черта: взаимодействие между девиантом и представителями органа социального контроля играет решающую роль. Во время ареста сотрудники полиции вступают в контакт с подозреваемым. В суде существуют определённые взаимоотношения между обвиняемым и судьей, адвокатами, присяжными заседателями и другими участниками суда. Пребывание в тюрьме также связано с взаимодействием преступника с другими заключенными, конвоирами и др. Американцы мексиканского происхождения.
Другами словами, девиация всегда напоминает улицу с двусторонним движением, поэтому характер взаимоотнощ-шения между девиантом и сотрудниками органа социального контроля решает исход процесса.
ДЕВИАЦИЯ В БУДУЩЕМ
Нам всем известна поговорка "Правила существуют для того, чтобы их нарушать". Пока существуют правила, люди будут их нарушать. Но в течение последних десятилетий и, может быть, даже веков наблюдается общая тенденция к ослаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное (приватное) поведение. Есть все основания считать, что это будет происходить и в«цаль-иейшем. .
В то же время жизнь, не стоит на месте, и в результате очередных "крестовых походов" создаются новые правила; в связи с этим возникают новые виды девиации. В качестве примера возьмем возрастающее беспокойство в обществе по поводу окружающей среды. Это может привести к появлению множества новых законов и возникновению новых толкований девиации. В недалеком будущем будут применяться более суровые меры наказания за выбрасывание мусора, ненужные затраты энергии и загрязнение воздуха или воды.
Принятие новых законов способствует росту бюрократического аппарата. Создаются органы и конторы различных типов, занятые составлением постановлений и их претворением в жизнь. Одновременно против бюрократии стали выступать сторонники реформ, которые ведут борьбу в защиту личной свободы граждан. Отдельные люди и группы (например, Американский союз борьбы за гражданские свободы) пытаются оказать сопротивление вторжению правительственных, банковских и кредитных органов в личную жизнь граждан.
Поскольку процесс создания новых правил и новых способов их нарушения кажется бесконечным, можно смело предположить, что конца девиации не предвидится. Как это ни парадоксально, в то время как значение правил в общественной жизни людей возрастает, наметилась тенденция их ослабления в других направлениях. Например, стандарты, регулирующие поведение в личной жизни (в частности, сексуальное предпочтение), которые были значительно строже 10 лет назад, в дальнейшем могут оказаться еще более ослабленными. Эта тенденция проявилась особенно ярко в Сан-Франциско, который славится терпимым отношением к многочисленным девиантным группам. В течение многих лет в эти группы входили представители этнических меньшинств, проститутки, битники, хиппи и гомосексуалисты. Иногда между ними возникают конфликты. Но в целом Сан-Франциско скорее олицетворяет многообразие, а не девиацию. Это объясняется в первую очередь тем, что представители девиантных субкультур и господствующей культуры "договариваются" друг с другом, чтобы найти приемлемые решения стоящих перед ними проблем.
Уважение и терпимость к другому образу жизни обусловлены необходимостью. Общество становится все более многообразным, поэтому прежние методы контроля за нравственностью не соответствуют духу времени. По-видимому, существует только один способ достижения гармонии в обществе, развитие которого отличается плюрализмом, - нам всем следует стать терпимее и добрее друг к другу.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Девиация с трудом поддаётся определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто представляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, хроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. С учетом этих проблем, социологи, определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.
1. Девиация включает три основных компонента:
а) человека, которому свойственно определенное поведение;
б) норму или ожидание, являющиеся критерием оценки
поведения как девиантного;
в) другую группу или организацию, реагирующие на данное поведение.
3. Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелтона, согласно которой характер поведения людей
обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы
(отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к такому поведению. В соответствии с другой биологи
ческой концепцией мужчины, обладающие дополнительными
девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией. .
1. На основе психологического объяснения'до сих пор не удалось выявить ни одной черты, свойственной всем преступникам, и обычно психологические факторы рассматриваются в сочетании с другими. Социологическое объяснение сосредоточено на анализе социальных и культурных факторов, являющихся причиной девиации. Теория аномии, сформулированная Дюркгеймом, подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. Другое объяснение придает основное значение социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или противоречат друг другу. При этих условиях возникает конфликт между разными стандартами оценки поведения. Одновременно ослабевает контроль за их осуществлением, что в значительной мере способствует развитию подростковой преступности. Мертон считает, что девиация происходит в результате разрыва между целями культуры и социально одобряемыми средствами их осуществления. Когда люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным средствам.
2. Культурологическое объяснение девиации сосредоточено на анализе культурных ценностей в той же мере, как и реальных возможностей возникновения девиации. Селлин и Миллер считают, что девиация возникает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей. Сатерленд предложил теорию дифференцированной ассоциации, согласно которой правонарушения возникают в результате "сильного влияния ценностей, содействующих нарушению закона".
3. Теория стигматизации или наклеивания ярлыков объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки "девиантов" на представителей менее влиятельных групп. Первичная девиация наблюдается тогда, когда индивид лишь время от времени нарушает правило, но окружающие смотрят на это скзозь пальцы, а он сам вовсе не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека наклеивают ярлык, ставят клеймо девианта, окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и постепенно он сам начинает считать себя девиантом.
4. Радикальная криминология придает основное значение сущности самой законодательной системы. Сторонники данной концепций считают девиантов бунтовщиками, выступающими против капиталистического общества, которое стремится изолировать некоторых своих членов, якобы нуждающихся в контроле.
Эта теория является примером современной тенденции акцентировать внимание на природе общества и попытаться выяснить, почему оно заинтересовано в создании девиации и "клеймении" девиантов.
1. Мертон классифицирует девиактмыё поступки, опираясь на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Согласно этой классификации, конформизм предполагает согласие с целями общества и применением законных способов их достижения; инновация подразумевает признание целей, но отрицание социально одобряемых средств их достижения; ритуализм связан с отрицанием целей и признанием средств; ретреатизм или бегство от действительности имеет место тогда, когда человек одновременно отвергает и социально одобряемые цели и средства их достижения; бунт предполагает отрицание целей и средств, но в з.амен предлагает новые цели и новые средства.
2. Девиация представляет собой процесс развития,в ходе которого можно выделить несколько стадий: а) формирование норм; б) сущность норм; в) совершение девиантного поступка; г) признание поступка девиантным; д) признание человека девиантом; е) стигматизация; ж) следствия стигматизации; з) коллективные формы девиантного поведения.
1. Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или "вернуть их в строй". Методы социального контроля включают изоляцию (или полное отстранение девианта от других людей); обособление (или ограничение контактов девианта с другими); реабилитацию (или подготовку девианта к возвращению к нормальной жизни). Можно выделить четыре типа неформального социального контроля: социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценку норм. Формальный контроль осуществляется организациями, призванными регулировать соблюдение правил и укреплять конформизм.
2. Среди формальных организаций, контролирующих девиацию, основную роль играют полиция, суды и тюрьмы. На вероятность ареста подозреваемого влияют такие факторы, как его возраст, расовая и классовая принадлежность, а также состав преступления. Самым распространенным способом ведения уголовных дел стала договоренность о признании вины; суть его заключается в том, что подсудимый признает себя виновным и добивается смягчения приговора; он избавляется от мучительной волокиты длительного судебного процесса. Заключенные становятся частью особой социальной системы, в которой формируются собственные статусы и роли.
На каждом этапе этого процесса исход дела определяется характером взаимодействия между девиантом, и представителем органа контроля.
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)
Эмиль Дюркгейм был одним из основателей современной социологии. Он родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином- Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне.
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах.
Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования проблемы самоубийства.- Используя обширные статистические данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, возраст, пол. и даже время года. Что еще более важно, он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции. Другими словами, самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок; оно характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным" явлением или, как выражался Дюркгейм, "социальным фактом". Такие явления наблюдаются в течение длительного времени и существуют независимо от индивидуальных особенностей людей, поэтому, их нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне.
Концепция Дюркгейма, также как взгляды Конта и Спенсера представляет собой функционалистский подход к исследованию социальных явлений. "Чтобы объяснить социальный факт, - писал Дюркгейм, - мы должны выявить его функцию в создании социального порядка". Поэтому, когда большинство криминологоз считали, что преступление обусловлено индивидуальной патологией, Дюркгейм рассматривал его как общественное явление, которое даже исполняет некоторые позитивные социальные функции. Ни одно общество не может обеспечить всеобщее соблюдение норм, и девиация необходима, чтобы общество было гибким и готовым к переменам.
Как и многих ученых в области общественных наук, Дюркгейма глубоко волновали нравственные проблемы его времени. Однако он считал, что формирование и функционирование социальных институтов следует изучать в высшей степени объективно; лишь после тщательного научного исследования социолог вправе вмешиваться в дела общества. Научный подход Дюркгейма оказал значительное влияние на развитие научной мысли.
Глава 8
ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ЖИЗНЬ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ
Несколько лет назад мы с женой недолго отдыхали летом в южной и западной Ирландии. Наряду с другими местами мы посетили старинный сельскохозяйственный район Каунти Клэр. Путешествуя по этому району, мы побывали во многих небольших сельских поселках. В каждом видели примеры крестьянской бедности, напоминавшие о прошлом. Нищенские жилища, примитивная сельскохозяйственная техника. Ничего яркого или богатого. В большинстве этих поселков новейшими сооружениями были лишь бензоколонки.
Во время путешествия "мы заметили, как группы мужчин собирались на обочинах дорог или в тавернах за кружкой пива. Нам редко попадались женщины, лишь несколько покупательниц, выходивших из бакалейной лавки или направлявшихся к ней. В этом отражалось традиционное разобщение мужчин и женщин, характерное для сельской Ирландии.
Вокруг деревень, особенно прибрежных, много новых роскошных вилл. Позднее мы узнали, что многие из них - дачи французских и немецких коммерсантов. В западной Ирландии их привлекли красота местного пейзажа и низкая стоимость земли. Владельцы вилл проводили здесь свой летний отдых или сдавали другим иностранцам. .