Социологическое объяснение девиантного поведения

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурныефакторы,на основе которых людей считают девиантами.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в тео-рии социальной аномии,разработанной французским социологомЭмилемДюркгеймом (1858 -1917)на рубежеXIX-XXв.в. Аномия (буквально«разрегу-лированность, безнормативность»; «номос» - норма, «а» - отрицание) - болез-

ненное состояние общества, при котором отсутствует чѐткая система социальных норм, регулирующих поведение людей.

По мнению Дюркгейма, преступность - явление естественное, нормаль-ное, она есть и будет в любом обществе. Опасность она представляет лишь то-гда, когда ее размеры превышают допустимый «фоновый» уровень, угрожая здоровью социального организма. Обычно аномичная преступность возрастает во времена кризисов или радикальных социальных перемен. Аномия сопровож-дает периоды трансформации общества, когда жизненный опыт людей переста-ет соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Прежние нормы перестают действовать, утрачивают свою силу, а новые еще не сформи-ровались, не утвердились. В результате социальные взаимосвязи ослабевают, а люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Таким образом, социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, в част-

ности, таких его форм, как самоубийства и преступности.

Самоубийство (или суицид) является, на первый взгляд, индивидуальным действием, однако причины его в основном социальны, это социальная патоло-гия. В своѐм известном труде «Самоубийство» Дюркгейм выделил три типа самоубийств:

1) эгоистическое (например, известный мотив – «жизнь не удалась, я крайне разочарован в окружающих, никто меня не любит» и т.д.);

2) альтруистическое («я приношу близким одни страдания, так лучше их из-бавить от этого»);

3) аномическое (вследствие несовладания с кризисом: «я разорѐн, и жизнь в нищете невыносима»).

А конечная причина самоубийства, по Дюркгейму, - ослабление социальной солидарности. Самоубийца-эгоист не видит смысла в коллективных ценностях, самоубийца-альтруист не чувствует ценности собственной личности (ведь солидарность на высоком уровне, по Дюркгейму, возможна лишь между развитыми индивидуальностями), кризисный самоубийца ставит свои личные беды выше целей общественного прогресса. Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

В 2004 году частота самоубийств в Беларуси составила 33,1 человека на 100 тысяч населения. «Рекордным» по самоубийствам был 1996 год (35 на каж-дые 100000 населения). По определению Всемирной организации здравоохра-нения, к странам с высоким уровнем самоубийств относятся те, где ежегодно сводят счѐты с жизнью более 20 человек из 100 тысяч.

Роберт Мертон тоже исследовал социальную аномию как фактор девиа-ции. С его точки зрения, отклоняющееся поведение - следствие рассогласован-ности между порожденными социальной структурой и культурой целями и со-циально организованными нормативными средствами их достижения. Цели – это то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достиже-ния цели: они должны быть достаточно для этого эффективны. По Мертону, равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока инди-виды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у раз-личных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным от-ношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения. По Мертону, выделяются следующие типы поведения в зави-симости от отношения индивида (положительного «+» или отвергающего «—») к целям и социально одобряемым средствам их достижения.

Таблица 3 - Типология поведения индивида (по Роберту Мертону)

Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ: Отношение индивида к:  
целям средствам  
   
Конформизм (нормативное поведение) + +  
Инновация (положительная девиация) +  
Ритуализм +  
Ретритизм  
Мятеж ± ±  
       

Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru Социологическое объяснение девиантного поведения - student2.ru




Причина девиации - разрыв между культурными целями общества и со-циально одобряемыми средствами их достижения. Так, общепринятой в амери-канской культуре цели - стать богатым - трудно достичь традиционными мето-дами: через образование, хорошую работу. Если цели нельзя достичь социально одобряемыми средствами, люди прибегают к незаконным способам (рэкет, тор-говля наркотиками и т.д.).

По данным мониторинга молодежного экстремизма, проведѐнного со-трудниками кафедры гуманитарных дисциплин под руководством Ю.М.Бубнова, 70,5% учащейся и студенческой молодежи Могилева считают для себя возможным нарушить закон, если есть такая необходимость и воз-можность.

Культурологические теории

Культурологи делают акцент на анализе культурных ценностей, благо-приятствующих девиации.

Селлин и Миллер:Девиация возникает тогда,когда человек усваиваетнормы субкультуры (т.е. нормы и ценности определенной группы), которые противоречат правилам культуры господствующей. Так, например, традицион-но ценимые в криминальном мире качества такие как готовность к риску, поиск острых ощущений, блатной жаргон и песни, татуировки, - выходят за рамки криминальной субкультуры, усваиваются носителями доминирующей культу-ры. Это способствует повышению криминальных рисков в обществе.

Эдвин Сазерленд разработал теорию дифференцированной ассоциации.

С точки зрения этого подхода, преступности обучаются через восприятие иска-женных ценностей, в ходе общения с носителями преступных норм.

Говард Беккер выдвинул теорию стигматизации (или клеймения,на-

клеивания ярлыков). Он объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные в обществе группы обладают возможностью «наклеивать ярлыки девиантов» на представителей менее влиятельных групп. Когда на человека ставят клеймо де-вианта, окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и по-степенно он сам начинает считать себя девиантом.

Конфликтологический подход

С точки зрения конфликтологического подхода, создание законов и под-чинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между раз-личными группами (правящими классами и теми, кто лишен власти и богатст-ва). Закон - только орудие в руках властей, а девианты - бунтовщики, высту-пающие против капиталистического общества.

Наши рекомендации