Cущность и структура политической идеологии.
Основные этапы формирования белорусской государственности.
1) связан с формированием белорусского этноса, возникновением первых государственных образований: Полоцкого и Туровского княжеств, расширением идей христианства и проповеднической деятельностью Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климента Смоленича и взаимоотношениями белорусских земель с Киевской Русью. 2) Развитие белоруской идеи обусловлено формированием многоэтнического государства ВКЛ и развитием белоруской народности. Значительный вклад в становление белоруской национальной идеи внесли гуманисты, представители эпохи Возрождения в Беларуси: Франциск Скорина, Лев Сапега, СымонБудный, Николай Гусовский, Василий Тяпинский. Статуты ВКЛ 16в. создали одну из первых совершенных правовых систем в Европе и способствовали развитию идеи правового государства. 3) связан с развитием буржуазных отношений, формированием белоруской нации, национально-культурным возрождением, деятельностью газеты «наша нива». В данный этап происходит развитие белоруской национальной культуры и языка, которые связаны с деятельностью К. Калиновского, М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, Э. Пашкевич. 4) связан с октябрьской революцией 1917г., образованием БССР и СССР, построением социалистического общества, формированием марксистско-ленинской идеологии и ошибками руководства коммунистической партии и страны в построении социализма. 5) Формирование белоруской государственной идеологии связано с обретением независимости и суверенитета РБ в 90-е годы, построением социально-ориентированного государства, развитием институтов госвласти и управления гражданского общества, а также реализацией основной идеологической концепции «сильное и процветающее белорусское государство для народа». Белорусская модель социально-экономического развития включает в себя следующие характерные черты: повышение эффективности госвласти, развития в экономике государственного и частного сектора, интеграционные процессы со странами СНГ и прежде всего с Россией, сильная социальная политика и многовекторность внешней политики, что обеспечивает устойчивость развития в современных условиях. 10в. Цели, задачи и приоритеты государственной идеологии идеологической работы. Цель идеологической работы – комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь. Демократически ориентированная «государственная идеология» придает смысл и значимость «идеологической» (воспитательной) работе. Ее главными задачами становятся политическое просвещение, формирование гражданских компетенций, воспитание социально значимых качеств личности. Важнейшими из них являются: – чувство личного достоинства (уважение к своей персоне, осознание своей значимости); – самостоятельность (способность к ответственным решениям и просвещенному выбору; экономическая, моральная, гражданская автономия личности); – толерантность (терпимое отношение к другому – его религии, идеологии, убеждениям, мнению; готовность позволить другому человеку быть иным, не похожим на тебя); – солидарность (чувство сопричастности ко всему, что происходит в обществе, готовность участвовать в решении его проблем); – ответственность (способность соизмерять свою свободу со свободой других, личные интересы –- с интересами общества); – критическое отношение к власти (способность отличать правду ото лжи в политике; стремление контролировать деятельность народных представителей); – готовность отстаивать свои права и свободы.
Cущность и структура политической идеологии.
Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Политическая идеология обосновывает главное содержание, основные цели и социальное назначение политики. Термин «идеология» (от греч. «идея» и «логос» – учение, понятие) впервые ввел в оборот французский ученый Дестют де Траси в своем четырехтомном труде «Элементы идеологии» в начале XIX в. Он назвал идеологию «наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления». А.Гельвеций, например, классифицировал идеи на три вида – полезные, вредные и нейтральные. С тех пор в мировой политологии сложились различные суждения об идеологии. Во времена Просвещения понятие идеологии трактовалось как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках, противостоящее рациональному познанию действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали классовый характер идеологии и считали, что она служит средством подчинения трудящихся господствующему классу, камуфлирует его эксплуатацию. Вот почему устранение господства эксплуататоров будет означать конец идеологии как ложной, иллюзорной формы сознания и наступит время научной идеологии, которой и будет марксизм. Попытку социологического исследования идеологии предпринял немецкий социолог К. Маннгейм. Он, как и классики марксизма, считал идеологию классового тенденциозным сознанием. Вместе с тем ученый подчеркивал важнейшую черту идеологии – ее способность сплачивать людей и мобилизовывать их на защиту своих интересов. Неомаккиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) гиперболизировали политическую идеологию, характеризировали ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколько-нибудь серьезного самостоятельного значения. В середине XX в. идеологи индустриального общества (Дж. Гэлбрейт, Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Р.Дарендорф, и др.) заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию «деидеологизации», согласно которой уровень информированности общества растет, и потребность в идеологии как бы отпадает. Эта теория, однако, вскоре была опровергнута всем ходом общественного развития. В современной политологии под идеологией понимают выраженную в теоретической форме систему идей и взглядов, в которых отражаются интересы определенных слоев и которые служат закреплению или изменению существующих общественных отношений. Политическая идеология имеет достаточно сложную структуру. В содержании идеологии выделяют: 1) концептуальный; 2) программно-политический и 3) актуализированный структурные компоненты. Концептуальный компонент структуры идеологии основывает в теоретической, логически упорядоченной форме общественные идеалы и ценности определенного слоя. Это могут быть идеалы, объясняющие существующий порядок общественной жизни и указывающие пути его совершенствования (например, консервативная, либеральная идеология). Но могут быть и социальные утопии, имеющие мало общего с реальностью (анархистская идеология и др.). В программно-политической части идеологии намечаются пути и способы реализации коллективных ценностей и интересов с помощью воздействия на государственную власть и ее использования. Этот структурный элемент идеологии выражается в форме программ политических партий, выдвижения лозунгов и требований, т.е. она ориентированна на практическую деятельность. Актуализированный компонент идеологии отражает степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный элемент идеологии характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок – от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Политическая идеология конкретизируется в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. Политическая идеология разрабатывается особым слоем людей – теоретиками, интеллектуальными представителями класса, нации, народа. Практическое же воплощение ее принципов и норм осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан. Особую роль политическая идеология приобретает в период революционных потрясений, когда в политические действия вовлекаются огромные массы населения. Вне зависимости от политической идеологии, она выполняет определенные функции в обществе. Важнейшая функция политической идеологии – легитимизация власти определенных политических сил и режимов. Таким образом, политическая идеология одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Важнейшими гарантиями конструктивной роли идеологии является их базирование на общественных ценностях и национальных интересах.