Современные теории социального государства
Учебно-методический комплекс для магистратуры направления подготовки
Государственное и муниципальное управление
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................201 г. Подпись заведующего кафедрой ……………………………….. |
Волгоград 201
Содержание
Наименование раздела | № Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Современные теории социального государства» | ||
1.1. | Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине. | |
1.2. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.5. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. | |
2.2 | Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.3. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.4. | Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами | |
2.5. | Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля, советы по подготовке к зачету | |
Раздел 3. Материалы тестовой системы | ||
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) | ||
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ | ||
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях |
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине.
Подготовка дисциплины «Современные теории социального государства» является частью основной профессиональной образовательной программы по направлению 081100. 68 Государственное и муниципальное управление.Её содержание и дидактические единицы нормативными актами не регламентируется.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины.
Учебный курс «Современные теории социального государства» ставит своей целью дать обучающимся необходимые знания о теоретической базе и сущности социального государства, путях его развития, современном состоянии, перспективах построения в Российской Федерации.
Задачи изучения дисциплины предполагают формирование научных представлений:
- о теоретических предпосылках и условиях формирования социального государства;
- о его сущности, принципах и моделях;
- о современном мировом опыте его функционирования;
- о процессах его создания в Российской Федерации.
1.3 Требования к уровню освоения дисциплины. В ходе изучения дисциплины магистранты должны получить комплексные знания о сущности, основных этапах развития, закономерностях, принципах, особенностях современного социального государства; уметь анализировать материал с использованием общегуманитарных, специальных и вспомогательных методов; приобрести навыки логического мышления, постижения причинно-следственных связей процесса осуществления социальной политики социального государства в контексте государственного управления.
В результате успешного освоения данного курса выпускники магистратуры смогут правильно ориентироваться в условиях современной российской действительности, адекватно оценивать проводимые в стране преобразования на этапе становления в России социального государства. В результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями.
1. Общекультурные компетенции (ОК):
- компетенция общественного служения. Стремление работать для общества (ОК-1);
- компетенция этического поведения. Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
- компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями. Способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-3);
- компетенция лидерства. Способность и готовность к лидерству, умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь (ОК-4);
- компетенция командной работы. Умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-5);
- компетенция профессионального взаимодействия. Способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
- компетенция преподавательской деятельности. Способность реализовывать для различных образовательных аудиторий образовательные
курсы и программы с использованием современных образовательных технологий (ОК-8);
- компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ОК-9);
- компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);
- компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач (OK-11);
- компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий (ОК-12);
- компетенция креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13);
- компетенция саморазвития. Способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-14);
- компетенция критического анализа. Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей (ОК-15);
- компетенция ответственности. Готовность к принятию ответственности за свои решения, умение оценивать последствия решений (ОК-16).
2. Профессиональные компетенции (ПК):
- обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-1);
- обладать организационными способностями. Уметь находить и принимать организационные управленческие решения (ПК-3);
- обладать способностью управлять в кризисных ситуациях (ПК-4).
обладать умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ПК-5);
- уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона (ПК-6);
- владеть навыками использования инструментов экономической политики (ПК-8);.
- уметь вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-9);
- владеть современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-11);
- осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-13);
- критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-15);
- уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16);
- выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);
- обладать способностью к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18);
- обладать способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-19).
Дисциплина «Современные теории социального государства» принадлежит к гуманитарному циклу, связана с такими курсами как «История», «Социальная политика современного государства». «Социальное партнерство», «Политология», «Социология», «Экономическая теория», «Регулирование рыночной экономики», «Трудовое право».
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Современные теории социального государства» (72 ч) на 2012– 2013 уч. год.
Наименование тем | Количество часов (в акад. часах и/или кредитах) | ||||||||
Лекции | Практические занятия | Самостоят. работа | КСР | Всего часов по теме | |||||
Тема 1Исторические предпосылки формированиятеории социального государства | |||||||||
Тема 2 Этапы развития теории социального государства | |||||||||
Тема 3 Научные определения, признаки, типология современных социальных государств | |||||||||
Тема 4Основные характеристики современного социального государства | |||||||||
Тема 5Гражданское общество в структуре социального государства | - | ||||||||
Тема 6Особенности перехода России к социальному государству | - | ||||||||
Тема 7 Становление российского социального государства в начале 21 в. | |||||||||
Итого по курсу : | 72 часа (2 ЗЕТ) | ||||||||
1.5.Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
ЛЕКЦИИ