Современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, британская

Континентальная модель.

К представителям конт. модели можно отнести системы соц. защиты, сложившиеся в таких странах, как Германия, Франция, Австрия и Бельгия, которые затрачивают относительно много средств на соц. защиту. Конт. модель акцентируется на предоставлении пособий. Роль гос-ва здесь в первую очередь – выдача пособий получателям, а не организация соц. услуг.

Скандинавская модель.

Наиболее типичными представителями сканд. модели являются Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. Доля соц. расходов в этих странах очень высока. Центральный элемент сканд. модели – это широкая сеть общ. услуг. В отличие от конт. модели здесь гос-во явл. главным производителем соц. услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых) в большинстве случаев организ-ся муниципалитетом. Муниц. автономия всегда была важна в скандинавских странах.

Британская модель.

Британская модель хар-ся примерно равным распределением расходов на соц. обеспеч-е между частным сектором, основными эл-ми которого являются предприятия и домашние хоз-ва, и гос-вом в лице центрального правительства и местных органов власти. Помимо Великобритании данная модель нашла применение в Италии, Португалии и Люксембурге.

26. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты

Человек – с биологической точки зрения, индивид с физиологическими свойствами, представитель живого мира.

Личность – с социальной точки зрения, осознающий себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.

Гражданин – с юридической точки зрения, находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Отражение проблемы «государство – личность» в двух крайних подходах:

1. этатистском – государство – высшая ценность, растворение личности в государстве; тоталитаризм как законченное воплощение этатистского подхода;

2. индивидуалистическом (автоматическом) – государство – есть совокупность граждан, оно подчинено интересам личности; анархизм как крайнее проявление индивидуалистического.

Дилемма «приоритет личности или приоритет государства» – необходимость сочетания индивидуальных и государственных интересов.

Политическая обязанность– долг гражданина перед государством (соблюдение законов) и государства перед гражданином (обеспечение безопасности, защита жизни и имущества, создание условий для пользования правами, компенсация ущерба). Расширение возможностей мирного воздействия на государство в связи с успехами демократии и введением всеобщего избирательного права.

Связь личности и государствапроявляются во взаимном влиянии друг на друга – во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство происходит через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения) и непосредственно. Государство обладает большими возможностями влияния на личность (роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране).

Правовой статус личности– совокупность ее прав и обязанностей. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия (равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины). Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности (КРФ устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина). Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием.

Права человека– универсальная категория – вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Признаки прав человека:

 возникают и развиваются на основе природной сущности человека с учетом изменяющихся условий жизни общества;

 существуют объективно и не зависят от государственного признания;

 принадлежат индивиду от рождения;

 имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

 являются непосредственно действующими;

 признаются высшей социальной ценностью;

 выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания;

 представляют собой принципы и нормы взаимоотношений людей и государства;

 их признание, обеспечение и защита – обязанность государства.

Право гражданина – охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, находящегося в устойчивой связи с государством.

Свобода личности – совокупность прав гражданина, символизирующая отсутствие непреодолимых препятствий, качественное состояние свободного человека.

Сбалансированность общественных отношений предполагает наличие у субъектов не только прав, но и обязанностей (связаны с фактом существования человека). Официально признанные в государстве обязанности – обязанности гражданина.

Признаки обязанностей человека: направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей; служат для реализации личных и общественных интересов; имеют высшую юридическую силу.

Принципы конституционных прав, свобод и обязанностей (определяют основные направления политики РФ в области прав и свобод):

 всеобщность и неотчуждаемость (государство не может изъять или ограничить, сам человек не может взять обязательство не осуществлять права);

 равенство (наделение всех без исключения);

 непосредственное действие (независимо от существования законодательных актов органы власти обязаны их соблюдать);

 гарантированность, защищенность государством (создание условий для их реализации и механизма их защиты).

Права человека и гражданина классифицируются по следующим критериям:

 исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод – три поколения (гражданские и политические; социальные, экономические и культурные; коллективные или солидарные);

 в зависимости от содержания (гражданские или личные; политические; экономические; социальные; культурные);

 в зависимости от соподчиненности (основные; дополнительные);

 в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству (права граждан РФ; иностранных граждан; бипатридов; апатридов);

 в зависимости от степени распространения (общие; специальные);

 в зависимости от характера субъектов (индивидуальные; коллективные);

 в зависимости от роли государства в их осуществлении (негативные (государство воздерживается от конкретных действий); позитивные);

 в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах (права в сфере безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной жизни).

Личные права и свободы граждан занимают первое место в системе конституционных прав и свобод. Основное назначение личных прав и свобод: – гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; – индивидуализировать гражданина, создать ему условия неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; – гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений.

Политические права и свободы занимают важное место в системе конституционных прав и свобод. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к первому поколению прав и свобод (они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах западных государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека). Особенности политических прав и свобод:

 тесно связаны с личными правами (личные наполняют их конкретным содержанием);

 в отличие от личных, принадлежащих каждому человеку и члену гражданского общества, политические принадлежат только гражданам государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

 непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

 являются способом привлечения гражданина к народовластию.

Права личности— это ее соц. возможности, детерминированные экон-ми условиями жизни общества и зак-но закрепленные гос-вом. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Субъективное право— форма зак-го выражения прав человека во внутригос-ных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности суб. права, то очевиден его не только юридический, но и соц.-полит., идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Суб. право выражает соц. возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Права личности— не «дар» законодателя, а соц возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» пли «завышать» объем прав и свобод; он связан условиями соц взаимосвязей людей.

Права личности (суб. права)всегда связаны с удовлетворением ее интересов в матер. или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в зак-ве возможности; они заинтересованы в соц. активности личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического самоуправления народа.

Наши рекомендации