Всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс

(время выполнения 120 минут)

ОТВЕТЫ

Задание №1. Установите соответствие. Соотнести события и их участников (3 6алла)

А

Б

В

Г

Д

Задание №2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика (6 баллов)

А (3 балла)

А

Б

В

Г

В (3 балла)

А

Б

В

Г

Задание №3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимум 14 баллов)

В 1904 г. и результате покушения В.К. Плеве был убит. Министром внутренних дел стал князь П.Д. Святополк-Мирский,выступивший с инициативой проведения реформ. В частности, он предлагалвключить в Государственный совет (совещательный орган при царе) выборных представителей от земств и городских органов самоуправления, расширить рамки избирательного права на местном уровне. Он также предлагалрасширить права крестьянства.

В ноябре 1904 г. на съезде представителей земств в Петербурге была принята резолюция с требованием принятия Конституции страны, проведения политической амнистии, реализации мер по прекращению административного произвола властей.

12 декабря 1904 г. Николай II издал Указ, по которому расширялись права земств, смягчалась цензура, крестьянство уравнивалось в правах с другими сословиями. Были отменены телесные наказания крестьян и круговая порука (совместная ответственность членов сельской общины за уплату налогов), облегчён выход из общины зажиточному крестьянству. На большее, не подорвав основы собственного существования, самодержавный режим пойти не мог.

С середины 1890-х гг. наметился рост рабочего движения. В 1901 — 1904 гг. забастовки рабочих охватили большинство губерний. Изменился и характер рабочих выступлений. Экономическиестачки, направленные на улучшение материального положения, условий труда и быта, сменилисьполитическими. В 1903 г. 53 % стачечников выдвигали политическиетребования. Забастовки всё чаще сопровождались манифестациями под лозунгами введения демократических свобод. Именно тогда появился лозунг «Долой самодержавие!».

Задание №4. Изображение каких исторических деятелей представлено ниже?

А. 1) А.Н. Косыгин

2) советский государственный и партийный деятель, председатель Совета Министров СССР

3) конец 20 века

Б. 1) Ф.Ф. Ушаков

2) флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом

3) вторая половина XVIII века

Задание №5. К каждой представленной ниже картине укажите

А. 1) Вечная Россия «100 веков»

2) И.С. ГлазуновГлазунов

3) 1988 г.

Б. 1) портрет Е.В. Давыдова

2) О.А. Кипренский

3) 1809 г.

Задание №6. К каждой представленной ниже иллюстрации памятника укажите

А. 1) «Тысячеление России»

2) Великий Новгород

3) М. Микешин

4) открытие 8.09.1862 г.

Б. 1) Екатерининский дворец

2) Санкт – Петербург

3) Растрелли

4) 1747 – 1757 гг.

Задание №7. Выполните задания по карте

1. Северная война

2. 1700-1721 гг.

3. Сражение у д. Лесной 28.09.1708г, Полтавское сражение 27.06.1709 г., Гангутское сражение 26-27.07.1714 г.

4. По итогам войны к России были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга), основан Санкт-Петербург. Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. Однако согласно Ништадскому договору указанные территории не были уступлены, а были проданы Швецией России за огромные деньги — 2 млн талеров (ефимков), что легло тяжёлым дополнительным бременем на страну. Была решена ключевая задача, поставленная Петром I — обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. В то же время боеспособная армия, сложившаяся за годы войны, после её окончания пришла в полный упадок, а флот, построенный в большой спешке из невыдержанного леса, после смерти Петра закономерно быстро сгнил. Швеция утратила своё могущество и превратилась во второстепенную державу. Были потеряны не только территории, уступленные России, но и многие владения Швеции на южном берегу Балтийского моря.

Задание №8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (4 балла).

нет

да

да

да

Задание №9 (4 балла) Назовите фамилии и определите период деятельности учёных

1. И.П. Павлов, начало XX века

2. С.П. Королёв, середина XX века

3. К.Э. Циолковский, начало XX века

4. П.Л. Капица, конец XX века

Задание №10 Документ (12 баллов)

1. Революционное народничество

2. «Народная воля»

3. А. Желябов, С. Перовская, А. Михайлов, В. Фигнер

4. Террористы, готовя покушение на царя, хотели добиться паники в правительстве, дезорганизовать и обессилить его, что должно было впоследствии облегчить захват власти.

5. Обвинили: в антинародном курсе, репрессивной политике, тирании, самоуправстве. Суть требований: изменить существующий строй, восстановить историческую справедливость, освободить народ от тирании

Олимпиадные задания по истории 10-11 классы

Ответы и критерии оценивания

Раздел А


1.Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина:

«Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать…

Бог насылал на нашу землю глад, народ завыл в мученьях погибая,

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы-

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!»

Определите исторический персонаж, от лица которого произносится данный монолог.

Борис Годунов 1 балл


2. (А) Укажите название памятника русской архитектуры, изображенного на рисунке, и (Б) какой подвиг русских воинов увековечен этим сооружением.

всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru

А Казанский собор в Петербурге

Б победа в Отечественной войне 1812 года 1 балл (если указан полностью правильный ответ)

3. Выполните следующие задания:

(А) Приведите современное название историко-географического объекта: Варяжское море;

(Б) На территории какого современного государства находится г.Тмутаракань?

Балтийское море; Россия 1 балл (если указан полностью правильный ответ)


4. Проанализируйте два фрагмента из сочинений российских историков:

«При < … > в придворной среде первое место занимали немцы. Из них главная сила принадлежала Бирону. Будучи фаворитом и пользуясь доверием, Бирон вмешивался во все дела управления, но не имел никаких государственных взглядов. Единственной целью его было собственное обогащение, единственной заботой – упрочение своего положения при дворе и в государстве».

(2) «… предстояло все усиливающийся ропот на худое ведение внутренних дел заглушить шумными внешними успехами, а немецкое правительство русской императрицы из Митавы даже обязано было для собственной безопасности поддержать свой престиж в России и Европе…»

О какой правительнице России говорится в приведенных фрагментах?

Анна Иоанновна 1 балл

5. Расположите территории в правильном хронологическом порядке их присоединения или вхождения в Российское государство:

(А) Бухарский эмират;

(Б) Казанское ханство;

(В) полуостров Крым;

(Г) Левобережная Украина с Киевом;

(Д) Финляндия.

БГВДА 1 балл (если указан полностью правильный ответ)

Запишите буквы, которым обозначены территории, в правильной хронологической последовательности в таблицу:

1 2 3 4 5

6. Среди исторических деятелей, перечисленных ниже, двое – современники. Укажите их:

А) Афанасий Ордин-Нащокин;

Б) митрополит Макарий;

В) Андрей Рублев;

Г) хан Узбек;

Д) князь Василий 1

3,5 1 балл ставится только, если указан полностью правильный ответ

7. По какому принципу составлены логические ряды?

1. Петр Мстиславец, Невежа Тимофеев, Никифор Тарасиев -организаторы типографий в Москве, современники Ивана Федорова, первопечатники второй половины XVI в, типографы.

2. 1581, 1597, 1607, 1649 – указы по крестьянскому вопросу, ограничивавшие крестьянскую свободу и сформировавшие систему крепостного права.

3.Бухарестский мир, Константинопольский мир, Сан-Стефанский мир, Ясский мир -русско-турецкие договоры.

3,2,1, 0 баллов


8. Прочитайте отрывок из исторического источника:

«Приказ… А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут, указ и записные книги в том Приказе. А доход в тот Приказ бывает, пошлины с продажных вотчин и с новых поместных дачь, с четвертей».

О каком приказе говорится в документе.

Поместный приказ 1 балл

9. Прочитайте фрагмент из программы политической партии начала 20 века:

« Все российские граждане без различия пола, вероисповедания и национальности равны перед законом.

Каждому гражданину обеспечивается свобода слова и вероисповедания.

Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена.

Всем российским гражданам предоставляется право устанавливать публичные собрания.

Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.

Никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона- судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу.

Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.

Народные представители избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов без различия вероисповедания, национальности и пола.

Положения какой партии изложены в приведенном фрагменте?

Конституционно-демократическая партия (кадеты) 1 балл


10. Прочитайте отрывок из исторического документа:

«Чтобы удержать инициативу в своих руках и использовать период, когда главные силы германцев были отвлечены на французский фронт, нам приходилось торопиться. В пределах Киевского военного округа 8 армия (южная) должна была начать наступление 18 числа, чтобы 21 числа совместно с третьей армией перейти границу. Общее наступление намечалось на 19 день, когда наше сосредоточение далеко не было закончено.Для операции в Галиции мы предназначали 47,5 пех. дивизий и 18,8 кав. дивизий, из этого числа к 27 числу, когда бои разгорелись уже по всему фронту, мы могли иметь ¾ назначенных сил».

Август 1914 года 1 балл

11. Проанализируйте отрывок из материалов одной из конференций руководителей союзных держав:

«Мы, президент США, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза встречались в столице нашего союзника… и сформулировали и подтвердили нашу общую политику… Мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга.».

Укажите название конференции руководителей союзных держав, на которой были приняты данные решения.

Тегеранская конференция (1 балл)


12.Перед Вами пять выдающихся памятников русской архитектуры, каждый из которых является усыпальницей виднейших деятелей государства и церкви.


всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru

А Б

всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru

В Г

всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru

Д

А) Укажите названия каждого из изображенных памятников русской архитектуры, и

(Б) кто из ниже перечисленных государственных и церковных деятелей похоронен в каждом из изображенных соборов: Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Мудрый, митрополит Петр, Алексей Михайлович, Екатерина II.


По 1 баллу за каждую правильно заполненную строку, всего – до 5 баллов.

Изображение Название памятника Государственный (церковный) деятель
А Архангельский собор Московского Кремля Алексей Михайлович
Б Петропавловский собор в Петропавловской крепости Екатерина 2
В Софийский собор в Киеве Ярослав Мудрый
Г Успенский собор во Владимире Всеволод Большое Гнездо
Д Успенский собор Московского Кремля Митрополит Петр


Следует принимать неполные названия соборов, если очевидно, что участник узнал

памятник (например, «Успенский собор», даже если не назван Кремль).

Задание 3. (максимальная оценка — 4 балла).


13. Составьте пары по следующему принципу: выдающийся государственный

деятель, дипломат (буквы А, Б, В, Г, Д) —внешнеполитическое достижение,

совершенное при его непосредственном участии (цифры 1, 2, 3, 4, 5):

(А) А.А. Безбородко

(Б) Н.К. Гирс

(В) А.С. Грибоедов

(Г) А.Л. Ордин-Нащокин

(Д) П.П. Шафиров

(1) заключение Договора о признании Турцией присоединения к России Крыма

(2) разработка условий и заключение русско-французской военно-полити-

ческой конвенции

(3) подписание Андрусовского перемирия с Речью Посполитой

(4) заключение условий Туркманчайского мирного договора c Персией

(5) заключение Прутского мирного договора с Турцией

12435 3 балла/ 0 баллов

14. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику

Петра I …

1. Н.М.Карамзину

2. В.О.Ключевскому

3. В.Н.Татищеву

4. М.В.Ломоносову 1 балл


15.. Указ о посессионных крестьянах был издан в царствование -

1. Павла I

2. Ивана Грозного

3. Михаила Федоровича

4. Петра I 1 балл


16. Что означало слово «дрягва», давшее название племени древлян?

1. лес

2. река

3. болото

4. озеро 1 балл


17. Какие ассигнации существовали во второй половине XIX века?

1.достоинством 25 рублей;

2. достоинством 50 рублей

3. достоинством 75 рублей

4. верно 1, 2.

5. ассигнаций не было. 1 балл


18. В каком году был упразднен словесный суд?

1. в 1775 году

2. в 1864 году

3. в 1887 году

4. в 1906 году 1 балл


19. Какой чин имел станционный смотритель?

1. коллежский регистратор

2. коллежский секретарь

3. коллежский асессор

4. коллежский советник 1 балл


20. Какие дела решал совестный суд?

1. уголовные дела со смягчающими обстоятельствами

2. исковые

3. торговые

4. верно 2, 3.

5. верно 1, 2, 3. 1 балл


21. В «Беседе валаамских чудотворцев Сергия и Германа» -


1. отстаивались идеи иосифлян

2. критиковались монашество и монастырское землевладение

3. отстаивались идеи еретиков

4. отстаивали необходимость участия духовенства в государственном управлении

1 балл

22.Проанализируйте фрагмент исторического документа:

«Я ознакомился с вашим ответом о том, чтобы исключить соприкосновение наших судов. Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете заботу о сохранении мира. Вы хотите обезопасить вашу страну. Но как же нам оценивать ваши действия, вы окружили военными базами Советский Союз. Ваши ракеты расположены в Англии, Италии, Турции. Вас беспокоит Куба потому, что она находится на расстоянии 90 миль от вас. Но ведь Турция рядом с нами… Вы считаете, что имеете право требовать безопасности для своей страны, а за нами этого права не признаете».

Определите: (А) фамилию руководителя СССР- автора данного документа; (Б) событие, с которым связано появление данного документа.

Н.С. Хрущев, Карибский кризис 2 балла / 0 баллов


23. Установите соответствие между названием дипломатического органа и государственным деятелем, который возглавлял его работу:

(А) Коллегия иностранных дел

(Б) Министерство иностранных дел

(В) Народный комиссариат по иностранным делам

(Г) Посольский приказ

(1) Е.Ф. Канкрин

(2) А.П. Бестужев-Рюмин

(3) П.Н. Милюков

(4) Г.В. Чичерин

(5) Е.И. Украинцев

2 3 4 5 2 балла / 0 баллов


24. Установите соответствие между именем правителя России и событиями, характеризующими внешнюю политику периода его правления:

(А) Александр I Павлович

(Б) Александр II Николаевич

(В) Николай II Александрович

(Г) Петр I Алексеевич

(1) Издание манифеста о присоединении Восточной Пруссии к России

(2) Вхождение в состав России Лифляндии, Эстляндии и Ингерманляндии

(3) Создание Священного союза

(4) Вхождение в состав России Кокандского ханства

(5) Участие России в работе Гаагской мирной конференции по разоружению,

принятие Конвенции о мирном разрешении международных споров

Запишите цифры, соответствующие внешнеполитическим событиям, под буквами,

которыми обозначены правители России:

3 4 5 2 2 балла / 0 баллов

25. Определите историческую личность по портретному изображению и предложенной характеристике: всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru

С 1622 года находился на военной службе, с 1640-х годов — на дипломатической. В 1667 году добился от Речи Посполитой подписания выгодного для России Андрусовского перемирия. После этого получил чин боярина и был назначен главой Посольского

приказа с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель». Один из разработчиков Новоторгового устава, отменившего привилегии иностранных компаний и предоставившего льготы и преимущества русским купцам. В 1671 году покинул царскую службу.


А.Л.Ордин- Нащокин 1балл/0 баллов

26. Прочтите отрывок из Приказа Народного комиссара обороны СССР:

«Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа.

Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв».

Укажите год, к которому относятся описываемые события Великой

Отечественной войны:

1942 год 1 балл / 0 баллов

27. Прочитайте фрагменты из документов, характеризующих события периода

«холодной войны»:

(А) «Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая

организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы,

если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным

тенденциям… Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность

своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии».

(Б) «Партийные и государственные деятели ЧССР обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженными силами».

(В) «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве

потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».

(Г) «Наряду с ядерной угрозой новое политическое мышление рассматривает

решение и всех других глобальных проблем, включая проблемы экономического развития и экологии, как органическое условие обеспечения прочного и справедливого мира. Мыслить по-новому — значит, в частности, видеть прямую связь между разоружением и развитием».

(Д) «На основании устных приказаний министра обороны Маршала Советского

Союза Д.Ф.Устинова на территории Средне-азиатского и Туркестанского военных округов было развернуто и доукомплектовано около ста соединений,

частей и учреждений. 24 декабря было объявлено о принятии советским руководством решения о вводе войск в Афганистан».

Расположите буквы, соответствующие приведенным фрагментам, в том хронологическом порядке, в котором происходили описанные в них события

(от самого раннего к самому позднему):

АБДГВ 3 балла/ 0 баллов

Часть В

28. Расположите ниже перечисленные понятия в порядке, соответствующем времени их появления в дипломатическом лексиконе:

(А) «Доктрина Брежнева»

(Б) «Доктрина Рейгана»

(В) «План Маршалла»

(Г) «Пакт Бриана – Келлога»

(Д) «Ультиматум Керзона»

Запишите буквы, которыми обозначены понятия, в правильной хронологической последовательности в таблицу:

Д Г В А Б 2 балла / 0 баллов

29. Изучите предложенную карту военного сражения.

Выполните задания:

1.План какого сражения находится на карте: Укажите его даты.

2.Назовите не менее двух других сражений, проходивших в рамках этой военной кампании.

всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru


(сражение под Тарутино, 6(18) октября 1812 г. (1 балл)

2.Смоленское сражение, бородинское сражение, сражения под красным, при Полоцке, при Вязьме, под Малоярославцем, у р. Березина (1 балл за сражение) (3,2,1,0 баллов)

30.В соответствии с указом президента Российской Федерации 2012 год объявлен годом Российской истории. Перед вами фотографии выдающихся деятелей российской исторической науки.

всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru всероссийская олимипиада школьников по истории. школьный этап. 10 - 11 класс - student2.ru

Ознакомьтесь с фотографиями и иллюстрациями, соотнесите их с персоналиями, указанными в таблице и заполните имеющиеся пропуски в таблице.

Обозначение изображения Выдающийся деятель исторической науки Характеристика личности и деятельности Период жизни и деятельности
а А1 Первый отечественный ученый энциклопедист, автор труда «краткий российский летописец с родословием» А2
б Б1 Русский историк, общественный деятель(представитель западничества), профессор всеобщей истории в Московском университете, первый кто прочел в России публичный курс лекций по западноевропейскому средневековью Б2
в В1 Русский историк, действительный член академии наук, автор работ «Полный курс лекций по русской истории»и «очерки по истории смуты в Российском государстве 16-17 веков». В2


А1 фамилия М.В. Ломоносов

А2 период жизни и деятельности - первая половина-сер. 18 века

Б1 фамилия – Т.Н. Грановский

Б2 период жизни и деятельности - первая половина-сер. 19 века

В1 фамилия – С.В. Платонов

В2 период жизни и деятельности 2 половина 19-начало 20 века

По 1 баллу за каждый верный пункт


31. Установите хронологическое соответствие:

1)1155-1157

2) 1050-1054

3) 1169-1171

4) 1176-1194

А) Великое княжение Святослава III Ольговича в Киеве

Б) Великое княжение Изяслава II Мстиславовича в Киеве

В) Великое княжение Глеба Юрьевича в Киева

Г) Великое княжение Юрия Долгорукого в Киеве

1 – Г; 2- Б; 3-В; 4-А

1балл ставится, если указан полностью правильный ответ


32. Соотнесите:


1.Пахомий Лагофет (А) «Думы политичны»

2.Юрий Крижанич (Б) «Книга о Троице»

3.Ермолай-Еразм (В) «Хронограф»

4.Гевелий (Г) «Рифмолагион»

5.Симеон Полоцкий (Д) «Селенография»

1балл ставится за каждый правильный ответ

1В, 2А 3Б 4Д 5Г

33. Кто из перечисленных ниже лиц не мог быть присяжным заседателем по судебной реформе 1864 года?

1. крестьяне

2. духовенство

3. учителя народных школ

4. студенты

5. военнослужащие

6. купечество

7. мещане


Ответ: 2, 3, 4, 5. 2 балла/ 0 баллов.

34. Выделите архитектурные памятники XV века в Новгородской земле:

1. церковь Николы на Липне

2. церковь Спаса на Ильине улице

3. церковь Петра и Павла в Кожевниках

4. Грановитая палата

5. церковь Василия на Горке


Ответ: 3, 4. 2 балла/0 баллов

35. Заполните пробелы в таблице:


Город Племенной союз Река

Смоленск кривичи Зап.Двина, верх. Днепра

Чернигов северяне Десна, Сула, Сейм

Ростов Вятичи, меря Клязьма, Ока

Полоцк полочане Полота


По 1 баллу за каждый верный ответ

36. Какое слово лишнее в логическом ряду?


Водолив, артельщик, барка, бурлак, грабарь.

Грабарь – рабочий – землекоп, из крестьян-отходников, обладавшей определенными профессиональными навыками. 1 балл


37. Перед вами несколько фрагментов из работ российских историков. Заполните имеющиеся пропуски:

(1) Князя___________________ отличали осторожность, расчетливость, стремление решать политические проблемы дипломатическим путем.В награду за подавление вспыхнувшего в _________ восстания в _________ он получил ________на Великое княжение.

(2) В середине мая ________ года вторая Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала _____________________ приняла неравный бой в проливе Цусима. Поражение русского флота и другие неудачи привели к подписанию невыгодного для России _____________ мирного договора.

(3) В _________году была провозглашена новая внешнеполитическая доктрина СССР, получившая название по книге М.С. Горбачева «Перестройка и _______________ для нашей страны и всего мира». 15 февраля _________ произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из _______________.

1.Ивана Калиту; 1327; Твери; ярлык

2.1905; З.П.Рожественского; Цусима; Портсмутского

3. 1987; новое политическое мышление; 1989; Афганистан.

(По одному баллу за каждое полностью верное предложение).

38. Расположите учреждения системы культуры, науки и образования в порядке их создания:

(а) Императорский Казанский университет

(б) Институт благородных девиц (смольный институт)

(в) Кунсткамера

(г) Петербургская Академия наук

(д) Собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (Третьяковская галерея)

(е) Сухопутный шляхетский кадетский корпус

(ж) Театр Революции (ныне Театр имени В. Маяковского)

ВГЕБАДЖ (частично правильный ответ не допускается, 3 балла или 0 баллов)

39. Прочитайте Фрагмент из выступления одного из государственных деятелей Российской империи в прениях по аграрному вопросу в Государственной Думе:

«Пробыв около 10 лет у дела земельного я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этот вопрос нельзя, его нужно разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия.

Мы Предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

Выполните задания:

1.Эти слова, высказанные в Государственной Думе относительно требований левых партий принадлежат:

2. Перечислите не менее двух преобразований, осуществленных данным государственным деятелем.

(1.П.А. Столыпин.

2. возможные преобразования ( 1балл за каждое преобразование):

Аграрная реформа, поощрение создания отрубов и хуторов; свободный выход крестьян из общины; поощрение переселений в Сибирь; днятельность Крестьянского банка; проект введения обязательного страхования рабочих; предоставление крестьянам ссуд для покупки земли; изменение порядка избирательной системы;

Введение военно-полевых судов; принятие закона о земствах в западных губерниях (3,2,1, 0 баллов)

40. Прочитайте фрагмент из донесения генерала М.Д. Горчакова:

«Войска В.И.В. защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную Сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Западную и Корабельную стороны, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины…

Выполните задания:

1.Описание сражения в ходе какой военной кампании приводится в донесении М.Д. Горчакова? Укажите ее годы.

2.Перечислите не менее двух результатов данной кампании, закрепленной в мирном договоре.

(1.Крымская война 1853-1856 годов.

2. возможные варианты ответа: нейтрализации Черного моря; Россия возвращала Турции Карс в обмен на Севастополь и другие города, занятые союзниками. Провозглашалась свобода плавания по Дунаю. Россия передавала Турции устье Дуная и часть Южной Бессарабии.Россия теряла право покровительства дунайских княжеств и православных подданных Турции (1 балл за результат) (3,2,1, 0 баллов) Турция = Османская империя).

1. К основным причинам реформирования «государственного социализма» в эпоху Н. С. Хрущева относится

· А) Тенденция партийной номенклатуры к большей самостоятельности на местах и гарантиям личной безопасности

· Б) Улучшение международных отношений со странами Западной Европы

· В) Проведение широкомасштабных экономических преобразований

· Г) Снижение социальной напряженности в обществе

2. Назовите автора документа.

Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего мне императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных. Одушевленный единою со всем народом мыслию, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том случае восприять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием чрез представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.

· А) Михаил Александрович

· Б) Алексей Николаевич

· В) Георгий Александрович

· Г) Николай Александрович

3. Определите, что относится к реформам Путина В.В. по укреплению российской государственности:

· А) реформа Федерального собрания

· Б) Судебная реформа

· В) Либерализация цен и торговли

· Г) Земельная реформа

4. К плеяде выдающихся кинорежиссеров относятся

· А) Г. Н. Данелия, Г. Н. Чухрай, Т. М. Лиознова

· Б) В. М. Шукшин, А. А. Фадеев, И. Г. Эренбург

· В) А. И. Хачатурян, О. Н. Ефремов, А. Т. Твардовский

· Г) А. Н. Арбузов, В. А. Солоухин, Э. А. Рязанов

5. Исключите неверный факт.

· А) 1 сентября 1917 года Россия была провозглашена республикой.

· Б) В новом варианте русского алфавита 1918 года исключались буквы «ять» и «ер».

· В) Вследствие Брусиловского прорыва русскими войсками были заняты Буковина и Галиция.

· Г) Австрия объявила Войну России 19 июля 1914 в ответ на отказ о прекращении мобилизации.

6. Советский Союз оказался на грани поражения в войне, выяснилось: Красная Армия не готова воевать в экстремальных условиях с перегруппировавшимся, подтянувшим резервы и жестко решившим вопрос с воинской дисциплиной противником. Сталин оказался перед необходимостью издать приказ, который получил название «Ни шагу назад!». В каком году был издан приказ?

· А) 1941

· Б) 1942

· В) 1943

· Г) 1944

7. Идеологом партии Социалистов-Революционеров не был …

· А) Н. Чернышевский

· Б) П. Милюков

· В) П. Лавров

· Г) Н. Михайловский

8. В каком году в Москве был подписан договор о взаимоотношениях между субъектами Федерации и границах государства?

· А) 1991

· Б) 1992

· В) 1995

· Г) 1993

9. На каком из портретов генеральных секретарей ЦК КПСС изображен Н.С. Хрущёв?

· А) 1

· Б) 2

· В) 3

· Г) 4

10. Что НЕ входило в программу реформ Е. Гайдара?

· А) Национализация

· Б) Приватизация

· В) Устранение контроля государства над ценами

· Г) Введение свободной торговли

11. Назовите участников стахановского движения:

· А) П. Кривонос

· Б) А. Туполев

· В) М. Мазай

· Г) Н. Поликарпов

12. Укажите дату начала аграрной реформы П. Столыпина.

· А) 9 ноября 1906

· Б) 9 января 1905

· В) 10 мая 1906

· Г) 17 октября 1905

13. Детство и юность этого художника прошли в жестокой нужде. Сын бедного сапожника-грека, он мог учиться лишь урывками. Он пас гусей, был в услужении у подрядчика при строительстве церкви, рисовал и писал на обрывках бумаги, картона, а то и просто на заборе. Труд и талант сделали его человеком состоятельным, и в 1904 г. он преподнёс Академии в дар 100 тысяч рублей для выдачи ежегодных премий.
Кто этот художник?

· А) И. Крамской

· Б) А. Куинджи

· В) В. Поленов

· Г) И. Левитан

14. Последствием событий, получивших название «Кровавое воскресенье», стало

· А) Создание Верховной распорядительной комиссии

· Б) Начало русско-японской войны

· В) Крушение веры рабочих «в доброго царя-батюшку»

· Г) Созыв Учредительного собрания

15. Итогами деятельности В. В. Путина на посту Президента РФ в 2000 — 2008 гг. является

· А) Увеличение численности населения, живущего ниже уровня бедности

· Б) Сокращение иностранных инвестиций в Россию

· В) Рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения

· Г) Усиление правового нигилизма граждан РФ

Ответы к всероссийской олимпиаде по истории России 11 класс

В этой таблице представленны ответы на тестовые задания по истории России к школьному этапу всеройссийской олимпиады

Номер задания Правильный ответ
А
А
АБ
А
Г
Б
Б
Б
Б
А
АВ
А
Б
В
В

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.
1.1. 1393г., 1478г., 1485г., 1514г., 1521г. –
1.2. Зернь, чернь, скань, филигрань–
1.3. И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев –

Итак, здесь нам необходимо вспомнить даты, понятия, исторических деятелей русской истории. Если честно, то 1.1 мы уже решали здесь. Правильным ответом будет объединение русских земель под властью Москвы конец XIV– начало XVI вв. (Н. Новгород,
В.Новгород, Тверь, Смоленск, Рязань)

1.2. Прикладное искусство Древней Руси (техники обработки драгоценных металлов)

1.3. Руководители первых кругосветных экспедиций 1803—1806гг., 1819—1821гг.

Как Вы видите, ничего сложного здесь нет. Идем дальше...

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

2.1. Восстание под предводительством И. Болотникова, осада Троице-Сергиева монастыря,
земщина, интервенция Польши и Литвы
2.2. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Е.А. Черепанов и М.Е. Черепанов, Ф.Конь
2.3. Бой за Шевардино, сражение у д. Лесная, сражение под Красным, сражение под
Малоярославцем

Тоже традиционное задание для Всероссийской Олимпиады по истории. Конечно же в 2.1. ответом будет земщина – относится к периоду опричнины, остальные – события Смутного времени.

2.2. Ф.С. Конь – зодчий второй половины XVIв., остальные – изобретатели XVIII-XIX вв

2.3. Сражение у д. Лесная – сражение в ходе Северной войны, остальные – в период Отечественной
войны 1812г.

Задание 3. Установите соответствие между государственными деятелями и их пр

Наши рекомендации