Понятие правовой помощи и источники

Термин «правовая помощь» используется как во внутригосу­дарственном, так и в международном праве.

Конституция РФ (ст. 48) гарантирует право каждого на по­лучение квалифицированной юридической помощи. Примени­тельно к международно-правовому регулированию категория правовой помощи имеет различные характеристики и соприка­сается с понятием правовой защиты.

Согласно двусторонним и многосторонним договорам (конвенциям) о правовой помощии правовых отношенияхпо гражданским, семейным и уголовным делам государства регла­ментируют два вида деятельности: 1) обеспечение гражданам договаривающихся сторон и лицам, проживающим на их тер­риториях, а также юридическим лицам прав и средств право­вой защиты наравне с собственными гражданами и юридиче­скими лицами; 2) развитие сотрудничества между учреждения­ми юстиции различных стран в целях оказания правовой помощи друг другу, а также другим органам и заинтересован­ным лицам.

Основными источниками международного права в этой об­ласти являются договоры (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях. Наибольшее распространение как в оте­чественной, так и в зарубежной практике получили двусторон­ние договоры, которые, как правило, регламентируют правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам.

СССР в разные годы заключил такие договоры почти с дву­мя десятками государств. В большинстве своем они в порядке правопреемства применяются Российской Федерацией; это до­говоры с Болгарией, Монголией, Венгрией, Чехословакией (ныне с Чехией и Словакией), Югославией (ныне с образовав­шимися на ее территории самостоятельными государствами), Финляндией, Кипром, Кубой и др. С некоторыми из стран

§ 1. Понятие правовой помощи и источники

(с Польшей) действуют новые договоры уже на уровне России. Между Российской Федерацией и КНР заключены два догово­ра—о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (19 июня 1992 г.) и выдаче (26 июня 1995 г.). Аналогичным об­разом осуществлена регламентация отношений между Россий­ской Федерацией и Республикой Индией — договоры о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам (оба от 21 декабря 1998 г.). Некоторые договоры (с Италией 1979 г., Канадой 1997 г., США 1999 г., Республикой Корея 1999 г.) рег­ламентируют только определенную сферу правовой помощи и правовых отношений: первый — по гражданским делам, после­дующие — по уголовным делам.

Активно развивается договорный процесс в этой сфере с но­выми государствами — бывшими союзными республиками. Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с Литвой, Латвией, Эстонией, с несколькими странами, входящими в СНГ. В рамках СНГ действует многосторонняя Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января

1993 г. (вступила в силу для Российской Федерации 10 декабря

1994 г.) с Протоколом 1997 г., внесшим ряд изменений и до­полнений.

7 октября 2002 г. руководителями стран СНГ на встрече в Кишеневе подписана новая Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (по данным на май 2003 г., не ратифицирована и не всту­пила в силу).

К числу многосторонних с участием Российской Федерации также относятся Конвенция по вопросам гражданского процес­са 1954 г., Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г., Конвенция о получе­нии за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г.

8 рамках Совета Европы действуют Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., которые вступили в силу для Российской Федерации 9 марта 2000 г.

422 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества

Особую группу составляют международные договоры, регла­ментирующие вопросы передачи осужденных для отбывания наказания. Для Российской Федерации сохраняет действие Конвенция 1978 г. о передаче лиц, осужденных к лишению сво­боды, для отбывания наказания в государстве, гражданами ко­торого они являются. В рамках СНГ 6 марта 1998 г. была приня­та Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (для Российской Федерации пока в силу не вступила). Двусторонние договоры (конвенции) о передаче осужденных Россия имеет с Финляндией (1990 г.), Латвией (1993 г.), Кипром (1996 г.), Испанией (1998 г.), Литвой (2001 г.). В числе уже подписанных и ожидающих ратификации и вступления в силу не менее 15 договоров различного направ­ления (в том числе с КНР, Грузией, Эстонией).

С международно-правовыми аспектами правовой помощи и правовых отношений непосредственно связаны соответствую­щие положения внутригосударственного законодательства. Имеются в виду ст. 7 ГК РФ и весь разд. VI (в части третьей), гл. XXI Основ законодательства РФ о нотариате, разд. V ГПК РФ, разд. V АПК РФ. В УК РФ вопросам выдачи посвящена ст. 13. Наиболее детальная регламентация правовой помощи по уголовным делам содержится в УПК РФ, в его части пятой «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства». В гл. 53 речь идет о порядке взаимодействия компе­тентных органов РФ и иностранных государств, в гл. 54 — о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора, в гл. 55 — о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Имеются также специальные акты, регламентирующие при­менение заключенных международных договоров о правовой помощи; в их числе указы Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О мерах по выполнению междуна­родных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам», от 21 июня 1988 г. «О призна­нии и исполнении в СССР решений иностранных судов и ар­битражей», от 10 августа 1979 г. «О порядке выполнения обяза­тельств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются».

§ 2. Общие вопросы правовой помощи

Общие вопросы правовой помощи

Договоры (конвенции) о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам в боль­шинстве своем охватывают однородный круг вопросов, о содер­жании и перечне которых можно судить по Конвенции СНГ от 22 января 1993 г. Она состоит из краткой преамбулы, опреде­ляющей основные задачи регламентации, и пяти разделов (три из них имеют по нескольку частей), включающих 87 статей.

Раздел I содержит общие положения, в нем две части: I — Правовая защита (ст. 1—3), II — Правовая помощь (ст. 4—19). Раздел II «Правовые отношения по гражданским и семейным делам» включает в себя пять частей: I — Компетенция (ст. 20— 22), II — Личный статус (ст. 23—25), III— Семейные дела (ст. 26—37), IV — Имущественные правоотношения (ст. 38— 43), V — Наследование (ст. 44—50). В разделе III«Признание и исполнение решений» (ст. 51—55) нет частей. Раздел IV «Пра­вовая помощь и правовые отношения по уголовным делам» имеет три части: I — Выдача (ст. 56—71), II — Осуществление уголовного преследования (ст. 12—П), III— Специальные по­ложения о правовой помощи по уголовным делам (ст. 78—80). В ст. 81—87 разд. V «Заключительные положения» сказано о во­просах применения Конвенции, о процедурных правилах ее вступления в силу, сроке действия и т. д.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 7 октября 2002 г., имеет аналогичную структуру первых трех разделов. В разд. IV с идентичным наименованием ч. I регла­ментирует поручения об оказании правовой помощи по уголов­ным делам, ч. IIпосвящена выдаче, часть III— осуществлению уголовного преследования, а часть IV — специальным положе­ниям.

Совершенно новой является ч. V, регламентирующая при­знание и исполнение приговоров. Завершается Конвенция тра­диционными нормами разд. V «Заключительные положения».

Согласно Конвенции и двусторонним договорам граждане каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории других договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, что и их соб­ственные граждане. Они имеют право свободно и беспрепятст-

424 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества

венно обращаться в суды, прокуратуру и другие учреждения юстиции соответствующих государств — участников договоров, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же усло­виях, что и собственные граждане этих государств.

Положения Конвенции и двусторонних договоров о право­вой помощи применяются также к юридическим лицам.

В каждом договоре определяется объем правовой помощи, которую оказывают друг другу учреждения юстиции госу­дарств, перечисляются (с некоторыми различиями) ее разно­видности. Согласно ст. 5 Конвенции СНГ, в редакции Прото­кола к ней от 28 марта 1997 г., это составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, передача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпев­ших, свидетелей, экспертов, розыск лиц, осуществление уго­ловного преследования, выдача лиц для привлечения их к уго­ловной ответственности, приведения приговора в исполнение, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнитель­ных надписей.

Как правило, предусмотрен государственный уровень сно­шений; при обращении с просьбами и при оказании правовой помощи суды и другие компетентные учреждения юстиции до­говаривающихся государств сносятся друг с другом через свои центральные органы; к ним относятся Министерство юстиции и Генеральная прокуратура.

Новая процедура установлена для стран СНГ названным выше Протоколом к Конвенции 1993 г. (ст. 5), а также новой Конвенцией 2002 г. (ст. 5): при оказании правовой помощи компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом че­рез свои центральные, территориальные и другие органы, если только Конвенцией не установлен иной порядок сношений. Каждое государство само определяет перечень своих централь­ных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляет депозитария, т. е. правительство Республики Беларусь.

Следует обратить внимание на решение вопроса о статусе свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов, которые по вызову явятся в учреж­дения юстиции другого (запрашивающего) государства. Эти ли-

§ 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам

ца не могут быть, независимо от их гражданства, привлечены на территории запрашивающего государства к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и под­вергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы; они не могут быть также привлече­ны к ответственности или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

В соответствии с некоторыми договорами (с Грецией, Фин­ляндией, Кипром, КНР и др.), а также в соответствии с Кон­венцией СНГ (ст. 192) просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может на­нести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства (в Конвенции 2002 г. - ст. 21).

Наши рекомендации