Цели и задачи учебной дисциплины. Целью изучения учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» является углубление имеющихся теоретических знаний и практических навыков в области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» является углубление имеющихся теоретических знаний и практических навыков в области государственной и муниципальной службы, позволяющее осуществлять самостоятельную научную и практическую деятельность в указанной государственно-правовой сфере.
Задачами изучения учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» являются:
1) изучить и уяснить положения федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о государственной и муниципальной службе;
2) выявить тенденции в законотворческом процессе в области права государственной и муниципальной службы;
3) проанализировать судебные решения и конкретные ситуации из практики по вопросам государственной и муниципальной службы;
4) изучить и обобщить зарубежный опыт правового регулирования, организации и реформирования публичной службы;
5) развить навыки, необходимые для научно-исследовательской работы.
1.2. Место дисциплины «Государственная и муниципальная служба» в структуре ОП магистратуры
Учебная дисциплина «Государственная и муниципальная служба» относится к профессиональному циклу (дисциплинам по выбору обучающегося) и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами ОП.
Необходимым условием уяснения вопросов государственной и муниципальной службы является владение студентом рядом общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), сформированными в результате освоения им:
1) дисциплин общенаучного цикла ОП:«Философия права», «Деловой иностранный язык»;
2) дисциплин профессионального цикла ОП: «История и методология юридической науки», «Актуальные проблемы конституционного и муниципального права», «Управление публичной собственностью и контрактная система» «Правовое регулирование градостроительной деятельности и ЖКХ».
«Входными» знаниями, умениями и готовностью обучающегося, необходимыми при освоении дисциплины «Государственная и муниципальная служба» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются: владение юридической терминологией, понятиями и категориями теории государства и права, конституционного и муниципального права, умение анализировать правовые нормы и практику их реализации, владение методами и способами получения информации, способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения, умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач в сферегосударственной и муниципальной службы, осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания.
Полученные знания и сформированные умения и навыки студента по итогам изучения дисциплины «Государственная и муниципальная служба» являются базовыми для прохождения студентом педагогической практики, научно-исследовательской практики, итоговой государственной аттестации, подготовки и защиты научно-исследовательской работы и выпускной магистерской квалификационной работы.
1.3. Компетенции выпускника ОП магистратуры, формируемые в результате освоения дисциплины «Государственная и муниципальная служба»
В результате освоения ОП магистратуры обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правоприменительной деятельности:
-способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
-способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
в организационно-управленческой деятельности:
-способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).
в научно-исследовательской деятельности:
-способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
Карта компетенций дисциплины «Государственная и муниципальная служба»
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий (лекции, семинар ские, практические, лабораторные) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||||
пороговый (удовл.) 61-75 баллов | базовый (хор.) 76-90 баллов | повышенный (отл.) 91-100 баллов | |||||
ПК-2 | Знает:Имеет общее представление 1) о формах реализации права: использовании, исполнении, применении, соблюдении, 2) о пределах действия нормативно-правовых актов в целом, а также действующих норм права в сфере государственного управления и др. | Знает:Имеет понимание 1) форм реализации права: использование, исполнение, применение, соблюдение, 2) пределов действия нормативно-правовых актов в целом, а также действующих норм права в сфере государственного управления и др. | Знает:Имеет глубокие знания в сфере форм реализации права: использование, исполнение, применение, соблюдение, 2) пределов действия нормативно-правовых актов в целом, а также действующих норм права в сфере государственного управления и др. | Семинары, самостоятельная работа | Собеседование на семинаре и экзамене. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Защита проекта, написание научной статьи. | ||
Умеет:В составе учебной группы осуществлять деятельность по реализации норм материального и процессуального права. | Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке осуществлять деятельность по реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. | Умеет:Самостоятельно осуществлять деятельность по реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. | |||||
Владеет:Начальными навыками использования, применения, исполнения, соблюдения норм права, в том числе в сфере государственного управления. | Владеет:Основными навыками использования, применения, исполнения, соблюдения норм права, в том числе в сфере государственного управления. | Владеет:Устойчивыми навыками в сфере использования, применения, исполнения, соблюдения норм права, в том числе в сфере государственного управления. | |||||
ПК-6 | Знает:Имеет общее представление об 1) общих категориях и понятиях, специальной терминологии в сфере антикоррупционного законодательства; 2) мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции; 3) мерах по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; 4) основных моделях проявления коррупции существующие в отечественной и зарубежной науке; 5) способах борьбы с коррупцией с помощь законодательного процесса и правоприменения. | Знает:Имеет понимание об 1) общих категориях и понятиях, специальной терминологии в сфере антикоррупционного законодательства; 2) мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции; 3) мерах по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; 4) основных моделях проявления коррупции существующие в отечественной и зарубежной науке; 5) способах борьбы с коррупцией с помощью законодательного процесса и правоприменения. | Знает:Имеет обширные знания об 1) общих категориях и понятиях, специальной терминологии в сфере антикоррупционного законодательства; 2) мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции; 3) мерах по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; 4) основных моделях проявления коррупции существующие в отечественной и зарубежной науке; 5) способах борьбы с коррупцией с помощью законодательного процесса и правоприменения. | Практика, самостоятельная работа | Отчет по практике, изучение научной литературы и правоприменительной практики. | ||
Умеет:Осуществлять деятельность в составе учебного коллектива / в типичной учебной ситуации по 1) выявлению причин коррупции – объективных и субъективных; 2) разработке новых и критическому анализу действующих антикоррупционных мер; 3) оценке сфер деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции, как в государственном, так и в международном масштабе; 4) определению допустимого и повышенного уровня коррупции; 5) отличию объективных и субъективных трудностей в борьбе с коррупцией; 6) выявлению, оценке и содействию пресечению коррупционного поведения, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы. | Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке осуществлять деятельность по 1) выявлению причин коррупции – объективных и субъективных; 2) разработке новых и критическому анализу действующих антикоррупционных мер; 3) оценке сфер деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции, как в государственном, так и в международном масштабе; 4) определению допустимого и повышенного уровня коррупции; 5) отличию объективных и субъективных трудностей в борьбе с коррупцией; 6) выявлению, оценке и содействию пресечению коррупционного поведения, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы. | Умеет:Самостоятельно / на практике осуществлять деятельность в составе учебного коллектива / в типичной учебной ситуации по 1) выявлению причин коррупции – объективных и субъективных; 2) разработке новых и критическому анализу действующих антикоррупционных мер; 3) оценке сфер деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции, как в государственном, так и в международном масштабе; 4) определению допустимого и повышенного уровня коррупции; 5) отличию объективных и субъективных трудностей в борьбе с коррупцией; 6) выявлению, оценке и содействию пресечению коррупционного поведения, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы. | |||||
Владеет:Начальными навыками 1) работы с индикаторами коррупции; 2) определения неконституционности коррупциогенных норм; 3) информационное обеспечение граждан в сфере борьбы с коррупцией, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы.; 4) формирования открытых ведомственных систем в целях борьбы с коррупцией; 5) анализа социального обеспечения чиновников в целях недопущения коррупционных проявлений. | Владеет:Основными навыками 1) работы с индикаторами коррупции; 2) определения неконституционности коррупциогенных норм; 3) информационное обеспечение граждан в сфере борьбы с коррупцией, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы.; 4) формирования открытых ведомственных систем в целях борьбы с коррупцией; 5) анализа социального обеспечения чиновников в целях недопущения коррупционных проявлений. | Владеет:Устойчивыми навыками 1) работы с индикаторами коррупции; 2) определения неконституционности коррупциогенных норм; 3) информационное обеспечение граждан в сфере борьбы с коррупцией, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы.; 4) формирования открытых ведомственных систем в целях борьбы с коррупцией; 5) анализа социального обеспечения чиновников в целях недопущения коррупционных проявлений. | |||||
ПК-7 | Знает:Имеет общее представление 1) о видах толкования нормы права (официальное: легальное, нормативное, казуальное, аутентичное; неофициальное: обыденное, профессиональное, доктринальное); 2) об актах официального толкования норм конституционного права. | Знает:Имеет понимание 1) видов толкования нормы права (официальное: легальное, нормативное, казуальное, аутентичное; неофициальное: обыденное, профессиональное, доктринальное); 2) актов официального толкования норм конституционного права. | Знает:Имеет глубокие знания в сфере 1) видов толкования нормы права (официальное: легальное, нормативное, казуальное, аутентичное; неофициальное: обыденное, профессиональное, доктринальное); 2) актов официального толкования норм конституционного права. | Семинары, самостоятельная работа | Собеседование на семинаре и экзамене.. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Защита проекта, написание научной статьи. | ||
Умеет:Осуществлять деятельность в составе учебной группы по профессиональному толкованию норм права, в том числе конституционного права, уяснять смысл официального толкования норм права, в том числе конституционного права. | Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке осуществлять по профессиональному толкованию норм права, в том числе конституционного права, уяснять смысл официального толкования норм права, в том числе конституционного права. | Умеет:Самостоятельно осуществлять по профессиональному толкованию норм права, в том числе конституционного права, уяснять смысл официального толкования норм права, в том числе конституционного права. | |||||
Владеет:Начальными навыками толкования правовых норм. | Владеет:Основными навыками толкования правовых норм. | Владеет:Устойчивыми навыками толкования правовых норм. | |||||
ПК-10 | Знает:Имеет общее представление об управленческих инновациях в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления | Знает:Имеет понимание значимости управленческих инновациях в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления | Знает:Имеет обширные знания об управленческих инновациях в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления | Семинары, самостоятельная работа | Собеседование на семинаре и экзамене. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Защита проекта, написание научной статьи. | ||
Умеет:Осуществлять деятельность в составе учебной группы по анализу управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления | Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления | Умеет:Самостоятельно анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления | |||||
Владеет:Начальными навыками использования управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления. | Владеет:Основными навыками использования управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления. | Владеет:Устойчивыми навыками использования управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления. | |||||
ПК-11 | Знает:Имеет общее представление об этапах научного исследования в области права, методах правового исследования, способах оформления результатов исследования, проблемах в сфере конституционного права и государственного управления, требующих исследования. | Знает:Имеет понимание этапов научного исследования в области права, методов правового исследования, способов оформления результатов исследования, проблем в сфере конституционного права и государственного управления, требующих исследования. | Знает:Имеет глубокие знания в сфере этапов научного исследования в области права, методов правового исследования, способов оформления результатов исследования, проблем в сфере конституционного права и государственного управления, требующих исследования. | Семинары, самостоятельная работа | Собеседование на семинаре и экзамене.. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Самостоятельные исследовательские задания. Защита проекта, написание научной статьи. | ||
Умеет:Осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе учебной группы. | Умеет:Осуществлять научно-исследовательскую деятельность самостоятельно при консультативной поддержке. | Умеет:Самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность. | |||||
Владеет:Начальными навыками проведения одного или нескольких видов исследования в области права (историческое, теоретическое, фундаментальное, прикладное, сравнительно-правовое) с использованием одного или нескольких методов научного исследования (сравнительно-правового, формально-логического, диалектического, статистического и др.) | Владеет:Основными навыками проведения нескольких видов исследования в области права (историческое, теоретическое, фундаментальное, прикладное, сравнительно-правовое) с использованием различных методов научного исследования (сравнительно-правового, формально-логического, диалектического, статистического и др.) | Владеет:Устойчивыми навыками проведения различных научных исследований в области права (историческое, теоретическое, фундаментальное, прикладное, сравнительно-правовое) с использованием различных методов научного исследования (сравнительно-правового, формально-логического, диалектического, статистического и др.) | |||||
1. Трудоемкость дисциплины.
Очная форма обучения. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен, контрольная. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.
Заочная форма обучения. Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – экзамен, контрольная. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1.1
Тематический план
(очная форма обучения)
№ | тема | недели семестра | виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | из них в интерактивной форме | формы контроля | ||
лекции | семинарские (практические) занятия сс | самостоятельная работа* | |||||
1. | Введение в учебный курс «Государственная и муниципальная служба» | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
2. | Теоретические и правовые основы государственной и муниципальной службы | 1-2 | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
3. | Исторический опыт становления и развития государственной и муниципальной службы России | 2-3 | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
4. | Бюрократия и бюрократизм в системе государственной и муниципальной службы | 3-4 | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
5. | Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего | 4-5 | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
6. | Поощрения и юридическая ответственность государственного гражданского служащего | 5-6 | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
7. | Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение ее | 6-7 | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
8. | Управление государственной службой Российской Федерации | 7-8 | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
Федеральная государственная служба | 8-9 | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации | 9-10 | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы | 10-11 | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы | 11-12 | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих | 12-13 | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации | 13-14 | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Опыт организации, правового регулирования и реформирования государственной службы в странах-лидерах | 14-15 | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Итого | экзамен | ||||||
Из них в интерактивной форме |
* - Самостоятельная работа, включая иные виды работ
Таблица 1.2
Тематический план
(заочная форма обучения)
№ | тема | виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | из них в интерактивной форме | формы контроля | ||
лекции | семинарские (практические) занятия сс | самостоятельная работа* | ||||
1. | Введение в учебный курс «Государственная и муниципальная служба» | ответ на семинаре | ||||
2. | Теоретические и правовые основы государственной и муниципальной службы | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
3. | Исторический опыт становления и развития государственной и муниципальной службы России | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
4. | Бюрократия и бюрократизм в системе государственной и муниципальной службы | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
5. | Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
6. | Поощрения и юридическая ответственность государственного гражданского служащего | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
7. | Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение ее | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
8. | Управление государственной службой Российской Федерации | ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация | ||||
Федеральная государственная служба | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Опыт организации, правового регулирования и реформирования государственной службы в странах-лидерах | ответ на семинаре, слайдовая презентация | |||||
Итого | экзамен | |||||
Из них в интерактивной форме |
* - Самостоятельная работа, включая иные виды работ
Таблица 2.1
Планирование самостоятельной работы студентов
(очная форма обучения)
№ | Темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | |
обязательные | дополнительные | ||||
Введение в учебный курс «Государственная и муниципальная служба» | изучение теоретических материалов | оформление слайдовой презентации | |||
Теоретические и правовые основы государственной и муниципальной службы | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 1-2 | ||
Исторический опыт становления и развития государственной и муниципальной службы России | изучение теоретических материалов; подготовка доклада; составление схемы | оформление слайдовой презентации | 2-3 | ||
Бюрократия и бюрократизм в системе государственной и муниципальной службы | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 3-4 | ||
Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 4-5 | ||
Поощрения и юридическая ответственность государственного гражданского служащего | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 5-6 | ||
Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение ее | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 6-7 | ||
Управление государственной службой Российской Федерации | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 7-8 | ||
Федеральная государственная служба | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 8-9 | ||
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 9-10 | ||
Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 10-11 | ||
Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 11-12 | ||
Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 12-13 | ||
Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 13-14 | ||
Опыт организации, правового регулирования и реформирования государственной службы в странах-лидерах | изучение теоретических материалов; подготовка доклада | оформление слайдовой презентации | 14-15 | ||
ИТОГО: |
Таблица 2.2
Планирование самостоятельной работы студентов
(заочная форма обучения)