Цели и задачи учебной дисциплины. Целью изучения учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» является углубление имеющихся теоретических знаний и практических навыков в области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью изучения учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» является углубление имеющихся теоретических знаний и практических навыков в области государственной и муниципальной службы, позволяющее осуществлять самостоятельную научную и практическую деятельность в указанной государственно-правовой сфере.

Задачами изучения учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» являются:

1) изучить и уяснить положения федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о государственной и муниципальной службе;

2) выявить тенденции в законотворческом процессе в области права государственной и муниципальной службы;

3) проанализировать судебные решения и конкретные ситуации из практики по вопросам государственной и муниципальной службы;

4) изучить и обобщить зарубежный опыт правового регулирования, организации и реформирования публичной службы;

5) развить навыки, необходимые для научно-исследовательской работы.

1.2. Место дисциплины «Государственная и муниципальная служба» в структуре ОП магистратуры

Учебная дисциплина «Государственная и муниципальная служба» относится к профессиональному циклу (дисциплинам по выбору обучающегося) и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами ОП.

Необходимым условием уяснения вопросов государственной и муниципальной службы является владение студентом рядом общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), сформированными в результате освоения им:

1) дисциплин общенаучного цикла ОП:«Философия права», «Деловой иностранный язык»;

2) дисциплин профессионального цикла ОП: «История и методология юридической науки», «Актуальные проблемы конституционного и муниципального права», «Управление публичной собственностью и контрактная система» «Правовое регулирование градостроительной деятельности и ЖКХ».

«Входными» знаниями, умениями и готовностью обучающегося, необходимыми при освоении дисциплины «Государственная и муниципальная служба» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются: владение юридической терминологией, понятиями и категориями теории государства и права, конституционного и муниципального права, умение анализировать правовые нормы и практику их реализации, владение методами и способами получения информации, способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения, умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач в сферегосударственной и муниципальной службы, осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания.

Полученные знания и сформированные умения и навыки студента по итогам изучения дисциплины «Государственная и муниципальная служба» являются базовыми для прохождения студентом педагогической практики, научно-исследовательской практики, итоговой государственной аттестации, подготовки и защиты научно-исследовательской работы и выпускной магистерской квалификационной работы.

1.3. Компетенции выпускника ОП магистратуры, формируемые в результате освоения дисциплины «Государственная и муниципальная служба»

В результате освоения ОП магистратуры обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

-способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

-способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

в организационно-управленческой деятельности:

-способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).

в научно-исследовательской деятельности:

-способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

Карта компетенций дисциплины «Государственная и муниципальная служба»

Код компетенции Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП Виды занятий (лекции, семинар ские, практические, лабораторные) Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
пороговый (удовл.) 61-75 баллов базовый (хор.) 76-90 баллов повышенный (отл.) 91-100 баллов
ПК-2 Знает:Имеет общее представление 1) о формах реализации права: использовании, исполнении, применении, соблюдении, 2) о пределах действия нормативно-правовых актов в целом, а также действующих норм права в сфере государственного управления и др. Знает:Имеет понимание 1) форм реализации права: использование, исполнение, применение, соблюдение, 2) пределов действия нормативно-правовых актов в целом, а также действующих норм права в сфере государственного управления и др. Знает:Имеет глубокие знания в сфере форм реализации права: использование, исполнение, применение, соблюдение, 2) пределов действия нормативно-правовых актов в целом, а также действующих норм права в сфере государственного управления и др. Семинары, самостоятельная работа Собеседование на семинаре и экзамене. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Защита проекта, написание научной статьи.
Умеет:В составе учебной группы осуществлять деятельность по реализации норм материального и процессуального права. Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке осуществлять деятельность по реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Умеет:Самостоятельно осуществлять деятельность по реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.    
Владеет:Начальными навыками использования, применения, исполнения, соблюдения норм права, в том числе в сфере государственного управления. Владеет:Основными навыками использования, применения, исполнения, соблюдения норм права, в том числе в сфере государственного управления. Владеет:Устойчивыми навыками в сфере использования, применения, исполнения, соблюдения норм права, в том числе в сфере государственного управления.
ПК-6 Знает:Имеет общее представление об 1) общих категориях и понятиях, специальной терминологии в сфере антикоррупционного законодательства; 2) мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции; 3) мерах по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; 4) основных моделях проявления коррупции существующие в отечественной и зарубежной науке; 5) способах борьбы с коррупцией с помощь законодательного процесса и правоприменения. Знает:Имеет понимание об 1) общих категориях и понятиях, специальной терминологии в сфере антикоррупционного законодательства; 2) мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции; 3) мерах по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; 4) основных моделях проявления коррупции существующие в отечественной и зарубежной науке; 5) способах борьбы с коррупцией с помощью законодательного процесса и правоприменения. Знает:Имеет обширные знания об 1) общих категориях и понятиях, специальной терминологии в сфере антикоррупционного законодательства; 2) мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции; 3) мерах по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; 4) основных моделях проявления коррупции существующие в отечественной и зарубежной науке; 5) способах борьбы с коррупцией с помощью законодательного процесса и правоприменения. Практика, самостоятельная работа Отчет по практике, изучение научной литературы и правоприменительной практики.
Умеет:Осуществлять деятельность в составе учебного коллектива / в типичной учебной ситуации по 1) выявлению причин коррупции – объективных и субъективных; 2) разработке новых и критическому анализу действующих антикоррупционных мер; 3) оценке сфер деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции, как в государственном, так и в международном масштабе; 4) определению допустимого и повышенного уровня коррупции; 5) отличию объективных и субъективных трудностей в борьбе с коррупцией; 6) выявлению, оценке и содействию пресечению коррупционного пове​дения, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы. Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке осуществлять деятельность по 1) выявлению причин коррупции – объективных и субъективных; 2) разработке новых и критическому анализу действующих антикоррупционных мер; 3) оценке сфер деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции, как в государственном, так и в международном масштабе; 4) определению допустимого и повышенного уровня коррупции; 5) отличию объективных и субъективных трудностей в борьбе с коррупцией; 6) выявлению, оценке и содействию пресечению коррупционного поведения, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы. Умеет:Самостоятельно / на практике осуществлять деятельность в составе учебного коллектива / в типичной учебной ситуации по 1) выявлению причин коррупции – объективных и субъективных; 2) разработке новых и критическому анализу действующих антикоррупционных мер; 3) оценке сфер деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции, как в государственном, так и в международном масштабе; 4) определению допустимого и повышенного уровня коррупции; 5) отличию объективных и субъективных трудностей в борьбе с коррупцией; 6) выявлению, оценке и содействию пресечению коррупционного пове​дения, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы.
Владеет:Начальными навыками 1) работы с индикаторами коррупции; 2) определения неконституционности коррупциогенных норм; 3) информационное обеспечение граждан в сфере борьбы с коррупцией, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы.; 4) формирования открытых ведомственных систем в целях борьбы с коррупцией; 5) анализа социального обеспечения чиновников в целях недопущения коррупционных проявлений. Владеет:Основными навыками 1) работы с индикаторами коррупции; 2) определения неконституционности коррупциогенных норм; 3) информационное обеспечение граждан в сфере борьбы с коррупцией, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы.; 4) формирования открытых ведомственных систем в целях борьбы с коррупцией; 5) анализа социального обеспечения чиновников в целях недопущения коррупционных проявлений. Владеет:Устойчивыми навыками 1) работы с индикаторами коррупции; 2) определения неконституционности коррупциогенных норм; 3) информационное обеспечение граждан в сфере борьбы с коррупцией, в частности, при помощи изучения государственной и муниципальной службы.; 4) формирования открытых ведомственных систем в целях борьбы с коррупцией; 5) анализа социального обеспечения чиновников в целях недопущения коррупционных проявлений.
ПК-7 Знает:Имеет общее представление 1) о видах толкования нормы права (официальное: легальное, нормативное, казуальное, аутентичное; неофициальное: обыденное, профессиональное, доктринальное); 2) об актах официального толкования норм конституционного права. Знает:Имеет понимание 1) видов толкования нормы права (официальное: легальное, нормативное, казуальное, аутентичное; неофициальное: обыденное, профессиональное, доктринальное); 2) актов официального толкования норм конституционного права. Знает:Имеет глубокие знания в сфере 1) видов толкования нормы права (официальное: легальное, нормативное, казуальное, аутентичное; неофициальное: обыденное, профессиональное, доктринальное); 2) актов официального толкования норм конституционного права. Семинары, самостоятельная работа Собеседование на семинаре и экзамене.. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Защита проекта, написание научной статьи.
Умеет:Осуществлять деятельность в составе учебной группы по профессиональному толкованию норм права, в том числе конституционного права, уяснять смысл официального толкования норм права, в том числе конституционного права. Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке осуществлять по профессиональному толкованию норм права, в том числе конституционного права, уяснять смысл официального толкования норм права, в том числе конституционного права. Умеет:Самостоятельно осуществлять по профессиональному толкованию норм права, в том числе конституционного права, уяснять смысл официального толкования норм права, в том числе конституционного права.
Владеет:Начальными навыками толкования правовых норм. Владеет:Основными навыками толкования правовых норм. Владеет:Устойчивыми навыками толкования правовых норм.
ПК-10 Знает:Имеет общее представление об управленческих инновациях в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления Знает:Имеет понимание значимости управленческих инновациях в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления Знает:Имеет обширные знания об управленческих инновациях в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления Семинары, самостоятельная работа Собеседование на семинаре и экзамене. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Защита проекта, написание научной статьи.
Умеет:Осуществлять деятельность в составе учебной группы по анализу управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления Умеет:Самостоятельно при консультативной поддержке анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления Умеет:Самостоятельно анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления
Владеет:Начальными навыками использования управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления. Владеет:Основными навыками использования управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления. Владеет:Устойчивыми навыками использования управленческих инноваций в профессиональной деятельности, в том числе в сфере государственного управления.
ПК-11 Знает:Имеет общее представление об этапах научного исследования в области права, методах правового исследования, способах оформления результатов исследования, проблемах в сфере конституционного права и государственного управления, требующих исследования. Знает:Имеет понимание этапов научного исследования в области права, методов правового исследования, способов оформления результатов исследования, проблем в сфере конституционного права и государственного управления, требующих исследования. Знает:Имеет глубокие знания в сфере этапов научного исследования в области права, методов правового исследования, способов оформления результатов исследования, проблем в сфере конституционного права и государственного управления, требующих исследования. Семинары, самостоятельная работа Собеседование на семинаре и экзамене.. Активность на семинарском занятии (решение задач, доклады, ответы на теоретические вопросы, представление проектов и др.) Контрольные работы, самостоятельные работы, тест. Самостоятельные исследовательские задания. Защита проекта, написание научной статьи.
Умеет:Осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе учебной группы. Умеет:Осуществлять научно-исследовательскую деятельность самостоятельно при консультативной поддержке. Умеет:Самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность.
Владеет:Начальными навыками проведения одного или нескольких видов исследования в области права (историческое, теоретическое, фундаментальное, прикладное, сравнительно-правовое) с использованием одного или нескольких методов научного исследования (сравнительно-правового, формально-логического, диалектического, статистического и др.) Владеет:Основными навыками проведения нескольких видов исследования в области права (историческое, теоретическое, фундаментальное, прикладное, сравнительно-правовое) с использованием различных методов научного исследования (сравнительно-правового, формально-логического, диалектического, статистического и др.) Владеет:Устойчивыми навыками проведения различных научных исследований в области права (историческое, теоретическое, фундаментальное, прикладное, сравнительно-правовое) с использованием различных методов научного исследования (сравнительно-правового, формально-логического, диалектического, статистического и др.)
               

1.​ Трудоемкость дисциплины.

Очная форма обучения. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен, контрольная. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.

Заочная форма обучения. Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – экзамен, контрольная. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1.1

Тематический план

(очная форма обучения)

тема недели семестра виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. из них в интерактивной форме формы контроля
лекции семинарские (практические) занятия сс самостоятельная работа*
1. Введение в учебный курс «Государственная и муниципальная служба»     ответ на семинаре, слайдовая презентация
2. Теоретические и правовые основы государственной и муниципальной службы   1-2   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
3. Исторический опыт становления и развития государственной и муниципальной службы России 2-3   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
4. Бюрократия и бюрократизм в системе государственной и муниципальной службы 3-4     ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
5. Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего 4-5   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
6. Поощрения и юридическая ответственность государственного гражданского служащего 5-6   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
7. Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение ее 6-7   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
8. Управление государственной службой Российской Федерации   7-8   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
Федеральная государственная служба 8-9   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации 9-10   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы 10-11   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы 11-12   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих 12-13   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации 13-14   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Опыт организации, правового регулирования и реформирования государственной службы в странах-лидерах 14-15   ответ на семинаре, слайдовая презентация
  Итого   экзамен
  Из них в интерактивной форме        

* - Самостоятельная работа, включая иные виды работ

Таблица 1.2

Тематический план

(заочная форма обучения)

тема виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. из них в интерактивной форме формы контроля
лекции семинарские (практические) занятия сс самостоятельная работа*
1. Введение в учебный курс «Государственная и муниципальная служба»     ответ на семинаре
2. Теоретические и правовые основы государственной и муниципальной службы   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
3. Исторический опыт становления и развития государственной и муниципальной службы России   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
4. Бюрократия и бюрократизм в системе государственной и муниципальной службы   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
5. Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
6. Поощрения и юридическая ответственность государственного гражданского служащего   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
7. Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение ее   ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
8. Управление государственной службой Российской Федерации     ответ на семинаре, доклад, слайдовая презентация
Федеральная государственная служба   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы ответ на семинаре, слайдовая презентация
Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы ответ на семинаре, слайдовая презентация
Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих   ответ на семинаре, слайдовая презентация
Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации ответ на семинаре, слайдовая презентация
Опыт организации, правового регулирования и реформирования государственной службы в странах-лидерах ответ на семинаре, слайдовая презентация
  Итого экзамен
  Из них в интерактивной форме      

* - Самостоятельная работа, включая иные виды работ

Таблица 2.1

Планирование самостоятельной работы студентов

(очная форма обучения)

Темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
Введение в учебный курс «Государственная и муниципальная служба» изучение теоретических материалов   оформление слайдовой презентации  
Теоретические и правовые основы государственной и муниципальной службы изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 1-2
Исторический опыт становления и развития государственной и муниципальной службы России изучение теоретических материалов; подготовка доклада; составление схемы оформление слайдовой презентации 2-3
Бюрократия и бюрократизм в системе государственной и муниципальной службы изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 3-4  
Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 4-5
Поощрения и юридическая ответственность государственного гражданского служащего изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 5-6
Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение ее изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 6-7
Управление государственной службой Российской Федерации изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 7-8
Федеральная государственная служба изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 8-9
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 9-10
Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 10-11
Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 11-12
Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных гражданских и муниципальных служащих изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 12-13
Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 13-14
Опыт организации, правового регулирования и реформирования государственной службы в странах-лидерах изучение теоретических материалов; подготовка доклада оформление слайдовой презентации 14-15
ИТОГО:

Таблица 2.2

Планирование самостоятельной работы студентов

(заочная форма обучения)

Наши рекомендации