Проблема обоснованности мнений.
Серьезной проблемой является стихийность и несистемность стратегических коммуникаций в связи с недооценкой, неразработанностью или неясностью многих стратегических вопросов. В то же время от их решения, а также от информирования и вовлечения населения в их обсуждение зависит качество решений и их исполнения и в конечном итоге судьбы страны, города, важнейших отраслей производства, науки, культуры, да и каждого человека.
Руководство страны и регионов должны проводить более системную политику по анализу, информированию и обсуждению стратегических вопросов с населением.
Журналистам и другим специалистам по коммуникациям необходимо лучше разбираться в вопросах стратегии и в практической деятельности, выделять их в потоке событий и сообщений. Естественно, это следует делать уже в процессе подготовки.
Каждому гражданину следует учиться не только иметь свою позицию и выражать свое мнение, но искать наиболее правильное и критически относиться не только к властям, но и к самим себе. Для этого необходимо владеть общенаучными методами системного, циклического, спектрально-диалектического познания.
В системном плане необходима оценка России как типа системы и ее элементной базы. Возможно, это тип специфической кентаврической системы и людей с определенной неорганичностью знаний и деловых, жизненно важных качеств, что затрудняет прогресс и ведет к серьезным аномалиям коррупционного, алкогольного, анархического свойств.
В циклическом аспекте необходимо понимание современного этапа развития как нового цикла, в котором видна очередная попытка рывка, но без достаточно подготовленной духовно-идеологической и социально-экономической базы. Кризис 2008-2009 годов оказался неожиданным и для практиков бизнеса и теоретиков. Превалировала эволюционная логика движения по принципу «все выше и выше…». Ее преодоление стало очередным примером реактивного, а не проактивного стратегического мышления. В прогнозировании будущего необходимо разрабатывать не просто сценарии с разными темпами развития, а предусматривать возможные «перерывы постепенности», связанные с кризисными явлениями циклического характера.
И спектральный подход связан с выявлением, анализом реальной противоречивости проблем, позиций, мнений с поиском наиболее эффективных. Для этого и нужна свобода СМИ, партий, мнений. Но она может дать эффект только с соблюдения общего критерия роста благосотсояния всего народа, а не только бюрократии и бизнеса.
Заключение. МК в современном мире
Современный мир после окончания холодной войны и двухполюсного противостояния находится в поиске между однополюсной и многополюсной моделями развития. В МК всех стран много общего, хотя имеются концептульные различия и особенности регионального и национально-культурного свойства.
Глобальные социально-политические изменения сопровождаются и стимулируются информационно-коммуникационной революцией, связанной с созданием глобальной системы Интернета. Создается основа для формирования единого информационного общества. Но это пока только основа, потому что в мире существуют серьезные различия в доступе к информационно-коммуникативным технологиям.
СМК разделились на традиционные и нетрадиционные. Соотношение между ними будет постепенно меняться в пользу Интернета как глобального электронного СМК. Интернетизация – это ядро или мэйнстрим процесса информационно-коммуникативной глобализации, имеющей содержательный и технологический аспекты. Содержательная сторона связана с формированием гражданского общества и публичной сферы, а технологическая предполагает развитие коммуникационной инфраструктуры.
Ведущую роль в этом процессе играют развитые страны и, первую очередь, США. На современном рынке все более значимую роль играют транснациональные медиа корпорации. Сегодняшнее лицо информационного мира определяют несколько десятков ТНК, входящих в тысячу самых крупных корпораций. Национальные СМК испытывают возрастающую зависимость от мирового медиа рынка.
Но эта тенденция глобализации сталкивается с национально-культурной локализацией. Даже, если небольшая газета в России тиражом в несколько тысяч экземпляров делает свой сайт в Интернете, она уже превращается в глобальное СМК. Причем, перевод на английский не всегда обязателен, потому что люди разных национальностей во всем мире получают возможность читать ее на своем языке. На этом примере хорошо видно как глобализация не отменяет регионализацию. Любой уголок планеты с населяющим ее народом получает выход в коммуникационный «космос» с сохранением своих особенностей.
Интернет позволяет осуществлять связь между глобальным и российским пространством, а также между общероссийскими и местными информационными структурами. Российская часть Интернета – Рунет – играет интегрирующую роль в плане доступа к индивидуальной и массовой информации.
Традиционные СМК используют Интернет для своего распространения как в мире, так и в регионах в аудиовизуальной и текстовой формах.
Возникли и принципиально новые СМК – электронные газеты. Они постоянно обновляются, материал делается свехоперативно - одновременно с событием. Развиваются информационные агентства.
Движение к информационно- коммуникативному обществу сдерживается трудностями доступа к средствам связи, к компьютерам и Интернету, связанными с разными потребностями и возможностями населения.
Преобразования российских СМК из советских в постсоветские осуществлялись под общим знаком демократизации, но во многом стихийно и не в строгом соответствии с либертарианской теорией. Не было ни глубокого знания, ни тем более традиций и опыта. Переходный период предполагает борьбу противоположных сил с крайностями вседозволенности и авторитаризма. Реальность показала действие разных вариантов рассмотренных выше теорий в смешанном “кентаврическом” режиме.
Вместе с тем общий вектор преобразований, несмотря на все колебания и гремучие смеси, просматривается совершенно четко в ряде тенденций, в анализ которых внесли существенный вклад московские исследователи. Развитие отечественных СМК шло под одновременным воздействием революционных социальных и технических изменений.
За короткий срок российские СМК, по выражению Я. Засурского, проделали значительную часть пути по превращению из «гадкого утенка в прекрасного лебедя».
Вместо вертикальной и партийной системы СМК возникла горизонтальная плюралистическая структура. Распалась командно-административная система управления. Исчезла вертикаль прессы от “Правды” до районной газеты. Возникли автономные издания, радио, телеканалы.
По форме собственности СМК делятся на государственные и частные. Возникли бесплатные информационные издания.
Появилось новое деление прессы на элитную, качественную и массовую, бульварную. К первой относят в первую очедь финансово-экономические издания, а ко второй – прессу с эклектическим набором информации и желтую прессу.
На лидерские позиции выдвинулось телевидение. Сократилась подписка на газеты и журналы в пользу просмотра телепередач.
Реклама и связи с общественностью стали важной частью всех видов СМК прежде всего как источники финансирования. В медиакомпаниях возникли новые рекламные и пиаровские отделы, социологические службы. Становятся все более нужными для рекламодателей местные СМК.
Происходит дальнейшая дифференциация СМК по интересам социально-демографических групп. Будут создаваться новее каналы и радио, нацеленные на различные проблемы или аудитории. В связи с этим падает доля федеральных телеканалов.
Растет численность электронных изданий в Интернете. Усиливается интеграция Интернета, телевидения и «бумажных» изданий.
Развивается интерактивность. СМК превращаются не только в источник информации, но и в участника диалога с читателями, слушателями и зрителями.
На телевидении уменьшилась аналитика в пользу резкого увеличения развлекательности. Наряду с использованием зарубежных образцов растет отечественная продукция, особенно сериалы и фильмы. Аналитические возможности сохраняют печатные издания.
Для мэйнстрима СМК характерна культивация образов успешных публичных людей и «хорошей жизни». Вместе с тем у многих сохраняется ностальгия по прошлому, что проявляется в сохранении интереса к фильмам и музыкальным произведениям второй половины ХХ века.
Плюрализм и свобода СМК, особенно коммерческих, сочетается с определенной политикой централизации федеральных каналов и печати.
Отечественные СМК находятся в поиске своего пути на основе изучения и использования мирового опыта в сочетании с самотстоятельным творчеством. В связи с этим массовым коммуникаторам необходимо хорошо знать и применять на практике современные теории массовых коммуникаций.
Основная литература
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. М., 2005.
Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
Винтерхофф-Шпурк П. Медипсихология. Харьков,2007.
Дениз Э., Мэррил Э. Беседы о массмедиа. М. 1997.
С.Кара-Мурза, С.Смирнов «Манипуляция сознанием – 2». М., 2009.
Медиа: Введение. Под ред.А.Бриггза, П.Кобли. Пер. с англ.- М.,2005.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999. 4.Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. Киев, 2008.
Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004.
Свитич Л, Ширяева А. Российский журналист и журналистское образование. М., 2006.
Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.
Система средств массовой информации России: Уч. пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М. 2001.
Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской научно-практической конференции – СПб. 2009, 2010, 2011.
Средства массовой информации постсоветской России: Уч. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.
Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М. 2003.
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., 2004.
Яковлев И. П. Стратегические коммуникации. СПб., 2006.
Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2007.
Яковлев И.П. Элементы общей и прикладной коммуникологии.- СПб,.2010.
Вaran St. J., Davis D.K. Mass Communication Theory. Califfornia, 1995.
Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. NewYork, 1999.
Интернет-источники
Сайт ТNS Gallup Media
Сайт Центра стратегических разработок (ЦСР» - www.csr.ru
Сайт Фонда «Институт современного развития» (ИНСОР) – www.insor.ru
Сайт Российского института стратегических исследований (РИСИ) – www.riss.ru
Сайт института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) – www.icss.ru
Сайт Института стратегических оценок и анализа - www.isoa.ru
Сайт «Левада Центр» – www.levada.ru и др. сайты: ВЦИОМ, ФОМ
Сайты журналов «Стратегия России», «Проблемы национальной стратегии».
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Общая теория коммуникации
1.1.Гуманитарно-социальная коммуникация
1.2.Исторические вехи коммуникаций и теории массмедиа
1.3.Информационная теория и закон эффективного информирования
1.4.Семиотика коммуникаций и закон эффективного воздействия
Глава 2.Массмедиа как социальный институт
2.1.Функции массовых коммуникаций
2.2.Информационно-коммуникативное пространство России.
Глава 3.Эффекты массмедиа
3.1. Типы эффектов
3.2.Причины и факторы эффектов
3.3.Информационные медиаэффекты
3.4.Эффекты воздействия
Глава 4. Теории процесса массовой коммуникации
4.1.Теория «привратника»
4.2.Теория «повестки дня»
4.3.Теория культивации
Глава 5.Взаимодействие СМК и аудитории
5.1.Теория неограниченного влияния
5.2.Теория ограниченного влияния
5.3.Теория активной аудитории
5.4.Постмодернизм и гипериндивидуализм
5.5.Теория социальной ответственности
5.6.Теория и практика рейтингов
Глава 6.Массовые коммуникации в разных общественных системах
6.1.Тоталитарная теория
6.2.Авторитарная теория
6.3.Либертарианская теория
6.4.Анархизм и постмодернизм
6.5.Социальная ответственность СМК и власти.
Глава 7.Детерминистские теории
7.1.Технологический детерминизм.
7.2.Культуральный детерминизм.
7.3 Социально-классовый детерминизм
Глава 8 Структурно-спектральный подход
8.1.Структурализм о коммуникациях
8.2.Спектрально-диалектический подход
8.3.Спектр мнений в СМК
Глава 9.Стратегические коммуникации
9.1.Стратегия и коммуникации
9.2.Информационно-коммуникативные аспекты стратегии страны
Заключение. МК в современном мире
Литература