Реализация принципов и механизмов кадровой политики в условиях Северо-Кавказского региона
Практическое задание № 4
Деловая игра «Концепция кадровой политики в органах
Государственной власти региона»
1. Цель деловой игры:
1. Сформировать у участников реальные представления о современной кадровой ситуации в регионе, обусловливающей эффективность государственного и муниципального управления.
2. Освоение навыков и практических подходов к анализу, оценке конкретных проблем кадровых процессов и выработке оптимальных путей их реализации.
3. Развитие творческого мышления участников игры, способностей эффективно взаимодействовать друг с другом при принятии коллективных оптимальных решений по реализации проблем.
П. Введение
Необходимость разработки и реализации государственной кадровой политики обусловлена не только противоречивыми процессами перехода России к демократии, но и становлением российской государственности, социально-ориентированной рыночной экономики, формированием гражданского общества. А это требует создания новой модели государственного регулирования кадровых процессов. Поэтому кадровая политика руководства региона должна быть направлена не только на решение задач переходного периода, но и на перспективу развития государства и гражданского общества.
Концепция кадровой политики в органах государственной власти региона - это система современных взглядов, принципов, приоритетов и направлений работы с государственными служащими.
Она определяет задачи кадровой политики в органах исполнительной власти, воздействует на кадровую работу в органах местного самоуправления, учитывает специфические социокультурные и национальные особенности региона.
Концепция предусматривает практические задачи по формированию и совершенствованию кадрового потенциала: разработку и внедрение системы отбора персонала госслужбы, профессиональное развитие, систематическое обновление кадров, формирование резерва, обеспечение правовой и социальной защиты госслужащих, координацию деятельности региональных органов, занимающихся работой с кадрами и др.
Механизм осуществления Концепции представляет: систему консультаций, открытые конкурсы, квалификационные экзамены, аттестацию, тестирование, стажировки, учебу резерва, моральное и материальное поощрение, систему отставок госслужащих, служебный и общественный контроль за деятельностью должностных лиц. Особое место в содержании концепции занимает подготовка резерва госслужбы и координация деятельности кадровых служб различных ведомств с управлением по работе с кадрами администрации региона, эффективное использование различных технологий кадровой деятельности.
Концепция кадровой политики региона предусматривает в кадровой деятельности согласование и взаимосвязь с другими региональными программами (социальными, правовыми и информационными), а также научное, информационно-аналитическое, пропагандистское и финансовое обеспечение и общественный контроль за действующими процессами по формированию и развитию кадрового потенциала.
III. Исходная информация
Два года назад Указом Президента одной из Северо-Кавказских республик была введена в действие «Концепция кадровой политики в органах государственной власти республики». Были также утверждены: «Положение «О Совете по кадровой политике при президенте республики» и состав Совета.
Недавно по поручению Президента республики Главное контрольное управление проверило ход реализации задач концепции, функционирование механизма формирования и совершенствования кадрового потенциала, выполнение первоочередных и перспективных мероприятий в органах исполнительной власти.
Было установлено, что реализация Концепции осуществляется на региональном, ведомственных и муниципальных уровнях, имеются подробные планы мероприятий выполнения первоочередных задач. В большинстве ведомств и аппаратах администрации Президента и Правительства республики проведена аттестация, стали практиковаться открытые конкурсы, повсеместно сформирован резерв на замещение, организовано его обучение. В принятом региональном законе оговорены правовые и социальные гарантии государственных служащих. В средствах массовой информации стали чаще освещаться кадровые вопросы, публиковаться критические объективные материалы о негативных фактах деятельности отдельных подразделений госслужбы.
В рамках Концепции сформирована и осуществляется программа «Молодые кадры», предусматривающая подготовку и адаптацию способных и профессионально подготовленных молодых людей на ответственные участки управленческой деятельности. Укрепляются связи со СКАГС.
Проведено несколько заседаний Совета по кадровой политике при Президенте Республики, на которых обсуждались вопросы организационно-методического и контрольного характера. В то же время, как выяснилось в ходе проверки:
1) некоторые принятые в последнее время нормативные акты по кадровой работе не являются необходимыми и противоречат федеральным законам, Указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
2) по-прежнему остается проблемой наличие профильногообразования у некоторых руководителей ведомств и специалистов. В аппарате Администрации Президента лишь четверть состава персонала имеют второе образование или диплом переподготовки в области государственного и муниципального управления;
3) предлагаемые Концепцией меры стимулирования потребности дополнительного образования, профессионального и должностного роста не получили реального подтверждения, и поэтому остались благими пожеланиями руководства;
4) слабо растет доля женщин в системе органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ». Мало выдвигается на должности в госслужбу молодых специалистов, в том числе и окончивших СКАГС;
5) по-прежнему, как и до принятия Концепции, допускается дискриминация специалистов нетитульных национальностей при поступлении на госслужбу или при замещении должностей руководителей подведомственных региональных органов власти предприятий;
6) ряде министерств и департаментов, да и в республиканских органах власти продолжается политическая ангажированность и личная верность при подборе кадров на престижные и ответственные посты;
7) анализ анонимного анкетирования персонала региональных органов власти позволил сделать вывод о наличии лишь небольшой части состава людей, имеющих стойкий иммунитет к меркантильным соблазнам власти;
8) в аппаратах органов власти, министерствах и ведомствах, в системе муниципальной службы все еще нередки факты, когда зачисление и освобождение работников проводится без соблюдения необходимых процедур и требований. Одной из причин этого является вывод профсоюзов за пределы кадровых отношений;
9) кадровые службы муниципальных органов ни по функциям, ни по составу специалистов не отвечают современным требованиям и не могут эффективно решать стоящие перед ними кадровые проблемы.
IV. Сценарий деловой игры
Этапы | Продолжительность | Цели | Задачи |
Первый | 20 мин. | Адаптация участников игры к проблемной ситуации, организация игры | 1. Кратко напомнить участникам игры о Концепции современной государственной кадровой политики. 2. Постановка целей, условий игры, задач. 3. Распределение участников по командам, определение лидеров и представителей жюри. |
Второй | 30 мин. | Разработка поля проблем реализации Концепции кадровой политики региона | Формирование основных проблем с помощью «мозговой атаки» или групповой дискуссии. |
Третий | 15 мин. | Селекция приоритетных проблем | Отбор основных проблем по актуальности и реализуемости (А и Б) по балльной системе. |
Четвертый | 50 мин. | Разработка направлений и комплекса мер по решению проблем | 1. Анализ причин возникновения. 2. Определение направления реализации проблем. 3. Определение комплекса мер решения проблем. 4. Прогнозирование позитивных и возможных негативных последствий реализации проблем. |
Пятый | 30 мин. | Презентация программ действий | 1. Доклады лидеров команд. 2. Обсуждение предлагаемых мер. |
Шестой | 15 мин. | Подведение итогов | 1. Оценка предлагаемых мер по решению проблем. 2. Обмен мнений участников. 3. Заключение преподавателя. |
V. Некоторые методические рекомендации к проведению деловой игры
В соответствии со сценарием деловой игры руководитель (преподаватель) кратко напоминает участникам о роли Концепции в осуществлении кадровой политики, ставит цель и задачи, объясняет условия, правила и порядок подведения итогов. Учебная группа разделяется на команды (7-8 человек) и определяются лидеры, на которых возложена обязанность организации коллективного мыслительного процесса и доклад о результатах работы команды. Выделяется по одному человеку из команды в состав жюри. При свободном обмене мнениями участники определяют поле проблем и осуществляют их отбор по актуальности и реализуемости. Команды между собой не консультируются.
При разработке комплекса мер по решению основных проблем командам дается, в зависимости от творческого климата и опыта участия в играх, одна-две разные проблемы с целью обеспечения конкурентности творческого мышления одинаковые проблемы.
Важным моментом проведения деловой игры является обсуждение представленных лидерами команд докладов. Преподаватель должен умело организовать дискуссию с вопросами, репликами, предметным обсуждением.
В заключение преподавателем на основании работы жюри и личного наблюдения подводятся итоги: уровень достижения цели игры, активность и творческое отношение участников, степень их осведомленности о кадровой политике, реальность предложенных мер по повышению эффективности реализации Концепции кадровой политики региона, определяется команда-победитель.
VI. Рекомендуемая литература
1. Закон РФ №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Государственная кадровая политика. Кадроведение. Курс лекций. М. 1998.
3. Государственная кадровая политика. Ростов-н/Д. 2001.
4. Государственная кадровая политика в системе государственного и муниципального управления современной России. Ростов-н/Д, 2004.
5. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах. Ростов-н/Д, 2004
6. Современная государственная кадровая политика и ее реализация на Северном Кавказе. Ростов-н/Д, 2001.
Пояснение