Конфликт и его причины. Функции и результаты организационных конфликтов.
Конфликт – активное столкновение людей в процессе разрешения противоречивых целей и отношений. Формы: определенные психологическиео состояния и определенные конфронтационные действия.
Признаки: наличие взаимозависимых участников (сторон) конфликта, осознающих противоречивость целей и ценностей другой стороны, а также действия, направленные непосредственно друг против друга с использованием давления и создающие атмосферу напряженности.
Объективные причины конфликтов:
1. Распределение ограниченных ресурсов, которое порождает различные формы экономического и социального неравенства;
2. Взаимозависимость задач;
3. Различия в целях;
4. Различия в представлениях и ценностях;
5. Неудовлетворительные коммуникации.
Субъективные причины конфликтов:
1. Персональные причины (личные трения). Индивидуальные противоречия (особенно в жизненном опыте, образовании. воспитании), симпатии и антипатии способны стать причиной противоречий.
2. Ролевые проблемы;
3. Информационные проблемы;
4. Различия в индентификации.
Распространенным источником конфликтов – недостатки индивидуального стиля управления, ошибочные действия руководителя., появление у руководителя псевдоавторитета - чувства собственного превосходства и неспособности критически оценивать свои действия.
Типичные средства компенсации, которые проявляются в общении и действиях псевдоавторитета:
· Резонерство (демагогия, звучные фразы);
· Скептицизм (неспособность понять идеи других, зависть к чужим достоинствам, беспричинные сомнения);
· Заострение внимания на мелочах;
· Напор и решительность (демонстрация прямолинейности, натиска, энергичности вместо анализа и конструктивного, последовательного выбора решения).
К типичным ошибкам относятся:
1. Нарушение трудового законодательства;
2. Нарушение служебной этики;
3. Пренебрежение к вертикальным коммуникациям;
4. Несправедливая оценка деятельности подчиненных;
Заблуждения (стереотипы восприятия):
· Гало – эффект- эта ошибка возникает. Когда руководитель. Основываясь на общем мнении о работнике, оценивает отдельные его качества.
· Ошибка контраста и подобия – возникает, когда руководитель рассматривает качества подчиненного по контрасту с собственными.
· Субъективность предпочтений – оценка завышается из-за безотчетной симпатии к оцениваемому и соответственно занижается из-за антипатий.
· Ошибка центральной тенденции – руководитель избегает применения крайних значений в оценке, поэтому и плохо. Хорошо работающие подчиненные оцениваются примерно одинаково.
Причины конфликтов во многом определяют способы управления ими и характер их последствий (результаты конфликтов). Конфликты по отношению к целям организации, а также по своим функциям и результатам подразделяются на позитивные, позитивно-негативные, негативные.
Конфликты с позитивно-негативной направленностью возникают при несовместимости целей одной стороны взаимодействия с целями социальной системы в целом, которые отстаивает вторая сторона
Конфликты негативного типа отличаются несовместимостью целей обеих сторон с целями организации, социальной системы. Негативные результаты конфликта характеризуют его как дисфункциональное явление, снижающее эффективность деятельности организации.
Позитивные результаты конфликтов и определенные функции:
· Инициируют обновления, прогрессивные изменения;
· Четко формулируют назревшую проблему, мобилизуют внимание, ресурсы для решения проблемы и выражают интересы;
· Формируют у конфликтующих людей чувство сопричастности к принятому решению, что стимулируют его реализацию;
· Усиливает сплоченность группы в борьбе с внешним врагом;
· Побуждает к сотрудничеству в будущем, после урегулирования конфликта;
· Преодолевают конформизм, синдром покорности у подчиненных;
· Выявляют неформальные группы, лидеров и позволяют использовать их потенциал для повышения эффективности деятельности;
· Содействуют получению новой информации об оппоненте, позволяют прогнозировать его возможности;
· Ускоряется процесс социализации участников конфликта;
· Утверждается и подтверждается определенный набор ценностей, достаточных для достижения общих целей.
При анализе последствий позитивных конфликтов можно выявить следующие группы их функций: инновационные, интеграционные, информативные (сигнализирующие и коммуникативные), функции социализации.