Политическая мысль эпохи возрождения.
История политической мысли.
История политической мысли античности.
Греция.
Платон
«Государство», «Политик», «Законы».
Государство - это форма существования общества. В идеальном государстве отношение строится на принципе справедливости. Принцип справедливости предполагает, что каждый делает на своем месте максимум полезного и ему за это воздается. Платон не разделяет понятия общество и государство, государство делится на 3 сословия:
1. правители-философы;
2. войны;
3. ремесленники и крестьяне.
Первые 2 категории не должны иметь семьи и собственности. Сила государства заключается в ее законах, законы должны устанавливать справедливые и гармоничные взаимоотношения. Законы выражают интересы большинства и им должны подчиняться все.
Аристотель-ученик Платона.
«Политика» государство появляется в результате естественного развития, а не божественного промысла, высшая форма это город-государство – это высшая форма общения людей т.к. человек по своей природе существо политическое. Цель высказывания – это достижение всеобщего блага. Для стабильности государства необходимо преобладание среднего в имущественном плане сословия, т.е. он заложил основу теории либерализма.
Цицерон.
«О государстве», «О законах».
Цицерон первым обратился к религии как к духовному основанию как к духовному основанию осуществления гос. власти, закладывает основы теории международного права, разрабатывает теорию справедливых законов, т.е. правовой принцип взаимоотношений власти и подданных.
В целом для политической мысли античности характерно:
1. развивалась в общефилософском контексте;
2. греки обобщали собственный опыт полисного устройства (около 160 полисов);
3. разрабатывалась теория идеальной формы государства;
4. заложены основы будущих политических теорий и идеологий
5. разрабатывалась теория справедливых законов
6. неразделенность понятия государства и общества, т.е. на данном уровне появляется антропоцентризм античного мировоззрения.
7. субъективные характеристики человеческой личности переносятся на государство;
Политические мысли средневековья.
Августин блаженный
«О граде земном», «О граде Божьем».
1. ставит вопрос о смысле и направленности истории, соответственно история это процесс борьбы между градом земным государство и градом божьим.
2. человек по Аристотелю рождается свободным, но государство его ограничивает
3. приоритет церковной власти и светской, т.к. последнее регулирует временное земное существование людей, а потому сама по себе является временной.
Фома Аквинский
«О правлении властителей»
Точки зрения:
1. божественный характер происхождения гос. власти;
2. сущность власти божественна, но форма ее реализации зависит от людей;
3. выступал против социального равенства, т.к. политическое и правовое неравенство сословий является естественным и проистекает из различных природных способностей людей, что соответствует божественному принципу управления миром;
4. подчинение - это добродетель подданных.
Общие черты.
Для средневековой политической мысли характерно в целом:
1. зависимость от католической религии христианства;
2. божественное происхождение власти и государства;
3. освещение, оправдание и объяснение необходимости всеобщего подчинения нормам феодального права;
4. освещение сословного неравенства
Таким образом, католичество было идеологией феодально - монархического государства.
Политическая мысль эпохи возрождения.
Никколо Макиавелли
«Государь»
1. признает независимость политики от других сфер, в том числе экономике, религии;
2. изучает реальность политическую, а не выстраивает идеальную модель, т.е. вводит в политику метод политического реализма;
3. раскрывает социальную природу политики, политика - это взаимоотношения различных слоев по поводу осуществления власти;
4. разделил понятия «общество» и «государство».
Государство - это политическая форма организации общества.
5. государство соответствует природе человека, т.е. преодолевает божественный принцип;
6. сформулировал концепцию циклического развития государственных форм;
выделяет 6 форм государственной власти:
3 неправильные:
· тираническая
· олигархическая
· охлократия - власть толпы
· монархическая
· аристократическая
· демократическая
Достигнув пика развития, государственная форма перерождается в свою противоположность. Разделяет политику от морали. Политика подчинена достижению целей, а цели необходимо согласовывать с методами их достижения. «Цель оправдывает средства». Сильная власть должна обеспечиваться не любовью подданных, а страхом, потому что человек по своей природе неблагодарен, и единственное чувство, которое он способен испытывать всегда – это страх.
Жан Боден.
«6 книг о республике»
Первым вводит понятие государственного суверенитета. Государственный суверенитет - это верховный характер государственной власти независимой от кого бы то ни было, т.е. суверенитет - это независимость государства от других государств и одновременно независимость в осуществлении власти на своей территории.
Признаки государственного суверенитета:
· право объявлять войну и заключать мир;
· право законотворчества;
· налогообложение;
· помилования;
· право чеканить монеты.