IV. Темы семинарских занятий. Темы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу

Темы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу

Отечественной истории для студентов всех специальностей

Заочной формы обучения

Екатеринбург

Методические рекомендации для студентов заочного отделения по курсу «Отечественная история». -Екатеринбург, 2008. -15 с.

Составители: доцент, кандидат исторических наук Мосунова Т.Г.,

доцент, канд. ист. наук Пропп О.В.,

доцент, канд. ист. наук Сапожникова Н.Д.

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры .06.03_ 2008 г.

Протокол №.7

Заведующий кафедрой профессор Леднев В.П.

Одобрены методической комиссией ИСЦ __________________ 2008 г.

Председатель методической комиссии ИСЦ

Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2008.

  1. Общая характеристика курса.

Отечественная история изучает исторические процессы, события и явления, происходившие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история Отечества формирует личностную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи.

В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству, умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитание этих качеств вносит значительный вклад отечественная история.

Целью изучения курса «Отечественной истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований.

Задачи курса:

1) воспитание гражданственности и патриотизма

2) усвоение сущности исторического процесса

3) развитие аналитических и творческих способностей студента.

Курс истории России изучается на заочном отделении ряда специальностей в течение одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского государства и изложение событий в современной России; количественно включает в себя восемь часов лекций, восемь часов семинаров (для обучающихся по сокращенной программе объем соответственно уменьшается), подготовку контрольной работы и экзамен.

При этом на самостоятельную работу студента учебным планом большинства специальностей отводится 130 часов.

II. Краткое содержание курса.

Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России.

Древняя Русь в VI-XIII вв.

Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI- нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIIIв.

Московская Русь в XIV-XVII вв.

Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Противоречивый характер экономических процессов в XVII веке.

Эволюция политического строя в XVII в., складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.

Российская империя в XVIII в.

Характерные черты эпохи Просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.). Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Правление Павла I .

Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в.

Россия в XIX- начале ХХ вв.

Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытки изменения самодержавного характера власти и решения крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России XIX в., ее противоречия и вклад в мировую культуру.

Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Результаты индустриальной модернизации. Особенности политического развития и начало российского парламентаризма. Классификация, программы и тактика политических сил в начале ХХ в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.). Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России.

Советское государство (1917-1991 гг.)

Формирование Советской государственной системы. Гражданская война в России (1918-1920 гг.). Экономическая стратегия большевиков: от «военного коммунизма» к нэпу (1921-1928 гг.). Индустриализация как основа экономической модернизации советского образца. Коллективизация сельского хозяйства. Оформление тоталитаризма в стране.

Предпосылки Второй мировой войны и участие в ней Советского Союза (1939-1945 гг.). Складывание двухполюсного мира. Политика Н.С.Хрущёва: экономические реформы и политическая либерализация. Ужесточение политического режима и попытки экономических преобразований в сер. 1960- сер.1980-х гг.

Политика М.С.Горбачева: ускорение, гласность, перестройка. «Новое мышление» и изменение международной реальности.

Современная Россия (после 1991г.)

Радикальная социально-экономическая реформа. Конституция 1993 г. и изменение политической системы. Внешняя политика и глобальные проблемы современности.

III. Темы лекций

  1. Древняя Русь в IX-XIII вв. (2ч.)
  2. Образование и развитие Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.) (2ч.)
  3. Российская империя в XVIII в. (2ч.)
  4. Эволюция Российского государства в XIX-начале ХХ вв. (2ч.)

IV. Темы семинарских занятий

Тема 1.Советская власть в 1917-1940 гг.(2ч.)

1.Приход большевиков к власти и введение «военного коммунизма» (1917-1920 гг.).

2.Новая экономическая политика (1921-1928 гг.) как разновидность мобилизационной модели развития советской системы.

3.Формирование тоталитарной системы в СССР (кон.1920-нач.1930-х гг.).

Тема 2. Политическая система СССР и попытки экономических реформ (сер.1950-кон.1980 гг.).(4ч.)

1.Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.

2.Советский Союз в сер. 1960-сер. 1980-х гг.

3.Политика М.С.Горбачева. Курс на ускорение и перестройку.

Тема 3. Россия на современном этапе. 1991-2008гг. (2ч.)

  1. Социально-экономическое развитие страны.
  2. Эволюция политической системы.
  3. Внешняя политика в условиях мировой глобализации.

Наши рекомендации